Программа «Юный биолог»

Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – основа программы.

 

Новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

 

Преимущество предлагаемой программы заключается в том, что при обучении основное внимание уделяется выработке умений и навыков применения биологических понятий для выполнения заданий высокого и повышенного уровня.

 

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой – продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед обучающимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

 

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Педагоги

Степанова Елена Михайловна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Образование: Татарское педагогическое училище учитель начальных классов, среднее – специальное.

 

Повышение квалификации:

  • 2013 г. «Основные задачи реализации предметной области „Искусства“ с учетом требований ФГОС основного общего образования» (108 ч.).
  • 2015 г. «Подходы к преподаванию биологии и химии в школе в соответствии с требованиями стандартов 2-го поколения» (108 ч.).
  • 2017 г. «Оценка образовательных достижений обучающихся и профессиональной деятельности учителя» (72 ч.).
  • 2017 г. «Повышение педагогической культуры родителей с низкой социальной активностью» (36 ч.) 2017 г. «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в образовательной организации» (36 ч.).

Содержание программы

  1. Природа под микроскопом – 14 часов.
  2. Осенние явления в природе – 12 часов.
  3. Зелёный мир – 14 часов.
  4. Мир животных – 14 часов.
  5. Организм человека – 14 часов.
  6. Эволюция природы – 16 часов.
  7. Весна в природе – 14 часов.
  8. Природа под охраной – 14 часов.
  9. Здоровье человека и окружающая среда – 16 часов.

Цели программы

Цель программы – познакомить обучающихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • расширение кругозора, что является необходимым для любого культурного человека;
  • популяризация у обучающихся биологических и экологических знаний
  • ознокомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей;
  • ознокомление с редкими и исчезающими растениями и животными местности;
  • ознокомление с правилами поведения в природе;
  • ознокомление с биологическими специальностями.

Развивающие:

  • развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом;
  • развитие навыков общение и коммуникации;
  • формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей;
  • формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к миру живых существ;
  • воспитание ответственного отношения к порученному делу.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • основные этапы в развитии биологии, значение знаний биологии, прикладные отрасли биологии;
  • основные свойства живой материи, многообразие форм жизни, характерные признаки биосистем, уровни организации живой материи;
  • систематику царства растения, отличия низших растений от высших, характеристику основных отделов и классов растений, особенности их жизненного цикла, усложнение растений в ходе эволюции;
  • отличительные признаки животных, основных (типичных) представителей таксономических групп, признаки крупных таксономических групп, особенности строения представителей животного мира в связи со средой, жизненные циклы паразитических червей, черты прогрессивного развития.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • характеризовать разные уровни организации живой материи;
  • объяснять взаимосвязь строения и функции, узнавать основных изученных представителей органического мира;
  • выявлять признаки различия живой и неживой материи, сравнивать между собой структурные уровни организации жизни, объяснять общие свойства биосистем;
  • выделять существенные признаки классификации живых существ;
  • анализировать и оценивать этапы исследования биологического разнообразия, объяснять практическое значение знаний биологии;
  • использовать простейшие определители представителей животного мира, грамотно использовать понятия и термины, соблюдать основные правила поведения в природе.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
  • интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).

Материально-техническая база

  1. тематические папки,
  2. кабинет для занятий;
  3. компьютер;
  4. мультимедийный проектор;
  5. наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия;
  6. методические разработки занятий и массовых мероприятий;
  7. коллекции, наборы таблиц.