Программа «Нотка»

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.


В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. 


В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.


При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.Занятия проводятся 1 час в неделю. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.


В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и обще музыкальных данных.


Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для районных, школьных конкурсов сольного и ансамблевого пения, для других мероприятий.


Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.

Педагоги

Гаврилова Лариса Владимировна -учитель музыки, педагог дополнительного образования.

Квалификационная категория: высшая категория с 19.11.2015 по 19.11.2020.
Преподаваемые дисциплины: музыка.
Общий стаж: 38 / Педагогический стаж: 38 / Стаж по специальности: 38/14 лет.

Уровень образования: среднее профессиональное, Джизагское гос училище искусств, 1982 г.


Специальность и квалификация по диплому: дирижер хора, учитель музыки и пения в общеобразовательной школе, преподаватель сольфеджио в ДМШ.
Направление подготовки и/или специальности: хоровое дерижирование, дирижер хора, учитель музыки и пения в общеобразовательной школе, пр-ль сольфеджио в ДМШ.


Повышение квалификации:

  1. «Современные подходы к художественной подготовке обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО», 108 ч., 2016 г.
  2. Оказание первой доврачебной медицинской помощи учащимся во время пребывания в образовательном учреждении, 16 ч., 2017 г.

Содержание программы

  1. Введение.
  2. Ладовое многообразие.
  3. Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения.
  4. Динамика.
  5. Музыкальные жанры: песня, танец, марш.
  6. Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-х частные.
  7. Типы голосов.
  8. Типы дыхания.
  9. Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода.
  10. Урок слушания и анализа.
  11. Формирование певческих навыков. Роль распевки.
  12. Певческая установка.
  13. Развитие слуха. Слух- регулятор голоса.
  14. Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты.
  15. Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции.
  16. Дыхания.
  17. Единство художественного образа и исполнительства.
  18. Работа над тембровой окраской.
  19. Звуковедение. Развитие чувства ритма.
  20. Отработка сценической постановки художественного номера. Работа с солистами.
  21. Развитие певческого диапазона. Унисонное пение.
  22. Пение фальцетом.
  23. Пение речитативом. Дикция.
  24. Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение.
  25. Работа над музыкальным и сценическим образом.
  26. Жанровое разнообразие музыки.
  27. Роль песни в переломные моменты истории.
  28. Песня в жизни человека.
  29. История гимнов России.
  30. Песня на войне.
  31. Бардовская песня.
  32. Современная музыка – что это?
  33. Вокальные жанры в музыке.
  34. Творчество современных композиторов-песенников.
  35. Народное музыкальное творчество.
  36. Владение своим голосовым аппаратом.
  37. Использование певческих навыков.
  38. Работа над собственной манерой вокального исполнения.
  39. Освоение исполнения бэк-вокал.
  40. Расширение диапазона голоса.
  41. Нотная грамота.
  42. Дикция и артикуляция. Сценическая хореография.
  43. Выявление индивидуальных красок голоса.
  44. Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация.
  45. Движения под музыку.
  46. Постановка танцевальных движений.
  47. Использование элементов ритмики, сценической культуры.
  48. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.
  49. Беседа о гигиене певческого голоса.
  50. Народное творчество.
  51. Работа исполнителя-вокалиста.
  52. Урок-концерт.

Цели программы

Цель программы:

• Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека.
• Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.

 

Задачи:
1. На основе педагогически последовательно приобретенных вокальнохоровых навыков и умений развить музыкальность, эмоциональную выразительность детей, их голос, слух и память.
2. Повысить культурный уровень детей, развить интерес к творческой музыкальной деятельности.
3. Развивать индивидуальные особенности детей, их желание проявить себя в творчестве, совместных делах.
4. Максимально включать детей в концертную исполнительскую деятельность.
5. Готовить детей к участию в фестивалях и конкурсах.

Результат программы

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
- несколько песен и самостоятельно исполнять их;
- правила пения при занятии любыми видами музыкальной деятельностью;
- классические и современные музыкальные произведения из программы кружка;
- жанры музыкальных произведений (опера, балет);
- музыкальные термины (импровизация, ноты, мелодия, гармония);
- значение динамических оттенков;
- звуки шумовые и музыкальные;
- силу звука и динамический слух;
- наиболее известные классические и современные музыкальные произведения из программы кружка для слушания, самостоятельно определять и называть их, указывать автора;
- музыкальные инструменты (скрипка, фортепиано, лира);
- нотную запись;
- размеры;
- паузы (запись);
- знаки альтерации;
- музыкальные термины (запись);
- интервалы, аккорды (мажорное и минорное трезвучия).


Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно начинать пение после вступления;
- применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений;
- инсценировать песни;
- петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всём диапазоне;
- контролировать слухом пение окружающих;
- самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
- сдерживать эмоционально – поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертного исполнения;
- контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фонограммы.

Особые условия проведения

Индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и обще музыкальных данных.

Материально-техническая база

Для реализации программы необходимо техническое оснащение занятий:
- музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор);
- музыкальный центр, телевизор;
- аудиокассеты, диски;
- музыкальная литература, распечатки нот.

 

Информационное обеспечение.

1. Соболев А.С. «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе», Москва «Просвещение», 2012 год.
2. Кондратюк Н.Н. «Музыка в школе», методическое пособие, творческий центр «Сфера», Москва, 2015 год.
3. Истомин С.В. «Я познаю мир», детская энциклопедия «Музыка», Москва, издательство «АСТ», «Арсель», 2010 год.
4. Зарецкая Н.В. «Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста», пособие для практических работников ДОУ, «Айрис – пресс», Москва, 2012 год.
5. Агапова И.А., Давыдова М.А. «30 музыкальных занятий для начальной школы», «Аквариум» ГИППВ, 2015 год.
6. Лидина Т.Б. «Я умею петь», большая книга о пении, издательство «Феникс», 2000 год.
7. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» популярное пособие для родителей и педагогов,
«Академия развития», Ярославль, 2012 год.
8. Весёлые уроки музыки в школе и дома / Авт-сост Бугаева З.Н. - М.: Издательство АСТ Донецк; Сталкер, 2002.
9. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / Оськина С.Е., Парнес Д.Г.- М.: АСТ, 2005 г.
10. Федонюк В.В. Детский голос. Задачи и методы работы с ним. С-Петербург; Изд «Союз Художников», 2003 год.
11. Давыдова М.А. Уроки музыки- М.: ВАКО 2008 г. (Мастерская учителя).
12. Музыка для преподавателей, воспитателей, кл. руководителей 1-7 классов/сост. Фадин В.В.. Волгоград: Учитель 2005.
13. Самоучитель по пению; перевод с английского/ Линда Маркуорт. – МАСТ, Артель 2008.
14. Мир вокального искусства: программа разработки занятий, методические рекомендации / авт. сост. Суязова Г.А. - Волгоград: Учитель, 2009 г.
15. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие Затямина Т.А.- М.: Глобус, 2009.