Программа «Мир интеллекта»

Комплекс дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Мир интеллекта» реализуется в рамках деятельности клуба интеллектуальных игр «Магия мысли». В состав комплекса включены две дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы:

1. «Страна Интеллектика», предназначенная для учащихся начальной школы (7-11 лет).

2. «Рождённые мыслить», предназначенная для школьников среднего звена (11-15 лет).

 

Современное школьное образование предъявляет к учащимся достаточно высокие требования, такие как наличие исследовательских качеств, общих и специфических приемов мышления, умения решать проблемные задачи и т.д. Каждый учитель мечтает о том, чтобы все его подопечные «поглощали» новую для них информацию и с восторгом делились с педагогом идеями, возникшими у них под влиянием «переваренного» знания. Вопрос (только!) в том, как этого побиться?

 

Известно, что эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.

 

Мышление – это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Не только в учении, но и в повседневной жизни устойчивого успеха достигают те, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

 

Способности мыслить последовательно, по законам логики, умению сочетать мысли по определенным правилам можно научиться, если развитием умственных способностей регулярно заниматься. Когда ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях – результат обязательно будет.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страна Интеллектика» направлена на развитие у детей познавательных интересов, формирование стремления к размышлению и поиску, чувства уверенности в собственных силах, в возможностях своего интеллекта. Причем, происходит это в наиболее приемлемой для ребенка деятельности – игровой. Игровая деятельность, внутренне мобилизуя интеллектуально-творческие ресурсы ребёнка, даёт ему импульс к личностному развитию.

 

Диапазон понятия «интеллект» с точки зрения учёных очень широк. Его можно повышать, но при этом достаточно трудно раскрыть содержание. Если разделить интеллект на две составляющие – функциональный интеллект (способности, которые ребёнок использует либо не использует в зависимости от ситуации) и потенциальный интеллект (способности, которые ребёнок может задействовать, если ему будет обеспечена такая возможность), то можно создать условия для полного интеллектуального раскрытия личности подростка.

 

«Интеллект – это степень способности понимать разницу между тем, каковы вещи есть и какими они могли бы быть, а также способность приблизить положение вещей к тому, каково оно могло бы быть». В школе учебный предмет «Интеллектуальные игры» – интегративная образовательная область, синтезирующая знания, полученные из школьной программы, общей эрудиции и личностных возможностей подростка и показывающий их возможное использование, как в школьной, так и в другой практике. Участие в составе команды и лично в интеллектуальных играх различных форм и содержаний дают возможность ребёнку развить и задействовать свой интеллект.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рожденные мыслить» предполагает развитие трёх основных путей повышения интеллекта: визуального, слухового и языкового (в т.ч. коммуникативного). Программа направлена на развитие потенциального интеллекта за счёт обучения школьников способам получения информации и развития универсальных навыков мыследеятельности. Возможность для этого они получают, занимаясь интеллектуальными играми. Конкретные школьные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как интеллектуальная игра является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Педагоги

Мартенс Евгения Олеговна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Стаж педагогической работы: 8 лет.

 

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:

«Городской центр информатизации «Эгида» «Методические аспекты безопасного использования сети Интернет в образовательной деятельности» 72 час., 12.04 – 31.05 2016 г.
Новосибирский институт дополнительного образования, филиал СибГАУ «Педагогика и психология дополнительного образования» 270 час., 03.10.2016 – 19.01.2017 г.

 

Награждена:

Диплом победителя Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогических работников, приуроченный к 130-летию рождения А.С. Макаренко.

Диплом I степени IX открытого регионального конкурса методических материалов "Секрет успеха".

Финалист регионального этапа Всероссийского конкурса профмастерства "Сердце отдаю детям" в номинации "Социально-педагогическая".

 

 

Тулупова Марина Аркадьевна, педагог дополнительного образования, имеет высшую квалификационную категорию по должности "учитель".

Стаж педагогической работы: 29 лет.

