Программа «Юный турист»

Актуальность программы «Юный турист» заключается в том, что занятия, реализуя стремления подростка к познанию себя и окружающей среды, могут являться мощной профилактической мерой, альтернативой неблагополучных компаний.

 

Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует приобретению навыков самостоятельной деятельности. У учащихся формируются такие жизненноважные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка.

 

Новизна программы предусматривает возможность варьировать виды туризма (пешеходный и лыжный), степень и категорию сложности маршрута в зависимости от индивидуальных особенностей детей и подростков. В рамках одного туристского мероприятия проводятся занятия для детей различных годов обучения. Учащиеся получат дополнительные знания по таким предметам, как:

  • география (ориентирование на местности, работа с картой, масштабом карты, топографическими знаками);
  • биология (распознавание лекарственных трав, изучение природных особенностей местности);
  • математика (определение расстояния по карте, соотношение с масштабом карты);
  • история (краеведческая работа в походе, изучение исторических событий малой родины, знакомство с интересными людьми);
  • экология (экологический туризм, природоохранная деятельность в походе, участие в социально – значимых акциях по охране природы). 

Учащиеся приобретут практические навыки по оказанию первой доврачебной помощи, выживанию в экстремальных условиях природной среды, умению ориентироваться на местности.

 

При реализации программы повышается психологическая защищенность ребенка от агрессивной внешней социальной среды, дети становятся коммуникабельными, способными реализовывать свой творческий потенциал.

Педагоги

Фурсова Алена Сергеевна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 15 лет.

Образование: Новосибирский государственный педагогический университет «Социальный педагог».

Содержание программы

Первый год обучения.

Введение:

  • Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование.

Специальная туристская подготовка:

  • Специальное снаряжение (личное).
  • Узлы.
  • Работа с веревками.
  • Работа с карабинами, БСУ, жумарами.
  • Личное прохождение этапов.
  • Командное прохождение дистанции.
  • Соревнования по пешеходному туристскому многоборью.

Походная подготовка. Турбыт:

  • Специальное, групповое снаряжение.
  • Подготовка к походу.
  • Движение в походе.
  • Профилактика опасностей в походе.
  • Организация бивачных работ.
  • Доврачебная помощь.
  • Питание в походе.

Спортивное ориентирование:

  • Краткие сведения о спортивном ориентировании.
  • Топографическая подготовка.
  • План. Карта.
  • Компас.
  • Азимут. Движение по азимуту.
  • Условные знаки.
  • Чтение карты.

Общая физическая подготовка:

  • ОРУ, СБУ.
  • Спортивные игры.
  • Силовая подготовка.

Поход 1 степени сложности (3 дня):

  • Составление отчета похода. 

 

Второй год обучения.

Введение:

  • Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование.

Специальная туристская подготовка:

  • Узлы.
  • Изучение регламента проведения соревнований.
  • Личное прохождение этапов.
  • Наведение этапов.
  • Командная работа на этапах.
  • Страховка и сопровождение.
  • Тактика прохождения дистанции.

Подготовка к походу. Турбыт:

  • Планирование маршрута и график движения.
  • Питание в походе. Водно – солевой режим.
  • Составление раскладки.
  • Распределение обязанностей в группе.
  • Доврачебная помощь.

Спортивное ориентирование:

  • Условные знаки.
  • Чтение карты.
  • Чтение рельефа.
  • Изображение рельефа на карте.
  • Тактические приемы спортивного ориентирования.
  • Движение по азимуту.
  • Ориентирование на маркированной трассе.

Общая физическая подготовка:

  • ОРУ, СБУ.
  • Спортивные игры.
  • Силовая подготовка.
  • Кроссовая подготовка.

Поход 2 степени сложности (4 дня):

  • Составление отчета похода.

 

Третий год обучения.

Введение:

  • Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование.

Специальная туристская подготовка:

  • Узлы, работа с веревками.
  • Личное прохождение этапов.
  • Командная работа на этапах. Наведение этапов.
  • Изучение «Правил проведения соревнований».
  • Требования к носилкам.
  • Транспортировка пострадавшего.
  • Тактика прохождения дистанции.

