Программа вокальной студии «Радуга» «Семь звонких нот»

Музыка как один из видов искусства является средством эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования нравственности у учащихся. Приобщение к музыкальному искусству способствует формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. При создании благоприятной обстановки музыкальное воспитание раскрывает в человеке творческие способности, обеспечивает духовное развитие, способствует самопознанию.

 

Пение занимает особое место в музыкальной культуре, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Актуальность нашей программы состоит в том, что она дает ребенку возможность войти в мир музыкального искусства, постичь опыт песенного творчества, раскрыть секреты основ пения, прививает любовь к вокальному искусству. Программа вокальной студии «Радуга» разработана на основе методик педагогов В.В. Емельянова, Г.П. Стуловой, Л.П. Масловой, Г.И. Шатковского, К. Орфа.

 

Особенность программы состоит в комплексном подходе к процессу обучения. На занятиях дети знакомятся со всеми видами вокала (народное пение развивает грудной регистр, академический вокал развивает слух, фальцетный режим, а эстрадный вокал развивает чувство ритма) – все это расширяет внутренний мир ребенка. Помимо вокала уделяется большое внимание развитию пластики через показ танцевальных движений, а также сценическому мастерству. Все это способствует общему развитию ребенка, его творческого начала. Такой подход обусловлен стремлением передать свой профессиональный опыт и знания, и желание видеть детей успешными.

Педагоги

Александрова Лариса Николаевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Преподаваемые дисциплины: вокал.

Общий стаж: 39 лет.

Педагогический стаж: 39 лет.

Образование: высшее, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 1977 г.

Направление подготовки и/или специальности: культпросветработник, руководитель самодеятельного хорового коллектива.

 

Повышение квалификации:

  • НОККИ: «Фонопедический метод развития голоса», авторский семинар 24 ч., 2013 г.
  • МПГУ: «Три секрета настройки голоса», мастер-класс И.Г. Егоровой, 36 ч., 2016 г.
  • Мастер-класс в рамках 4 Транссибирского фестиваля, 16 ч., 2017 г.
  • УЦ «Атон»: «Оказание первой помощи пострадавшим», 8 ч., 2018 г.

Содержание программы

Содержание деятельности по обучению пению включает в себя следующие разделы:

  1. Освоение основных знаний и навыков по предмету.
  2. Формирование опыта творческой деятельности.
  3. Формирование опыта эмоционально-волевого отношения к миру.

 

Учебно-тематический план первого года обучения:

  1. Вокальная работа – 96 часов.
  2. Слушание музыки – 16 часов.
  3. Участие в конкурсах, концертах – 32 часа.

Итого: 144 часа.

 

Учебно-тематический план второго года обучения:

  1. Вокальная работа – 96 часов.
  2. Слушание музыки – 16 часов.
  3. Праздники и выступления – 32 часа.

Итого: 144 часа.

Учебно-тематический план третьего года обучения:

  1. Вокальная работа – 96 часов.
  2. Слушание музыки – 16 часов.
  3. Праздники и выступления – 32 часа.

Итого: 144 часа.

 

Учебно-тематический план четвертого года обучения:

  1. Вокальная работа – 96 часов.
  2. Слушание музыки – 16 часов.
  3. Праздники и выступления – 32 часа.

Итого: 144 часа.

 

Учебно-тематический план пятого года обучения

1.Вокальная работа – 96 часов.
2. Слушание музыки – 16 часов.
3.Праздники и выступления – 32 часа.

Итого: 144 часа.

Цели программы

Цель программы – развитие музыкально-творческих способностей, формирование основ духовно-нравственной культуры путем приобщения к вокально-музыкальному искусству.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • Дать знания, развить навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение).
  • Знакомить с лучшими образцами народной, эстрадной, академической музыки.
  • Показать все разнообразие, красочность поющего окружающего мира.

Развивающие:

  • Развить музыкальный слух, мышление, голос, дикцию.
  • Создание творческого коллектива, обеспечение благоприятного психологического климата и эмоционального благополучия детей.

