Предпрофессиональная программа «Баскетбол»

Баскетбол, как спортивная игра, в первую очередь привлекает своей яркой зрелищностью, наличием большого количества технико-тактических приемов. Обладая высокой динамичностью, эмоциональностью и в тоже время индивидуализмом и коллективизмом, баскетбол, по мнению многих специалистов в области спорта, является одним из самых эффективных факторов всестороннего физического развития.

 

Игра заключается в том, что игроки двух команд, передвигаются по площадке с мячом или без него и, преодолевая сопротивление соперника, стараются забросить мяч в корзину противника, одновременно не давая возможности завладеть им мячом и бросить его в свою корзину. Победителем считается та команда, которая после истечения игрового времени забросила наибольшее количество мячей в корзину противника

 

Отличительными особенностями баскетбола являются:

  • Естественность движений. В основе баскетбола лежат естественные движения – бег, прыжки, броски, передачи.

  • Коллективность действий. Эта особенность имеет большое значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.

  • Соревновательный характер. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в процессе спортивной борьбы.

  • Непрерывность и внезапность изменения условий игры. Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации.

  • Высокая эмоциональность.Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность.

  • Самостоятельность действий. Каждый игрок на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать.

  • Этичность игры. Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Программа составлена на основании Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетболу и служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки баскетболистов. В основу программы заложены основополагающие принципы спортивной подготовки занимающихся и юных спортсменов, основанные на результатах научных исследований и передовой спортивной практики

Педагоги

Гапурова Татьяна Васильевна, тренер - преподаватель первой категории.

Общий стаж: 28 лет.

Образование: высшее профессиональное. Узбекский государственный институт физической культуры – 2006 г.
Специальность и квалификация по диплому: спорт/ баскетбол.

Квалификация по диплому: бакалавр.

 

Повышение квалификации:

Оказание первой доврачебной помощи учащимся во время пребывания в образовательном учреждении.


Кирьянов Борис Васильевич, тренер - преподаватель высшей категории.
Общий стаж: 59 лет.

Образование: высшее профессиональное. Омский государственный институт физической культуры – 1968 г.
Специальность и квалификация по диплому: физическая культура и спорт.

Квалификация по диплому: преподаватель - тренер по лыжному спорту.

 

Повышение квалификации:

Оказание первой доврачебной помощи учащимся во время пребывания в образовательном учреждении.

 

Нарышев Сергей Германович, тренер-преподаватель.
Общий стаж: 8 лет.

Образование: среднее профессиональное. Второй Ленинградский индустриально-педагогический техникум – 1992 г.
Специальность и квалификация по диплому: физическая культура.

Квалификация по диплому: преподаватель физической культуры.

 

Повышение квалификации:

Модернизация содержания и технологии преподования физической культуры в общеобразовательных организациях.

 

Шумейко Дмитрий Васильевич, тренер - преподаватель.
Общий стаж: 14 лет.

Образование: высшее профессиональное. Новосибирский государственный педагогический университет – 2018 г.
Специальность и квалификация по диплому: педагогическое образование.

Квалификация по диплому: магистр.

 

Повышение квалификации:

Оказание первой доврачебной помощи учащимся во время пребывания в образовательном учреждении.

Содержание программы

Этап начальной подготовки – 46 недель:

Первый год обучения:

  1. ОФП: 110 часов.
  2. СФП: 34 часа.
  3. Техническая подготовка: 64 часа.
  4. ТТПП, МВМ: 40 часов.
  5. Технико-тактическая (интегральная подготовка): 40 часов.
  6. Участие в соревнованиях,тренерская и судейская практика: 24 часа.
  7. Выполнение норм по физической и технической подготовке не менее 30% всех видов.
  8. Часов в неделю: 6 ч.
  9. Общее количество тренировок в год: 138.

Всего часов: 276.

 

Второй год обучения:

  1. ОФП: 108 часов.
  2. СФП: 50 часов.
  3. Техническая подготовка: 90 часов.
  4. ТТПП, МВМ: 80 часов.
  5. Технико-тактическая(интегральная подготовка): 46 часов.
  6. Участие в соревнованиях,тренерская и судейская практика: 42 часа.
  7. Выполнение норм по физической и технической подготовке не менее 30% всех видов.
  8. Часов в неделю: 8 ч.
  9. Общее количество тренировок в год: 184.

