Программа «Хочу все знать!»

Исследовать природу, делать опыты с растениями и животными, ходить на экскурсии любят все ребята.

 

Программа «Хочу всё знать!» поможет сформировать навыки исследовательской деятельности, умение анализировать и делать выводы ответственное отношение к природе. Дети смогут ощутить неразрывную связь знаний из области физики и биологии, химии и наук о здоровье, экологии, изучать наш прекрасный мир в его полноте и взаимовлиянии.

 

Программа имеет базовую часть, раскрывающую закономерности нашего мира, и «вариативную», построенную по типу диалогов о природе. Материал для второй части берётся из природы или «живых уголков» Станции для исследования на занятиях.

 

Особое внимание уделяется практической помощи природе: изготовлению кормушек и дуплянок для птиц, субботников с раздельным сбором отходов.

 

Занимаясь по программе ребята приобретают опыт публичных выступлений с исследовательскими и проектными работами, экологическими сценками.

Педагоги

Попова Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования первой категории.
Общий стаж: 16 лет.

Педагогический стаж: 16 лет.

Образование: высшее, Новосибирский государственный университет, 1998 г.

Специальность и квалификация по диплому: биолог.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО, 03.04-12.04.2017 г, 72 ч., «Психолого-педагогическая компетентность ПДО в контексте профессионального стандарта».

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Живая и неживая природа.
  2. Царство растений.
  3. Царство животных.
  4. Царство грибов.
  5. Краеведение. Наша Сибирь.
  6. Охрана природы.
  7. Воспитательные, праздничные мероприятия.
  8. Введение в исследование.

 

Второй год обучения:

  1. Вселенная и космос.
  2. Взаимосвязи в природе.
  3. Животный мир природных сообществ.
  4. Рельеф и природа Сибири.
  5. Земля – наш общий дом. Охрана природы.
  6. Воспитательные и праздничные мероприятия.
  7. Введение в исследование.

 

Третий год обучения:

  1. Мир естественных наук.
  2. Растения – совершенство и польза.
  3. Животные вокруг нас.
  4. Разнообразие грибов.
  5. Природа Сибири.
  6. Природа в опасности.
  7. Воспитательные и праздничные мероприятия.
  8. Введение в исследование.

Цели программы

Цель программы – формирование экологической культуры детей через развитие исследовательских способностей.

 

Задачи программы: 

Образовательные:

  • формирование широкой целостной картины мира как дома, общего для всех людей и всего живого;
  • расширение знаний о природе. 

Развивающие:

  • развитие познавательных возможностей (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения);
  • развитие эмоциональной сферы и творческих способностей;
  • формирование интереса к исследовательской деятельности. 

Воспитательные:

  • формирование основ экологической культуры.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • компоненты неживой и живой природы;
  • основные сезонные изменения в живой и неживой природе
  • названия наиболее распространенных природных сообществ
  • характерных представителей растительного и животного мира природных сообществ мира (по 5-6)
  • характерных представителей растительного и животного мира разных материков;
  • наиболее распространенных представителей природных сообществ Сибири (не менее 5 по каждому природному сообществу);
  • значение природы для человека;
  • основные этапы экспериментирования (постановка цели, выбор метода, проведение опыта, ведение дневника, формулировка выводов), требования к представлению работ.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • различать наиболее распространенные в нашей местности растения (не менее 10);
  • различать наиболее распространенных представителей разных групп животных нашей местности (не менее 10);
  • описывать объекты природы;
  • проводить самостоятельные наблюдения за обитателями живого уголка, в природе;
  • проводить эксперимент под руководством педагога;
  • работать с дополнительной литературой;
  • оформлять результаты исследования под руководством педагога;
  • представлять результаты исследования для обсуждения;
  • обсуждать исследования других, задавать вопросы.
  • выполнять правила поведения в природе.

Особые условия проведения

Дети принимаются без тестирования.

