Программа «Забава»

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но это реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

 

Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.

 

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».

 

Кружок народной игрушки «Забава» раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают и осваивают разнообразные ремесла русского народа.

 

Основными формами проведения занятий являются практические занятия по изготовлению кукол, народные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, народные праздники, мастер-классы.

 

Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.), развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов, воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, формирование интереса к народному творчеству, воспитание патриотизма и гражданственности, развитие эстетического вкуса.

Педагоги

Киселева Елена Александровна – педагог ДО высшей квалификационной категории, руководитель школьного музея русской народной культуры «Горница» и кружков ДПИ.

Педагогический стаж: 35 лет.

Образование: высшее, Новосибирский государственный педагогический институт.

 

Повышение квалификации:

  • «Содержание и методика краеведения в современной школе» Муниципальное казённое учреждение дополнительное образование города Новосибирска «Городской центр развития образования» по дополнительной профессиональной программе, 2017 г.
  • «Оказание первой доврачебной помощи учащимся во время пребывания в образовательном учреждении» «Академия Образования Атон».
  • Использование средств презентации в образовательном процессе и подготовка печатных материалов» Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Городской центр информатизации «Эгида»
  • «Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания» ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 2018г.

 

Достижения учащихся:

  • Соловьёва Полина: Диплом лауреата I степени международного интернет-конкурса «Чудо всюду», 2015 г.
  • Мелихова Полина: Диплом лауреата II степени международного интернет-конкурса «Чудо всюду», 2016 г.
  • Монахова Екатерина: Диплом I степени региональной выставки-конкурса «АРТ МОБИЛЕ-2016».
  • 2018 г. Легинченко Анна: Диплом I степени Региональной выставки-конкурса «АРТ МОБИЛЕ-2018».
  • Рожнова Марина: Диплом II степени Региональной выставки-конкурса «АРТ МОБИЛЕ-2018».
  • Калинина Алёна: Диплом лауреата IV Открытого областного фестиваля-конкурса «День Сибири».

 

Достижения педагога:

  • 2015 г.- Городской конкурс «Фотовзгляд» (Диплом лауреата), Международный интернет-конкурс «Чудо всюду» (Диплом лауреата I степени), Общероссийский конкурс «Я – музеевед!» (Диплом I степени).
  • 2016 г. – Региональная выставка творческих работ «Профи» (Диплом), Городской конкурс «Школьный музей: от традиции к новациям» (Грамота за II место).
  • 2017 г. – Городской конкурс «Музейный маршрут» (Диплом лауреата).
  • 2018 г. – Региональный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, посвящённый 100-летию системе дополнительного образования детей в номинации «Дидактические материалы» (Диплом III степени).
  • 2019 г. – Выставка образовательных организаций, литературы и оборудования для учебного процесса «Учебная Сибирь» XV Региональный этнокультурный конкурс детей и взрослых «Через прошлое к будущему».
  • Номинация «Образование и традиционная культура. Воспитательный потенциал традиционной культуры», малая медаль памяти М.Н. Мельникова.

 

Публикации:

В выпуске № 69 электронной газеты «Интерактивное образование» – официальном издании департамента образования мэрии города Новосибирска, опубликована статья «Специфика обзорной экскурсии для первого посещения школьного музея».

http://io.nios.ru/articles2/87/5/specifika-obzornoy-ekskursii-dlya-pervogo-poseshcheniya-shkolnogo-muzeya

 

В выпуске № 81 электронной газеты «Интерактивное образование» опубликовано выступление на круглом столе с темой «Формы взаимодействия школьного музея и лагеря дневного пребывания в летний период» в рамках XV городской научно-практической конференции руководителей музеев и патриотических клубов образовательных организаций.

http://io.nios.ru/articles2/100/5/formy-vzaimodeystviya-shkolnogo-muzeya-i-lagerya-dnevnogo-prebyvaniya-v-letniy

Содержание программы

Разделы:

  1. Введение – 2 ч.
  2. Куклы наших бабушек – 2 ч.
  3. Практические занятия: изготовление кукол – 58 ч.
  4. Проектно–выставочная деятельность – 8 ч.