 

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:

  • ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО «Система работы учителя – словесника в контексте реализации ФГОС ООО», 108 часов.

Расписание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страна Интеллектика».

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Общая продолжительность обучения 36 часов в год.

Срок реализации программы - 4 года.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рожденные мыслить».

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Общая продолжительность обучения 36 часов в год.

Срок реализации программы - 4 года.

Содержание программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страна Интеллектика»: 

Учебный план программы 1-го года обучения 36 часов.

1. Вводное занятие 1 ч.

2. Интеллектуальная игротека 3 ч.

3. Освоение приемов работы в команде 4 ч.

4. Интеллектуальная культура 8 ч.

5. Теория интеллектуальных игр 8 ч.

6. Общая интеллектуальная подготовка 7 ч.

7. Интеллектуальные игры 4 ч.

8. Итоговое занятие 1 ч.

 

Учебный план программы 2-го года обучения 36 часов.

1. Вводное занятие 1 ч.

2. Интеллектуальная игротека 3 ч.

3. Интеллектуальная практика 4 ч.

4. Интеллектуальная культура 4 ч.

5. Теория интеллектуальных игр 7 ч.

6. Общая интеллектуальная подготовка 10 ч.

7. Интеллектуальные игры 6 ч.

8. Итоговое занятие 1 ч.

 

Учебный план программы 3-го года обучения 36 часов.

1. Вводное занятие 1 ч.

2. Интеллектуальная игротека 3 ч.

3. Освоение приемов развития памяти 4 ч.

4. Развитие логического мышления 5 ч.

5. Теория интеллектуальных игр 6 ч.

6. Общая интеллектуальная подготовка 10 ч.

7. Интеллектуальные игры 6 ч.

8. Итоговое занятие 1 ч.

 

Учебный план программы 4-го года обучения 36 часов.

1. Вводное занятие 1 ч.

2. Интеллектуальная игротека 3 ч.

3. Освоение приемов развития памяти 4 ч.

4. Развитие логического мышления 4 ч.

5. Теория интеллектуальных игр 7 ч.

6. Общая интеллектуальная подготовка 10 ч.

7. Интеллектуальные игры 6 ч.

8. Итоговое занятие 1 ч.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рожденные мыслить»:

Учебный план программы 1-го года обучения 36 часов.

1. Вводное занятие 1 ч.

2. Развитие памяти 10 ч.

3. Развитие воображения 7 ч.

4. Общая интеллектуальная подготовка 15 ч.

5. Интеллектуальная игротека 2 ч.

6. Итоговое занятие 1 ч.

 

Учебный план программы 2-го года обучения 36 часов.

1. Вводное занятие 1 ч.

2. Игры со словами 3 ч.

3. Занимательное стихосложение 7 ч.

4. Общая интеллектуальная подготовка 15 ч.

5. Настольные интеллектуальные игры 7 ч.

6. Интеллектуальная игротека 2 ч.

7. Итоговое занятие 1 ч.

 

Учебный план программы 3-го года обучения 36 часов.

1. Вводное занятие 1 ч.

2. Традиционные вопросные интеллектуальные игры 10 ч.

3. Общая интеллектуальная подготовка 10 ч.

4. Традиционные интеллектуальные игры 8ч .

5. Авторские вопросные интеллектуальные игры 4 ч.

6. Интеллектуальная игротека 2 ч.

7. Итоговое занятие 1 ч.

 

Учебный план программы 4-го года обучения 36 часов.

1. Вводное занятие 1 ч.

2. Тематические вопросные интеллектуальные игры 10 ч.

3. Общая интеллектуальная подготовка 10 ч.

4. Интеллектуальные игры на общую эрудицию 8 ч.

5. Участие в интеллектуальных играх 4 ч.

6. Интеллектуальная игротека 2 ч.

7. Итоговое занятие 1 ч.

Цели программы

Разноплановое интеллектуально-творческое развитие обучающихся средствами интеллектуальных игр.

 

Задачи.