Всего часов: 368.

 

Третий год обучения:

  1. ОФП: 106 часов.
  2. СФП: 50 часов.
  3. Техническая подготовка: 90 часов.
  4. ТТПП, МВМ: 80 часов.
  5. Технико-тактическая(интегральная подготовка): 46 часов.
  6. Участие в соревнованиях,тренерская и судейская практика: 44 часа.
  7. Выполнение норм по физической и технической подготовке не менее 40% всех видов.
  8. Часов в неделю: 8 ч.
  9. Общее количество тренировок в год: 184.

Всего часов: 368.

 

Тренировочный этап (этап спортивной специализации) – 46 недель:

Первый год обучения:

  1. ОФП: 104 часов.
  2. СФП: 62 часа.
  3. Техническая подготовка: 132 часа.
  4. ТТПП, МВМ: 120 часов.
  5. Технико-тактическая(интегральная подготовка): 50 часов.
  6. Участие в соревнованиях,тренерская и судейская практика: 52 часа.
  7. Выполнение норм по физической и технической подготовке не менее 50% всех видов.
  8. Часов в неделю: 10 ч.
  9. Общее количество тренировок в год: 230.

Всего часов: 460.

 

Второй год обучения:

  1. ОФП: 100 часов.
  2. СФП: 80 часов.
  3. Техническая подготовка: 168 часов.
  4. ТТПП, МВМ: 134 часа.
  5. Технико-тактическая(интегральная подготовка): 80 часов.
  6. Участие в соревнованиях,тренерская и судейская практика: 62 часа.
  7. Выполнение нормативов по ОФП и СФП.
  8. Часов в неделю: 12 ч.
  9. Общее количество тренировок в год: 230 - 246.

Всего часов: 552.

 

Третий год обучения:

  1. ОФП: 90 часов.
  2. СФП: 132 часа.
  3. Техническая подготовка: 182 часа.
  4. ТТПП, МВМ: 152 часа.
  5. Технико-тактическая(интегральная подготовка): 100 часов.
  6. Участие в соревнованиях,тренерская и судейская практика: 72 часа.
  7. Выполнение нормативов спортивного разряда.
  8. Часов в неделю: 14
  9. Общее количество тренировок в год: 246 - 276.

Всего часов: 644.

 

Четвёртый год обучения:

  1. ОФП: 80 часов.
  2. СФП: 150 часов.
  3. Техническая подготовка: 216 часов.
  4. ТТПП, МВМ: 170 часов.
  5. Технико-тактическая(интегральная подготовка): 132 часа.
  6. Участие в соревнованиях,тренерская и судейская практика: 84 часа.
  7. Выполнение нормативов по ОФП и СФП и спортивного разряда.
  8. Часов в неделю: 16
  9. Общее количество тренировок в год: 276 - 322.

Всего часов: 736.

 

Пятый год обучения.

  1. ОФП: 70 часов.
  2. СФП: 170 часов.
  3. Техническая подготовка: 240 часов.
  4. ТТПП, МВМ: 190 часов.
  5. Технико-тактическая(интегральная подготовка): 164 часа.
  6. Участие в соревнованиях,тренерская и судейская практика: 102 часа.
  7. Выполнение нормативов по ОФП и СФП и спортивного разряда.
  8. Часов в неделю: 18
  9. Общее количество тренировок в год: 276 - 322.

Всего часов: 828.

Цели программы

Цель программы – совершенствование двигательных способностей ребёнка, гармоническое развитие физических и нравственных качеств, а также формирование стойкого интереса к занятиям физкультурой и спортом, закладка основ здорового образа жизни.

 

Результатом реализации программы должно быть воспитание высококвалифицированных баскетболистов. 

В процессе обучения и тренировок данная программа помогает решить нижеследующие задачи:

  • осуществление гармоничного развития личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения, в соответствии с индивидуальными способностями;
  • укрепление здоровья;
  • достижение высокого уровня основных физических качеств и совершенствование техники и тактики игры;
  • достижение высокого уровня индивидуальной и командной подготовленности, приобретение навыков и их реализация в соревновательных условиях;
  • сохранение высокого уровня общей и специальной работоспособности;
  • приобретение глубоких теоретических знаний и практических навыков по методике обучения и тренировки, планированию, контролю, восстановлению, судейству, организации соревнований. 