 

Тематическое планирование:

  1. Введение. Правила техники безопасности. Организация рабочего места.
    Первичный инструктаж на рабочем месте. Правила техники безопасности. Организация рабочего места.
  2. Куклы наших бабушек.
  3. Крестушка. История возникновения куклы. Русские народные обряды и традиции.
  4. Кувадка. Русские народные игры и игрушки.
  5. Бабочка. Природа родного края.
  6. Зольная кукла. Русские народные обряды и традиции.
  7. Закрутка. Кто в куклы не играл – тот счастья не видал.
  8. Отдарок на подарок. Русские народные обряды и традиции.
  9. Ангел. Русские народные праздники: обряды и традиции.
  10. Покосница. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  11. Птичка. Русские народные сказки, легенды, предания.
  12. Пеленашка. Русские народные песни: колыбельные.
  13. Зернушка. Весенний день год кормит.
  14. Колокольчик. История возникновения куклы. Благовест.
  15. Вепсская кукла. Русская свадьба.
  16. Зайчик на пальчик. Русские народные потешки.
  17. Веснянка. Весенние заклички.
  18. Первоцвет. Народный календарь.
  19. Малышок-голышок. Русский фольклор: колыбельные.
  20. Утешница. Русские народные песни.
  21. Тульская барыня. Русские народные наигрыши.
  22. Куклак. Казацкие забавы.
  23. Куклы-дергушки. Русские народные танцы.
  24. Игровая кукла. История возникновения русских имён и фамилий.
  25. Живуля. Русские народные обряды и традиции.
  26. Кубышка травница. Русский народный «травник».
  27. Зернушка-закромушка. Народный календарь, приметы.
  28. Кукла-стригушка «Ангел».Народные ремёсла.
  29. Кукла-стригушка «Коза». Русские народные сказки.
  30. Кукла-перевёртыш «Девка-баба». Семейные традиции и обряды.
  31. Презентация проектов.
  32. Выставка ДПИ.
  33. Праздник игры и игрушки.
  34. Ярмарка.
  35. Экскурсия в музей декоративно-прикладного творчества.

Цели программы

Цель программы:

  • Способствовать освоению техники изготовления русских народных кукол.
  • Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
  • Развить творческие способности младших школьников, их речевую и коммуникативную культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость, трудолюбие.

 

Задачи программы:

  1. Выработать практические навыки работы с разными материалами.
  2. Помочь учащимся преодолеть психологическую «зажатость».
  3. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  4. Развивать фантазию, воображение, зрительное внимание, память, наблюдательность средствами народного искусства.
  5. Развитие умения действовать творчески, реализовать свои возможности, вызывать положительный отклик окружающих, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами, выражающие основные чувства;
  6. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
  7. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  8. Развивать мелкую моторику детей.
  9. Знакомить детей с ремесленной терминологией; с видами народного искусства; воспитывать культуру поведения.

Результат программы

В результате реализации обучающиеся будут знать:

  • русские народные ремёсла, элементарные орудия труда, народный быт;
  • основные приёмы изготовления лоскутных кукол;
  • русские народные традиции.

В результате реализации обучающиеся будут уметь:

  • самостоятельно включаться в творческий процесс;
  • проектировать свою деятельность;
  • применять знания об общественных нормах поведения в различных местах,
  • понимать чувства других людей и сопереживать им,
  • позитивная творческая социализация (участие в выставках, конкурсах, фестивалях,мастер-классах, презентациях изделий).

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • умение оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • умение вносить необходимые коррективы;
  • уметь планировать работу и определять последовательность действий;
  • адекватное использование навыков работы с разным материалом для планирования и регуляции своей деятельности;
  • активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
  • самостоятельно включаться в творческую деятельность;
  • осуществлять выбор применения своих навыков в зависимости от цели;
  • осознанного и произвольного использования практических навыков;
  • способность допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • способность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • адекватного использования речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Особые условия проведения

Участники программы должны обладать навыками самообслуживания, соответствующие 6 летнему возрасту.

Материально-техническая база

Отдельный кабинет, рабочие столы, стулья, ткань х/б, нитки мулине, ножницы, учебно-методический материал: «Н.В. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла», Н.Н. Котова «Русские обряды и традиции», Е. Берстенёва «Кукольный сундучок».