Образовательные:

  • познакомить с правилами игры и формами вопросов «Викторины», «Эрудит-лото» и «Что? Где? Когда?», особенностями индивидуальной игры и игры в команде;
  • научить решать интеллектуальные вопросы и задания различной степени сложности;
  • познакомить с понятиями «память», «воображение»; этапами творческого воображения;
  • познакомить с особенностями построения и правилами традиционных и авторских вопросных интеллектуальных игр; тематических интеллектуальных игр и интеллектуальных игр на общую эрудицию;
  • научить приёмам запоминания;
  • научить играть в команде и индивидуально в различные виды интеллектуальных игр;
  • научить самостоятельно находить источники информации и владеть способами работы с ними. 

Развивающие:

  • способствовать развитию потенциального интеллекта детей;
  • развивать визуальные и слуховые навыки, творческое воображение;
  • формировать самостоятельность в познавательной деятельности: умение объективно оценивать творческие достижения; аргументировано обосновывать свою точку зрения;
  • самостоятельно искать новые информационные источники. 

Воспитательные:

  • формировать коммуникативные умения и навыки работы в команде;
  • воспитывать волевые черты характера.

Результат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страна Интеллектика». 

После 1-го года обучения дети будут знать:

  • правила и формы вопросов «Викторины», «Эрудит-лото» и «Что? Где? Когда?»;
  • особенности индивидуальной игры и игры в команде.

После 1-го года обучения дети будут уметь:

  • решать простейшие интеллектуальные задания и вопросы: кроссворды, сканворды, японские кроссворды; шарады, буриме; ребусы; «магический квадрат»; вопросы с логической взаимосвязью.

 

После 2-го года обучения дети будут знать:

  • правила и формы вопросов «Ва-банк», «Блицкриг» и «Брейн-ринг».

После 2-го года обучения дети будут уметь:

  • решать простейшие интеллектуальные вопросы: логические головоломки: геометрические, графические и др., кроссворды, сканворды, японские кроссворды; шарады, буриме; ребусы; «магический квадрат»;
  • решать простейшие интеллектуальные задачи на применение анализа, комбинирования, умения рассуждать и планировать.

 

После 3-го года обучения дети будут знать:

  • правила и формы вопросов «Что? Где? Когда?», «Мафия» и «Эрудит».

 После 3-го года обучения дети будут уметь:

  • решать интеллектуальные вопросы средней степени сложности;
  • запоминать материал, подобранный педагогом при подготовке к интеллектуальным играм, используя способности узнавать, распознавать, воспроизводить и объяснять.

 

После 4-го года обучения дети будут знать:

  • правила и формы вопросов «Индивидуальной «Своей игры», «Командной «Своей игры» и «Эрудит-квартета».

После 4-го года обучения дети будут уметь:

  • решать интеллектуальные вопросы средней и высокой степени сложности;
  • запоминать материал, подобранный педагогом при подготовке к интеллектуальным играм, используя приемы развития памяти.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рожденные мыслить». 

После 1-го года обучения учащиеся будут знать:

  • основные моменты истории изучения памяти, понятие памяти;
  • основные параметры воображения, понятие воображения (благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею).

После 1-го года обучения дети будут уметь:

  • пользоваться основными приёмами запоминания;
  • владеть этапами творческого воображения на начальном уровне по М.В. Гамезо и И.А. Домашенко (возникновение творческой идеи, «вынашивание замысла, реализация замысла;
  • самостоятельно пользоваться источниками информации.

 

После 2-го года обучения учащиеся будут знать:

  • правила «игр со словами»;
  • правила «занимательного стихосложения»;
  • правила классических настольных интеллектуальных игр.

После 2-го года обучения дети будут уметь:

  • играть в команде и индивидуально;
  • самостоятельно находить источники информации.

 

После 3-го года обучения учащиеся будут знать:

  • особенности построения и правила традиционных вопросных интеллектуальных игр;
  • особенности построения и правила авторских вопросных интеллектуальных игр.