Методы программы:

  • словесные методы – методы, создающие предварительное представление об изучаемом движении. К словесным методам относятся следующие формы речи: объяснение, рассказ, замечание, команда, распоряжение, указание, подсчет и др.;
  • наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Данные методы помогают создать конкретные представления об изучаемых действиях;
  • практические методы: метод упражнений, игровой и соревновательный методы. Основным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами: в целом и по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после приобретения занимающимся навыков игры. 

Занимающиеся в спортивной школе на протяжении всего периода обучения проходят несколько возрастных этапов:

  1. Этап занятия физкультурой и спортом –1-2 год
  2. Этап начальной подготовки −3 года,
  3. Тренировочный этап (спортивной специализации) − 5 лет.

Общая направленность многолетней подготовки заключается в следующем:

  • постепенный переход от подвижных игр к простейшим приемам игры в баскетбол;
  • постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию в связи с ростом физических и психических возможностей;
  • планомерное увеличение вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
  • увеличение соревновательных упражнений в процессе подготовки;
  • увеличение объема тренировочных нагрузок;
  • повышение интенсивности занятий;
  • использование восстановительных мероприятий в целях поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья занимающихся.

Результат программы

Первый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • технику безопасности при занятиях спортивными играми;
  • правила личной гигиены;
  • знать простейшие правила подвижных игр.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • выполнять перемещения в стойке;
  • играть в подвижные игры;
  • остановку в два шага и прыжком;
  • делать 2 шага с мячом и выполнять бросок по кольцу.

 

Второй, третий, четвёртый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • историю Российского баскетбола;
  • лучших игроков Москвы и России;
  • следить за выступлением московских команд в Российском чемпионате;
  • знать азбуку баскетбола (основные технические приемы).

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • передвигаться в защитной стойке;
  • выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге;
  • ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления;
  • выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках;
  • владеть техникой броска одной рукой с места и в движении;
  • играть по упрощенным правилам мини-баскетбола.

 

Пятый, шестой год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • профилактику травматизма на занятиях;
  • основные этапы Олимпийского движения;
  • правила проведения соревнований.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • выполнять броски мяча в корзину одной рукой в прыжке;
  • владеть технико-тактическими действиями при вбрасывании мяча в игру;
  • вырывать и выбивать мяч;
  • играть в баскетбол по правилам.

 

Седьмой год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • оказание первой доврачебной помощи;
  • официальные правила ФИБА.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • выполнять челночный бег с ведением мяча;
  • ловить и передавать мяч при передвижении в двойках и тройках;
  • владеть технико-тактическими действиями в защите и нападении;
  • выполнять бросок в прыжке после ведения и ловли мяча в движении;
  • играть в баскетбол по правилам.

 

Восьмой год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек;
  • жесты судей, заполнение технического и игрового протокола.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • выполнять технико-тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча, борьба за отскок);
  • вести мяч без зрительного контроля;
  • применять персональную защиту;
  • играть в баскетбол в условиях, приближенным к соревнованиям;
  • участвовать в квалификационных соревнованиях;
  • выполнять судейство.

Особые условия проведения

Для занятий баскетболом принимаются дети без медицинских противопоказаний по данному виду спорта. Необходимо иметь справку от педиатра об отсутствии противопоказаний.

 

Программа реализует бесплатные услуги.

Материально-техническая база

  1. Спортивная площадка.
  2. Спортивный зал.
  3. Щиты с кольцами – 6 шт.
  4. Жгуты и экспандеры – 1 шт.
  5. Секундомер –1 шт.
  6. Гимнастические скамейки – 6 шт.
  7. Гимнастические маты – 10 шт.
  8. Скакалки – 25 шт.
  9. Мячи набивные различной массы – 5 шт.
  10. Гантели, гири различной массы – 5 шт.
  11. Мячи баскетбольные – 25 шт.
  12. Насос ручной −1 шт.
  13. Рулетка – 1 шт.
  14. Баскетбольное оборудование.
  15. Обручи гимнастические −15 шт.
  16. Конусы малые – 10 шт.
  17. Свисток – 1 шт.

Стоимость

Программа реализует бесплатные услуги.