Воспитательные:

  • Привить любовь к музыке.
  • Сформировать духовно- нравственные качества: доброту, отзывчивость, эмпатию, эмоциональность.

Результат программы

Первый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • правильную певческую установку;
  • понятия: музыкальные, шумовые звуки;
  • музыкальные термины;
  • музыкальные понятия: пульс, ритм, мелодия.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • вступать и снимать звук по жесту дирижера во время пения;
  • исполнять песню (произведение) разных музыкальных направлений;
  • определять на слух высоту звука, уметь точно повторять заданный звук;
  • петь короткими фразами на одном дыхании;
  • различать направление движения мелодии;
  • ясно выговаривать слова песни, проговаривать речевые каноны в групповом исполнении;
  • эмоционально, выразительно и осмысленно, ритмично исполнять выученные произведения во время пения;
  • активно произносить стихотворные тексты в заданном пульсе с яркой артикуляцией.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • понятия: унисон, цепное дыхание, ансамбль, канон, дикция; артикуляция, ритм, лады, тональность, полифония;
  • фразеровка, кульминация, форма произведения;
  • длительности и ритмические группы с шестнадцатыми;
  • вокальные понятия тембра.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать при пении правильную певческую установку;
  • правильно брать дыхание во время пения;
  • чисто интонировать мелодию голосом;
  • петь в унисон; работать по руке дирижера;
  • петь несложные двухголосные каноны;
  • применять мягкую атаку звука;
  • правильно формировать гласные и четко произносить согласные, не утрируя их произношения;
  • точно исполнять штрихи во время пения;
  • исполнять выученные произведения ярко, эмоционально, ритмично, с точной дикцией и артикуляцией во время пения;
  • петь в вокальном ансамбле с аккомпаниментом и без сопровождения сложных одноголосных песен.

 

Третий год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • стили и направления в музыке;
  • ритмические группы с синкопами;
  • биографические данные и основные музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • петь чистым, ясным звуком;
  • петь спокойно, без утечки воздуха;
  • уметь брать быстрый вдох;
  • исполнять свою партию в двухголосном произведении в вокальном ансамбле;
  • выразительно интонировать мелодию голосом;
  • эмоционально и артистично передавать художественный образ.

 

Четвёртый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • творчество певцов;
  • основы сценического поведения и артистизма исполнения.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • петь в диапазоне до первой-второй октавы;
  • пользоваться мягкой атакой и редко, как изобразительным приёмом, пользоваться твёрдой атакой;
  • сознательно управлять регистрами голоса;
  • петь чисто, ясно, звонко, легко, индивидуально, петь напевно и слаженно;
  • петь двухголосие;
  • исчезает носовой и горловой призвук;
  • не форсировать звук;
  • петь на одном дыхании, продолжительные фразы, достаточно равномерно распределяют дыхание;
  • петь осмысленно;
  • понимать и следовать дирижерским показам ( при изменении динамики и изменениях в темпе);
  • четко произносить тексты.

 

Пятый год обучения:

  • творчество певцов;
  • основы сценического поведения и артистизма.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • петь в диапазоне ДО первой октавы-РЕ (МИ )-второй октавы;
  • пользоваться мягкой атакой как основным способом звукообразования;
  • петь чисто, звонко, мягко, напевно, с ясным произношением без всяких призвуком, с индивидуальным тембром;
  • правильно петь, в связи с начинающимся предмутационным периодом или даже мутацией;
  • четко и ясно произносить трудные буквенные сочетания;
  • петь на одном дыхании продолжительные фразы без напряжения, равномерно распределяя дыхание;
  • петь выразительно и осмысленно, проявлять эмоциональную яркость и творческую инициативу;
  • петь двухголосные и пытаться петь трехголосные песни;
  • понимать и следовать дирижерским жестам;
  • четко произносить тексты;
  • осознанно управлять своим голосом;
  • пользоваться микрофоном;
  • свободно держаться на сцене.

У обучающихся будут развиты следующие результаты:

  • любовь и уважение к русской и другим народным культурам;
  • взаимовыручка;
  • поддержка друзей;
  • преданность к коллективу и ответственность за свои поступки.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, пианино, ноты, костюмы.