Программа «Формула рукоделия»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в это время у детей  происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям; развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

 

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях в творческой мастерской у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

 

В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

 

Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала.

Педагоги

Ливинская Елена Леонидовна, педагог высшей квалификационной категории.

Уровень образования: высшее (Томский Государственный Педагогический Институт).

Стаж работы – более 29 лет.

 

Курсы повышения квалификации (год/тема):

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС», ГАУО ДПО НСО НИПКиПРО, 72 ч. (27.03.2017 г.).

Содержание программы

Целевые ориентиры для детей 5-6 лет

Знания
• Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
• Научатся видеть необычное в обычных предметах.

Умения
• Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
• Освоят навыки работы с разнообразными материалами, ножницами, клеем.
• Разовьют мелкую моторику рук.


Целевые ориентиры для детей 6-7 лет

Знания
• Овладеют различными приемами преобразования материалов.
• Освоят обобщенные способы работы.
• Разовьют познавательные, конструктивные способности.
• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
•Сформируется положительное отношение к труду(как своему, так и других).

Умения
• Освоят умение анализировать поделку.
• Разовьется поисковая-исследовательская деятельность.
• Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
• Подготовится рука к письму.

Цели программы

Цель: развитие мелкой моторики и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным творчеством.

 

Задачи:

Развивающие:
● Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
● Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
● Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
● Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

 

Образовательные:
● Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
● Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
● Учить использовать нетрадиционные техники рисования, обучать приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов.
● Обучать умению планирования своей работы.

 

Воспитательные:
● Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
● Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Результат программы

Ожидаемый результат:

1 год обучения

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

• Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства – искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду.

• Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: матрёшка, дымковская игрушка и др.

• Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

• Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий.

• Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

 

2 год обучения

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

• Иметь представление о цветовом восприятии, подборе цветовой гаммы в соответствии задуманным образом.

• Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт.

• Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

• Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования и декоративно-прикладного творчества.

• Умеют пользоваться свободно кистью, намечать последовательность изготовления изделия, выполнять изделия самостоятельно, умеют контролировать свои действия со словесным объяснением.

 

Способы работы:
1. Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4. Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.
5. Наклеивание ниток и ткани на изображение.
6. Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.
7. Наклеивание ватных дисков на изображение.
8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
9. Скрепление различных деталей.
10. Наматывание ниток на основу.
11. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.
12. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
13. Изучение нетрадиционных способов рисования.
14. Лепка предметов из теста и их закрашивание.
15. Изучение приемов работы с бумагой.
16. Барельеф.

Особые условия проведения

Материально-техническая база

Материалы:

  • бумага разных видов: картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, альбомы, писчая бумага, папирусная бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага цветная, бумага двухсторонняя, журнальная бумага, газетная бумага, калька и т.д.,
  • ткань,
  • вата, ватные диски, ватные палочки,
  • свеча,
  • природный материал: семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны, шишки разных деревьев, веточки, мох, перья, галька и т.д.,
  • крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия,
  • пластилин,
  • глина,
  • тесто соленое, тесто цветное,
  • бросовый материал: коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров и материалов, скорлупки от киндер яиц, пробки, баночки от йогуртов, разовая посуда, коктейльные трубочки, пайетки, бусы, скорлупа яиц, фольга,
  • нитки: мулине, джутовая, ирис и др.,
  • краски: гуашь, акварельные краски, акриловые краски, карандаши простые, цветные, фломастеры, маркеры, печати, восковые мелки, пастель, уголь, гелевые ручки и т.д.,
  • ножницы,
  • клеёнка,
  • клей: клей-карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер,
  • кисти: беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5,
  • стеки,
  • влажные салфетки,
  • непроливайки,
  • шаблоны.