Программа «Юный лесовод»

Программа трёхгодичная. На занятиях учащиеся освоят новые практические знания о лесе, получат опыт практической работы по разведению лесов и охране природы и займутся учебно-исследовательской деятельностью.

 

Актуальность объединения юных лесоводов объясняется тем, что оно сочетает в себе трудовое воспитание, природоохранную работу, профориентацию. Работая с растениями лесов, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними: пересадка и размножение, сбор семян и выращивание саженцев. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а возможно и в выборе  будущей профессии.

Педагоги

Соломин Александр Викторович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

 

Награждён Почетной грамотой Министерства образования науки и инновационной политики Российской Федерации, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации – естественнонаучная.

 

Учащиеся принимают участие в научно-исследовательских конференциях, конкурсах естественнонаучной направленности областного, районного уровней: «Мы за сохранение левов России», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.д.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Введение – 2 часа.
  2. Правила безопасности в лесу – 10 часов.
  3. Лес как природная система – 18 часов.
  4. Основы лесоведения и цветоводства – 8 часов.
  5. Лесовосстановление – 20 часов.
  6. Музы леса – 26 часов.
  7. Деятельность человека в лесных сообществах – 14 часов.
  8. Лесная аптека – 24 часа.
  9. Лесные звери – 12 часов.
  10. Птицы Сибири – 12 часов.
  11. Красная книга НСО – 8 часов.
  12. Охрана и защита леса – 24 часа.
  13. Прививки древесных культур – 12 часов.
  14. Труд и практические занятия – 18 часов.
  15. Итоговое занятие – 2 часа.

Итого: 210 часов.

 

Второй год обучения:

  1. Лесовосстановление – 12 часов.
  2. Как вырастить лес – 16 часов.
  3. Лес на службе человека – 16 часов.
  4. Учение о природе леса – 6 часов.
  5. Влияние человека на состояние леса –18 часов.
  6. Растительность Сибирского региона – 10 часов.
  7. Болезни леса – 12 часов
  8. Охрана леса – 6 часов.
  9. Пользование лесом – 20 часов.
  10. Будущее леса – 6 часов.
  11. Зеленая планета –14 часов.
  12. Охрана и защита леса – 24 часа.
  13. Селекция хвойных пород древесных растений – 14 часов.
  14. Размножение древесных растений вегетативным путем –12 часов.
  15. Труд и практические занятия – 28 часов.
  16. Итоговое занятие – 2 часа.

Итого: 216 часов.

 

Третий год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Основные сведения о лесном фонде Российской Федерации – 6 часов.
  3. Лесоводство.Термины и определения – 6 часов.
  4. Заготовка лекарственного сырья – 12 часов.
  5. Работа в лесном питомнике – 16 часов.
  6. Лесная таксация и подбор лесосечного фонда – 12 часов.
  7. Рубки главного пользования – 12 часов.
  8. Рубки ухода за лесом – 12 часов.
  9. Очистка мест рубок – 12 часов.
  10. Охрана лесов от правонарушений – 16 часов.
  11. Лесовосстановление, заготовка семян древесных культур – 12 часов.
  12. Вредители и болезни леса – 12 часов.
  13. Охрана животного мира – 12 часов.
  14. Лесная селекция – 10 часов.
  15. Охрана лесов от пожаров – 12 часов.
  16. Лесовосстановление. Озеленение населённых пунктов – 12 часов.
  17. Труд и практические занятия – 34 часа.
  18. Итоговое занятие – 2 часа.

Итого: 216 часов.

Цели программы

Цель  – формирование экологической культуры учащегося и компетенции осуществлять универсальные действия через ответственное отношение к природе.

 

Задачи:

Образовательные:

  • Углублять теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам.
  • Научить, как пополнять разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и мерах её охраны.
  • Формировать представление о лесоводстве, как науке о жизни леса и деятельности лесного хозяйства.
  • Формировать умения самостоятельно работать со справочниками и определителями.

 

Развивающие:

  • Развить у учащихся интеллектуальные и практические умения, связанные с изучением и благоустройством местного леса, ведению мониторинга в своей местности.
  • Развить самостоятельность и инициативу при выполнении опытных и научно-исследовательских работ.
  • Выявить экологические проблемы родного края и намечать пути их решения.

 

Воспитательные:

  • Воспитать у учащихся отношение к лесам, как к универсальной ценности, на основе представлений о водоохранном, почвозащитном, экологическом, гигиеническом, эстетическом, познавательном значениях леса.
  • Привить у учащихся чувство любви и бережное отношение к лесу, его обитателям.
  • Формировать качества рачительного и разумного хозяина природы, четко определять права и обязанности по отношению к ней.
  • Формировать у учащихся трудовые навыки и умения при выполнении природоохранных мер.

 

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическая-ориентация.

 

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование., контроль, оценка, коррекция.

 

Познавательные: общеучебные, логические действия, а так же действия постановки и решение проблем.

 

Коммуникативные: планирование сотрудничества, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • Основные методы изучения природы.
  • Основы организации лесного хозяйства.
  • Характеристики леса как природной системы.
  • Особо охраняемые природные территории и памятники природы Тогучинского района.
  • Правила посадки лесных культур.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • Сравнивать растительные сообщества леса; распознавать древесные и кустарниковые породы.
  • Наблюдать изменения в природе, изменения среды обитания под влиянием антропогенного фактора.
  • Ориентироваться на открытой местности и в лесу; соблюдать правила безопасности в лесу.
  • Вести опросы, обрабатывать результаты и формулировать выводы.
  • Вести научные исследования по лесным, сельским экосистемам.
  • Писать исследовательскую работу, реферат, статью.
  • Получать представление о профессиях лесного профиля.

 

Личностные результаты:

 

У обучающих будут развиты следующие личностные качества:

  • Ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
  • Формированние познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
  • Формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.
  • Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  • Осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

 

Метапредметные результаты:

  • Умение работать с разными источниками экологической информации: находить экологическую информацию в различных источниках (тексте научнопопулярной литературы, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Особые условия проведения

Без ограничений.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

  1. Стол ученический- 12 шт.
  2. Стул ученический – 24 шт.
  3. Стол учительский – 1 шт.
  4. Ноутбук −1 шт.
  5. Мультимедийное оборудование- 1 шт.
  6. Экран – 1 шт.

 

Оборудование для практических работ:

  1. Набор посуды и принадлежностей для
    проведения лабораторных работ (НПП) – 4 шт.
  2. Лоток для раздаточного материала −7 шт.
  3. Пинцет анатомический − 15 шт.
  4. Препарировальные инструменты – 15 шт.
  5. Чашки Петри – 7 шт.
  6. Рулетка (10 м) – 1 шт.

 

Информационное обеспечение:

  1. Гербарий «Растительные сообщества»
  2. Гербарий "Лекарственные растения»
  3. Гербарий «Деревья и кустарники»
  4. Коллекция семян и плодов растений леса.
  5. Коллекция вредителей леса.