Программа «Краеведение»

Направленность. В условиях модернизации Российского образования возрастает роль гуманитарных предметов в становлении и развитии личности обучающихся. Краеведение как составная часть исторического образования помогает заинтересовать обучающихся историей своей малой Родины, воспитывать патриотизм, формировать активную жизненную позицию. При изучении современных курсов отечественной истории предусматривается включение региональных компонентов по краеведению в учебные планы общеобразовательных школ.

 

Актуальность программы по краеведению заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей малой Родины, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

 

Программа построена таким образом, что школьники изучают свой район, село и регион, используя различные виды работ, как индивидуальные, так и коллективно-групповые. Работа в группе помогает наладить тесное сотрудничество, учит терпимости, коллективизму, взаимопониманию, доброжелательности, творческому подходу, выявляет личностно лидерские качества у обучающихся.

Педагоги

Львова Татьяна Антоновна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. 

Уровень образования: Новосибирский государственный педагогический институт "Биология", 1986 г. 

Стаж работы: 41 год.



Повышение квалификации:

  • Республиканский институт высшей школы "Профилактическая и коррекционная работа с неблагополучной семьей", 2014 г.
  • НИПКиПРО "Развитие методической компетентности педагогов дополнительного образования в контексте профессионального стандарта" , 2017 г.

Содержание программы

Учебно-тематический план I года обучения:

  • Введение. Экскурсия по музею (2 ч.).
  • "Сердцу милый уголок" (4 ч.).
  • "По родным местам" (18 ч.).
  • "Моя родословная" (12 ч.).
  • Из истории села (20 ч.).
  • Ветераны войны и труда – гордость нашего села (10 ч.).
  • "Школа – мой второй дом" (14 ч.).
  • Память навсегда (22 ч.).
  • Итоговое занятие. Конференция (2 ч.).

 

Учебно-тематический план II года обучения:

  • Введение. Беседа о летнем отдыхе (2 ч.).
  • Оформление стенда «Мое любимое село» (6 ч.).
  • Из истории отечественного краеведения (4 ч.).
  • Особенности и виды вещественных исторических источников (4 ч.).
  • Изучение и описание вещественных исторических источников на примере родословной (8 ч.).
  • Изучение истории на примере рода, родословной (4 ч.).
  • Изучение истории на примере генеалогического древа (8 ч.).
  • Особенности исследовательского метода изучения родного края (6 ч.).
  • Сбор и обработка материала по истории школы (8 ч.).
  • Знаменитые люди села (6 ч.).
  • Знаменитые ученики (6 ч.).
  • Учителя школы (6 ч.).
  • Знакомство с государственной символикой Мошковского района (2 ч.).
  • Экскурсия в Мошковский краеведческий музей (6 ч.).
  • Методы изучения источников о возникновении улиц села (10 ч.).
  • Как выбирать тему для исследовательской работы (4 ч.).
  • Исследовательская работа (10 ч.).
  • Как работать с архивом (2 ч.).
  • Посещение архива (8 ч.).
  • Библиотека – как источник информации (2 ч.).
  • Работа в библиотеке (10 ч.).
  • Работа с рукописным материалом (2 ч.).
  • Итоговое занятие (4 ч.).

 

Учебно-тематический план III года обучения:

  • Введение. Инструктаж. Беседа о летнем отдыхе (2 ч.).
  • Оформление стенда "Мое село" (6 ч.).
  • Источники изучения истории края (4 ч.).
  • Особенности и виды исторических источников (4 ч.).
  • Изучение и описание вещественных исторических источников в школьном музее (8 ч.).
  • Устные исторические источники (2 ч.).
  • Способы сбора и изучения устных исторических источников (10 ч.).
  • Письменные источники (12 ч.).
  • Особенности изучения исторических источников на примере родословной (2 ч.).
  • Изучение исторических источников на примере родословной (8 ч.).
  • Изучение истории на примере рода, родословной (4 ч.).
  • Изучение истории на примере генеалогического древа (8 ч.).
  • Особенности исследовательского метода изучения родного края (6 ч.).
  • Сбор и обработка материала по истории школы (8 ч.).
  • Знаменитые люди села (6 ч.).
  • Знаменитые ученики (6 ч.).
  • Учителя школы (6 ч.).
  • Изучение государственной символики Мошковского района (2 ч.).
  • Экскурсия в Мошковский краеведческий музей (6 ч.).
  • Методы изучения источников о возникновении улиц села (10 ч.).
  • Как выбирать тему для исследовательской работы (4 ч.).
  • Исследовательская работа (10 ч.).
  • Как работать с архивом? (2 ч.).
  • Посещение архива (8 ч.).
  • Библиотека - как источник информации (2 ч.).
  • Работа в библиотеке (10 ч.).
  • Работа с рукописным материалом (2 ч.).
  • Итоговое занятие (4 ч.).

Цели программы

Цель программы - воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своего края и все страны в целом.

 

Задачи программы:

Развивающие:

- развитие мотивации школьника к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение истории своей малой Родины;

- помощь учащимся в раскрытии своих способностей, реализации их в различных видах исследовательской деятельности;

- развитие информационно-коммуникативных способностей учащихся, воспитание толерантности по отношению к другим людям.

 

Воспитательные:

- укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую Родину;

- воспитание культуры общения с людьми старшего поколения;

- проведение уроков мужества с детьми войны и оказание им посильной помощи.

 

Образовательные:

- изучение истории возникновения и развития села и школы;

- исследование истории родного края;

- проведение поисковой работы в целях пополнения фонда школьного историко-краеведческого музея;

- ведение поисковой работы по изучению жизни и деятельности людей, прославивших родное село;

- проведение уроков, экскурсий, посвященных истории школы.

Результат программы

Личностные результаты:

  • воспитание уважительного отношения к памяти прошлых поколений;
  • воспитание бережного отношения к культурному и природному наследию;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

Метапредметные результаты:

  • уметь работать с различными видами источников получения информации;
  • уметь проводить исследовательские работы, находить решения различным поисковым проблемам;
  • грамотно вести поисковые и исследовательские записи;
  • владеть элементами, приемами написания и защиты исследовательской работы.

 

Предметные результаты:

  • знать историю своей семьи и рода в целом;
  • знать историю своего села, его улиц, близлежащих окрестностей;
  • знать основные исторические события, происходящие на территории края в разное время;
  • знать историю развития школьного образования в селе;
  • уметь составлять генеалогическую таблицу своей семьи.

Материально-техническая база

  • Ноутбук.
  • Проектор.
  • Дидактические материалы.

Стоимость

Занятия бесплатные.