Программа КЭТ «Траверс»

Никто из туристов не пошел бы в поход второй раз, если бы на личном опыте не убедился, что все виденное, пережитое, слышанное, пройденное, спетое у ночного костра оставляет такое впечатление и делает нашу жизнь богаче, что по сравнению с этим все тяготы и неудобства туризма выглядят не имеющими значения мелочами.

 

Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник подготовлен, более того - от этого зависит вся жизнь человека: на сколько человек готов быстро и взвешенно принимать решения в тружных ситуациях, знает и умеет, как организовать свой быт в любых условиях, умеет ориентироваться во времени и пространстве, может наладить общение... А походы - это только подготовка к жизни.

Педагоги

Смутнев Андрей Викторович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, высшее педагогическое образование, стаж педагогической работы - 30 лет.

Содержание программы

  1. Вводное занятие – 4 ч.
  2. Снаряжение туриста – 8 ч.
  3. Техника преодоления препятствий – 48 ч.
  4. Походная группа туристов – 6 ч.
  5. Ориентирование на местности – 32 ч.
  6. Краеведческая работа в туристском походе – 18 ч.
  7. Школа Робинзона – 30 ч.
  8. Привалы и бивак – 12 ч.
  9. Питание в походе – 10 ч.
  10. Соревнования туристов – 30 ч.
  11. Подготовка к походам – 10 ч.
  12. Гигиена туриста. Первая помощь пострадавшему – 8 ч.

Всего: 216 часов.

Цели программы

Цель программы – создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающегося и формирования гармоничной, способной к самоопределению, самопознанию и саморазвитию личности средствами туризма и краеведения.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • дать основные знания, умения и навыки, необходимые для занятий спортивным туризмом: правила организации походов, виды и правила пользования туристским снаряжением, организация туристского быта, основные правила техники безопасности, правила оказания доврачебной помощи, приемы ориентирования на местности и работы с картой, виды и правила туристских соревнований;
  • сформировать основные умения и навыки, необходимые для выживания в экстремальных ситуациях;
  • дать возможность углубления знаний по школьным предметам: географии, биологии, экологии, краеведению, истории;
  • привлечь внимание к изучению и сбережению природного и исторического наследия Новосибирской области, Сибири и России в целом;
  • сформировать умение планировать, контролировать и анализировать собственную деятельность и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • показать различные способы получения (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • дать основные понятия психологии общения, заложить основы рационального общения;
  • показать способы решения проблем творческого и поискового характера.

 Воспитательные:

  • формировать потребность к духовному развитию;
  • способствовать становлению внутренних маркеров нравственности и морали;
  • формировать основы культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;
  • способствовать формированию эстетических потребностей;
  • способствовать развитию самостоятельности и ответственности;
  • формировать целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • закрепить сознание ценности человеческой жизни, формировать умение противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
  • воспитывать осознанный патриотизм;
  • воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга и уважения к окружающим.

 Развивающие:

  • развивать у обучающихся коммуникативные навыки и умение создавать комфортную эмоциональную среду;
  • способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления;
  • способствовать получению и развитию практических навыков самостоятельности, самоорганизации, самоуправления, самоконтроля и самодисциплины;
  • развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими по возрасту участниками процесса в решении общих проблем.

Результат программы

В результате реализации программы первого года обучающиеся будут знать:

  • виды и формы туризма;
  • основные группы снаряжения;
  • правила пользования снаряжением;
  • требования к членам туристкой группы, обязанности в группе, права и обязанности участников походов;
  • правила проведения туристских походов;
  • основные туристские районы области;
  • виды карт и основы ориентирования;
  • правильный режим питания и водопотребления;
  • действия при ухудшении самочувствия во время похода;
  • требования к месту бивака, техника безопасности при организации бивака;
  • типы костров и их назначение, правила заготовки дров;
  • понятие тактики и техники туризма;
  • правила организации движения группы на маршруте, режим нагрузок;
  • основные туристские узлы и их применение;
  • виды препятствий и способы их преодоления в различных видах туризма.

В результате реализации программы первого года обучающиеся будут уметь:

  • составление списка личного снаряжения на поход;
  • правильная укладка рюкзака;
  • подготовка снаряжения к походу;
  • ориентирование на местности по карте;
  • составление раскладки, упаковка и транспортировка продуктов приготовление простейших блюд;
  • оказание ПМП при поверхностных ранениях;
  • организация бивака;
  • заготовка дров;
  • разжигание костра;
  • организация движения в походе;
  • завязывание основных узлов;
  • выполнение отдельных технических приемов по технике пешеходного туризма: траверс склона, навесная переправа, переправа по параллельным перилам, переправа по бревну с горизонтальным маятником, спуск спортивным способом, подъем спортивным способом переправа по бревну.

Материально-техническая база

Помещение для занятий.