После 3-го года обучения дети будут уметь:

  • играть в команде и индивидуально: в традиционные вопросные интеллектуальные игры, в авторские вопросные интеллектуальные игры.

 

После 4-го года обучения учащиеся будут знать:

  • правила и формы вопросов: тематических интеллектуальных игр, интеллектуальных игр на общую эрудицию.

После 4-го года обучения дети будут уметь:

  • играть в команде и индивидуально: в тематические интеллектуальные игры, интеллектуальные игры на общую эрудицию;
  • самостоятельно находить источники информации и владеть способами работы с ними без помощи педагога.

Особые условия проведения

Принимаются все желающие, без специального отбора. Ограничений по здоровью нет.

Материально-техническая база

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Страна Интеллектика» реализуется на базе МБОУ СОШ № 99.

 

Для занятий согласно договору безвозмездного пользования объектом недвижимости от 01 марта 2012 г. № 2237 выделены кабинеты, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинеты оборудованы партами и стульями ученическими, шкафами с отделениями для хранения методических и дидактических материалов, специальной предметной литературы, информационными стендами. В каждом кабинете имеются технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран либо интерактивная доска.

 

Методическое обеспечение программы.

Для успешной реализации программы используются следующие методы работы:

  • поисково-исследовательский метод – самостоятельная работа обучающихся по выполнению различных заданий при подготовке к интеллектуальным играм (изучение литературы и др. источников информации);
  • метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела (участие в интеллектуальных играх);
  • метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство интеллектуального, духовного, нравственного, эмоционального развития.

Для педагогически последовательного интеллектуально-творческого развития обучающихся необходима достаточно частая смена деятельности, видов общения, ролевые перемещения и изменение социального статуса. Форма проведения занятий комплексно решает названные проблемы через игру, которая оптимизирует познавательно-творческую деятельность ребят, связывает ее определенной социально-психологической организацией, позволяет постепенно расширять, углублять, совершенствовать эту деятельность.

 

Участие в подготовке к интеллектуальным играм способствует повышению самостоятельности обучающихся, дает возможность обрести существенный рост в духовно-нравственном развитии, так как расширяет сферу и опыт коллективной деятельности, укрепляет такое мощное средство педагогического влияния, как коллектив.

 

Информационно-дидактическое обеспечение программы.

В ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Игровая кладовая» используются следующие информационно-дидактические средства и ресурсы:

  1. мультимедийные презентации «Викторина» по темам: «Техника безопасности: правила поведения в чрезвычайных ситуациях», «Профессии», «Знаки дорожного движения», «Знаешь ли ты сказки», «Самый умный», «Угадай животное», «Своя игра» – 5 вариантов, «Что? Где? Когда?» для младших школьников – 5 вариантов, «Детективное агентство инспектора Людовика», «Детективное агентство инспектора Варнике», и др.;

  2. мультимедийные презентации «Своя игра» по темам: «Этот чудный зоопарк», «Грядка, поле, луг, птицы, животные», «Авто, право, спорт, шутки, буквы», «Вещи, предметы, звери, сказки, иностранные сказки», «Ребусы, космос, животные, математика, слова», «Спорт, космос, город, литература, животные», «Фрукты, ягоды, овощи, животные, самые-самые, насекомые», «Окружающий мир», «В мире литературы», «Растения, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, история, на реке», «Фрукты, домашние животные, птицы, насекомые, наше тело», «Математический, фразеологизмы, природа вокруг нас, природные богатства, я и право», тематические презентации по животному миру – 10 шт., по чудесам России – 4 шт.;

  3. мультимедийные презентации «Что? Где? Когда?» по теме «Общая эрудиция»;

  4. мультимедийные презентации для подготовки к интеллектуальным турнирам различных уровней: «Великие города мира», «Великие люди», «Вода», «Военные песни», «Знатоки правил дорожного движения», «Города России», «Денискины рассказы», «Заповедник сказок», «Зелёная планета», «Космос», «Кошки и собаки», «Моря», «Музеи мира», «Насекомые», «Общая эрудиция», «Джанни Родари», «Птицы», «Россия», «Санкт-Петербург», «Спорт», «Страны Европы», «Фразеологизмы», «Костюмы», «Памятники Новосибирска», «Чудеса природы», «Чудеса света», «Пираты Карибского моря», «По морям по волнам» – 5 шт., и др.

