- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Биология
- Программа «Хочу все знать!»
Программа «Хочу все знать!»
Исследовать природу, делать опыты с растениями и животными, ходить на экскурсии любят все ребята.
Программа «Хочу всё знать!» поможет сформировать навыки исследовательской деятельности, умение анализировать и делать выводы ответственное отношение к природе. Дети смогут ощутить неразрывную связь знаний из области физики и биологии, химии и наук о здоровье, экологии, изучать наш прекрасный мир в его полноте и взаимовлиянии.
Программа имеет базовую часть, раскрывающую закономерности нашего мира, и «вариативную», построенную по типу диалогов о природе. Материал для второй части берётся из природы или «живых уголков» Станции для исследования на занятиях.
Особое внимание уделяется практической помощи природе: изготовлению кормушек и дуплянок для птиц, субботников с раздельным сбором отходов.
Занимаясь по программе ребята приобретают опыт публичных выступлений с исследовательскими и проектными работами, экологическими сценками.
Педагоги
Попова Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования первой категории.
Общий стаж: 16 лет.
Педагогический стаж: 16 лет.
Образование: высшее, Новосибирский государственный университет, 1998 г.
Специальность и квалификация по диплому: биолог.
Повышение квалификации:
- НИПКиПРО, 03.04-12.04.2017 г, 72 ч., «Психолого-педагогическая компетентность ПДО в контексте профессионального стандарта».
Содержание программы
Первый год обучения:
- Живая и неживая природа.
- Царство растений.
- Царство животных.
- Царство грибов.
- Краеведение. Наша Сибирь.
- Охрана природы.
- Воспитательные, праздничные мероприятия.
- Введение в исследование.
Второй год обучения:
- Вселенная и космос.
- Взаимосвязи в природе.
- Животный мир природных сообществ.
- Рельеф и природа Сибири.
- Земля – наш общий дом. Охрана природы.
- Воспитательные и праздничные мероприятия.
- Введение в исследование.
Третий год обучения:
- Мир естественных наук.
- Растения – совершенство и польза.
- Животные вокруг нас.
- Разнообразие грибов.
- Природа Сибири.
- Природа в опасности.
- Воспитательные и праздничные мероприятия.
- Введение в исследование.
Цели программы
Цель программы – формирование экологической культуры детей через развитие исследовательских способностей.
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование широкой целостной картины мира как дома, общего для всех людей и всего живого;
- расширение знаний о природе.
Развивающие:
- развитие познавательных возможностей (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения);
- развитие эмоциональной сферы и творческих способностей;
- формирование интереса к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- формирование основ экологической культуры.
Результат программы
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
- компоненты неживой и живой природы;
- основные сезонные изменения в живой и неживой природе
- названия наиболее распространенных природных сообществ
- характерных представителей растительного и животного мира природных сообществ мира (по 5-6)
- характерных представителей растительного и животного мира разных материков;
- наиболее распространенных представителей природных сообществ Сибири (не менее 5 по каждому природному сообществу);
- значение природы для человека;
- основные этапы экспериментирования (постановка цели, выбор метода, проведение опыта, ведение дневника, формулировка выводов), требования к представлению работ.
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
- различать наиболее распространенные в нашей местности растения (не менее 10);
- различать наиболее распространенных представителей разных групп животных нашей местности (не менее 10);
- описывать объекты природы;
- проводить самостоятельные наблюдения за обитателями живого уголка, в природе;
- проводить эксперимент под руководством педагога;
- работать с дополнительной литературой;
- оформлять результаты исследования под руководством педагога;
- представлять результаты исследования для обсуждения;
- обсуждать исследования других, задавать вопросы.
- выполнять правила поведения в природе.
Особые условия проведения
Дети принимаются без тестирования.
Материально-техническая база
Для организации учебно-воспитательного процесса используются средства обучения:
Иллюстративные:
- Дидактический материал.
- Методический материал.
- Видеофильмы.
- Стенды, плакаты.
- Техническое оснащение.
- Учебно–методическая база СЮН (зимний сад, живой уголок, коллекции объектов природы, пробирки, методики проведения опытов, образцы ведения дневников наблюдения, литература, интернет-источники, доступные химические реактивы и индикаторы, микроскоп, образцы почвы, фотоаппарат, штатив, магниты, магнитный песок, краски, фломастеры, карандаши, бумага, посуда).
- Ноутбук, проектор.
- Инструменты для ухода за растениями.
- Лабораторное оборудование.
- Стенды СЮН.
К программе разработаны:
- Темы для опытов, исследовательских и творческих проектов, предлагаемых для использования в работе по программе;
- Тесты входной, промежуточной и итоговый для диагностики усвоения программы по первому году обучения;
Дополнительные авторские материалы:
- Карточки для определения деревьев Краснообска.
- Викторина «Технические изобретения в природе Краснообска» (с презентацией).
- Воспитательное мероприятие «День Робинзона» для ознакомления с полезными в хозяйстве растениями СЮН.
- Мини-лекция «День основания юннатского движения в России» (с презентацией).
- Военная викторина к 23февраля или 9 мая с презентацией.
- Воспитательное мероприятие «День птиц» по презентации.
- Плакаты: «Лес весной», «Кто живёт на пруду».
- Дидактическая игра «Равновесие в природе», карточки для построения пищевых цепочек к теме «Кто живёт на пруду».
- Дидактическая игра «Цветы и пчела» (по первоцветам и цветущим деревьям Краснообска, опыляемых насекомыми).
- Дидактическая игра по карточкам «Кого ест лягушка, кого боится лягушка?».
- Набор карточек для сказки «Лунтик заболел» к теме «овощи».
- Набор для проведения занятия «Осторожно, клещи!» по теме «Насекомые»: карточки-определители: «насекомые, пауки, клещ»; карточки для опыта «Одежда, на которой видно клеща», карточки для ролевой игры «Если укусил клещ».
- Лото «Природа Краснообска» 1 часть (в процессе оформления).
- Конспект занятия «Изучение дождевого червя» с дневником наблюдений.
- Конспект занятия «Краски из растений» к теме «Пути изобретения нового, творчество».
- План-конспект занятия «Клоп водомерка» с описанием опытов по знакомству с явлением поверхностного натяжения воды. Из раздела «Демонстрационные опыты по физике».
- План-конспект занятия «Божья коровка – полезное насекомое» с раскраской.
- План-конспект занятия «Прибор нос и весенние запахи» по теме цветы Сибири, набор для аппликации в технике тычкования «Сирень».
- Набор карточек «Первоцветы Сибири».
- Мини-экскурсия «деревья Краснообска».
- Набор карточек к занятию «Весенние хлопоты птиц»: «Чьё гнездо? Чьё яйцо?» (дрозд, синица, сорока).
- План-конспект занятия «Морская черепашка» (с 2 опытами по питанию, дневником наблюдений для определения пола).
- План-конспект занятия «Лягушка – удивительное превращение», карточки для определения лягушек Сибири.
- План-конспект занятия «Плотность» (с использованием моркови, картошки, яблока воды, соли и молока) к теме «Демонстрационные опыты по физике».
- Описания опытов: «Выявление крахмала в продуктах», «Значение кальция для костей и зубов», «Поведение дождевого червя», «Поиск корма хомяками и морскими свинками по запаху», «Что и как ест морская черепаха», «Выращивание плесневых грибов в различных условиях», «Зависимость роста плесневых грибов от продукта», «Размножение дрожжевых грибов в разных условиях», «Вода – растворитель», «Влияние фитонцидов на микроорганизмы» и другие.