Подготовка к походу. Турбыт:

  • Планирование маршрута категорийного похода.
  • Естественные препятствия в походе, их классификация.
  • Организация бивака.

Спортивное ориентирование:

  • Условные знаки.
  • Чтение карты.
  • Тактика прохождения дистанции.
  • Отработка практических приемов.

Общая физичекая подготовка:

  • ОРУ, СБУ.
  • Спортивные игры, эстафеты.
  • Силовая подготовка.
  • Кроссовая подготовка.

Категорийный поход (6 дней):

  • Составление отчета похода.

Цели программы

Цель программы – создание условий для формирования здоровой, коммуникативной, самостоятельной личности ребенка посредством занятий туризмом.

 

Задачи программы.

Предметные:

  • Расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки.
  • Приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом.
  • Приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи.
  • Обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

 Метапредметные:

  • Развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления.
  • Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки.

 Личностные:

  • Содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей.
  • Формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке.
  • Гуманное отношение к окружающему миру.
  • Умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.
  • Формирование бережного отношения к природе.
  • Социальное и профессиональное самоопределение, творческая самореализация личности.

Результат программы

Первый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • Порядок организации и проведения похода 1 степени сложности.
  • Основы туристической техники.
  • Основы топографии и ориентирования.
  • Безопасные и ядовитые растения.
  • Способы профилактики типичных заболеваний, основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи.
  • Правила поведения вне населенных пунктов.
  • Требования техники безопасности в походе.
  • Перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним.
  • Правила приготовления пищи.
  • Правила обустройства бивака.
  • Нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе. 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • Передвигаться по дорогам и тропам в составе группы.
  • Организовать походный быт, составлять раскладку продуктов питания для похода выходного дня.
  • Преодолевать несложные естественные препятствия.
  • Ориентироваться по карте и компасу на несложной местности.
  • Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.
  • Применять указанные знания на практике.
  • Выполнять общие обязанности участника похода.

Личностные результаты:

  • Положительное отношение учащихся к занятиям двигательной деятельностью.
  • Накоплении знаний и формирование умений использовать природные ценности для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
  • Достижение личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • Порядок действий при подготовке многодневных походов.
  • Способы преодоления различных естественных препятствий.
  • Несколько туристических песен.
  • Лекарственные растения.
  • Основные принципы фотографии, репортажной и пейзажной съемки.
  • Функции всех участников на всех этапах подготовки и проведения похода.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • Организовать походный быт, составлять раскладку продуктов для многодневного похода.
  • Владеть приемами самостраховки.
  • Применять несколько узлов.
  • Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.
  • Составлять описание однодневного похода.
  • Участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма.

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире, с учетом устойчивых познавательных интересов.

 

Третий год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • Разрядные нормативы спортивного туризма.
  • Правила подготовки и организации многодневных походов.
  • Правила участия в туристических соревнованиях, условия выполнения туристических разрядов.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • Самостоятельно подготовить и провести многодневный поход и составить отчет о походе.
  • Выполнять необходимые природоохранные мероприятия.
  • Оказать первую доврачебную помощь при всех видах травм и заболеваниях.
  • Участвовать в соревнованиях по туристическому многоборью, осуществлять разнообразные технические действия.
  • Участвовать в простейших спасательно-транспортировочных работах.
  • Выполнять функции любого участника похода.
  • Свободно ориентироваться на природе.

 Личностные результаты:

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других вдов деятельности.
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в природе.

Материально-техническая база

Учебно - материальная база:

  • Учебный класс, оборудованный стендами, отображающими тематику программы, библиотекой учебно - методической литературы.
  • Спортзал, оборудованный для возможного наведения технических этапов.
  • Инвентарь и снаряжение индивидуального и группового характера.

 

Учебно - методический инструментарий:

  • Топографические карты.
  • Маршрутные листы, отчеты о походах.
  • Дидактические материалы.
  •  Положения, условия районных слетов и соревнований.

Стоимость

Занятия бесплатные.