  5. электронное научно-популярное издание «Знай и умей»: «Головоломки профессора Головоломки», «И тут появился изобретатель», «Занимательные игры и развлечения», «В мире неожиданных загадок», «Весёлые тайны», «Весёлый час», «Нам не скучно», «Смекалка», «Мастерская головоломок», «Вспомним забытые игры», «Ларчик с играми», «Отчего почему» и др.;

  6. мультимедийные презентации к внутриучрежденческим интеллектуальным играм из циклов: «Дорожный калейдоскоп», «По дорогам сказок» и др.;

  7. дидактические игры в электронном виде: «Одним словом», «Угадай кто?», «Найди отличия», «Криптограммы», «94 процента», «Кроссворды», «Найди лишнее», «Пиктограммы», «Ребусы», «Угадай слово», «Балда» и др.

  8. электронные издания книг: «Интеллектика» (А.З. Зак), «Логические задачи для юного сыщика», «Криминальные задачи на внимательность» (С. Федин), «Интеллектуальные игры» (Б.П. Никитин), «Обучающие и развивающие игры, 1-4 класс» (Анисимова Н.П., Винакова Е.Д.), «Занимательные игры и развлечения»(Гик Е.Я.), «Любимые мультики: ребусы, загадки, головоломки»(Данковцева А., Дружинина М., Собе-Панек М.), «Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах»(Мазепина Т.Б.), «Мега-тест для эрудитов, 1000 вопросов и ответов», «Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10-14 лет» (Л. Тихомирова) и др.;

  9. электронные издания энциклопедии «Я познаю мир» в количестве 114 книг;

  10. подборка в электронном виде различных головоломок и дидактических заданий: анаграммы, вопросы на внимание, занятные иероглифы, логические задачи;

  11. печатные издания с дидактическими пособиями: «Познавательные кроссворды на уроках в начальной школе» (Подгорная С.Н., Петлякова Э.Н.), «Задачник. Ненаглядное пособие по математике», Задачник» (Остер Г.), «Большая книга веселого досуга» (изд. Ридерз Дайджест), «В стране головоломок» (изд. Ридерз Дайджест), «Игры на логику Танграм» (Слокум Джерри), «Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки» (изд. Омега), «Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы» (Сушинскас Л.Л.) и др.;

  12. сборники дидактических материалов для подготовки к интеллектуальным играх городского, окружного и учрежденческого уровней: задания, тренировочные вопросы, раздаточный материал и др.;

  13. сборники дидактических материалов для проведения учебных занятий в печатном и электронном видах, включающие: буриме, шарады, логорифмы, анаграммы, шароиды, лесенки из букв, пересекающиеся слова, чудо-квадраты, квадраты слов, числовые пирамиды, кроссводры, сканворды, судоку, цепочки слов, ребусы, метаморфозы, наборы слов для игры «Виселица», наборы слов для игры «Слова из слова», вопросы на внимание и с подвохом занятные иероглифы, логические загадки, задания на симметрию и др.;

  14. комплекты настольных дидактических игр: «Мафия», «Активити», «Проведи шарик», «Магический квадрат», «Танграм», 11 комплектов кубиков Б.П. Никитина, «45 треугольников», «Пексесо» (4 комплекта), «Эрудит», «Данетки», «Реверси», «Магический круг», «Остров сокровищ», «Тайна Луны», «Лабиринт», «Брокер», «Менеджер», «Го», «Интеллектуальное лото», «Головоломки со спичками», и др.

Стоимость

Обучение бесплатное.