Материально-техническая база

Для организации учебно-воспитательного процесса используются средства обучения:

 

Иллюстративные:

  • Дидактический материал.
  • Методический материал.
  • Видеофильмы.
  • Стенды, плакаты.
  • Техническое оснащение.
  • Учебно–методическая база СЮН (зимний сад, живой уголок, коллекции объектов природы, пробирки, методики проведения опытов, образцы ведения дневников наблюдения, литература, интернет-источники, доступные химические реактивы и индикаторы, микроскоп, образцы почвы, фотоаппарат, штатив, магниты, магнитный песок, краски, фломастеры, карандаши, бумага, посуда).
  • Ноутбук, проектор.
  • Инструменты для ухода за растениями.
  • Лабораторное оборудование.
  • Стенды СЮН.

 

К программе разработаны:

  • Темы для опытов, исследовательских и творческих проектов, предлагаемых для использования в работе по программе;
  • Тесты входной, промежуточной и итоговый для диагностики усвоения программы по первому году обучения;

 

Дополнительные авторские материалы:

  1. Карточки для определения деревьев Краснообска.
  2. Викторина «Технические изобретения в природе Краснообска» (с презентацией).
  3. Воспитательное мероприятие «День Робинзона» для ознакомления с полезными в хозяйстве растениями СЮН.
  4. Мини-лекция «День основания юннатского движения в России» (с презентацией).
  5. Военная викторина к 23февраля или 9 мая с презентацией.
  6. Воспитательное мероприятие «День птиц» по презентации.
  7. Плакаты: «Лес весной», «Кто живёт на пруду».
  8. Дидактическая игра «Равновесие в природе», карточки для построения пищевых цепочек к теме «Кто живёт на пруду».
  9. Дидактическая игра «Цветы и пчела» (по первоцветам и цветущим деревьям Краснообска, опыляемых насекомыми).
  10. Дидактическая игра по карточкам «Кого ест лягушка, кого боится лягушка?».
  11. Набор карточек для сказки «Лунтик заболел» к теме «овощи».
  12. Набор для проведения занятия «Осторожно, клещи!» по теме «Насекомые»: карточки-определители: «насекомые, пауки, клещ»; карточки для опыта «Одежда, на которой видно клеща», карточки для ролевой игры «Если укусил клещ».
  13. Лото «Природа Краснообска» 1 часть (в процессе оформления).
  14. Конспект занятия «Изучение дождевого червя» с дневником наблюдений.
  15. Конспект занятия «Краски из растений» к теме «Пути изобретения нового, творчество».
  16. План-конспект занятия «Клоп водомерка» с описанием опытов по знакомству с явлением поверхностного натяжения воды. Из раздела «Демонстрационные опыты по физике».
  17. План-конспект занятия «Божья коровка – полезное насекомое» с раскраской.
  18. План-конспект занятия «Прибор нос и весенние запахи» по теме цветы Сибири, набор для аппликации в технике тычкования «Сирень».
  19. Набор карточек «Первоцветы Сибири».
  20. Мини-экскурсия «деревья Краснообска».
  21. Набор карточек к занятию «Весенние хлопоты птиц»: «Чьё гнездо? Чьё яйцо?» (дрозд, синица, сорока).
  22. План-конспект занятия «Морская черепашка» (с 2 опытами по питанию, дневником наблюдений для определения пола).
  23. План-конспект занятия «Лягушка – удивительное превращение», карточки для определения лягушек Сибири.
  24. План-конспект занятия «Плотность» (с использованием моркови, картошки, яблока воды, соли и молока) к теме «Демонстрационные опыты по физике».
  25. Описания опытов: «Выявление крахмала в продуктах», «Значение кальция для костей и зубов», «Поведение дождевого червя», «Поиск корма хомяками и морскими свинками по запаху», «Что и как ест морская черепаха», «Выращивание плесневых грибов в различных условиях», «Зависимость роста плесневых грибов от продукта», «Размножение дрожжевых грибов в разных условиях», «Вода – растворитель», «Влияние фитонцидов на микроорганизмы» и другие.