Программа «Резьба по дереву»

Для плодотворной работы в области резьбы по дереву недостаточно обучения техническим приёмам, важно воспитывать у школьников художественный вкус, развивать эстетические чувства, знакомить с лучшими образцами народного искусства.

 

Весь процесс обучения должен быть творческим, носить воспитательный характер, а выполненные изделия иметь определенную художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям, быть общественно полезными.

 

Начинаем занятия в кружке с освоения наиболее простых видов резьбы по дереву: контурной и геометрической (трёхгранно-выемчатой).

 

Несмотря на простоту исполнения контурной и геометрической резьбы, работы обладают высокими эстетическими качествами и позволяют приобрести определённые умения и навыки.

 

Теоретический материал по темам «Основы композиции» усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых учащиеся создают собственные композиции художественных изделий в традициях народного промысла.

 

При этом учащиеся не просто копируют образцы народного искусства, а творчески используют изученные традиционные элементы и мотивы орнамента, формы изделий, варьируя их по-своему, опираясь на художествен­ные традиции.

 

Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала.

Педагоги

Хорошилов Сергей Александрович, педагог дополнительного образования.

Расписание

Объединение работает с понедельника по пятницу: 

Понедельник, среда, пятница с 15.00 часов,

вторник, четверг с 14.10 часов.

Содержание программы

Первый год обучения


1.Вводное занятие. Знакомство с историей художественной резьбы по дереву. Знакомство с выставкой работ кружка “Резьба по дереву”–2 ч.

2.Основные Сведения о древесине и её свойствах. Инструменты, применяемые для резьбы по дереву. Техника безопасности-16 ч.
3.Контурная резьба. Выполнение несложных изделий по образцам в технике контурной или скобчатой резьбы-40 ч.
4.Декоративный язык контурной резьбы по тонированному фону. Композиция анималистического характера-46 ч.
5.Отделка изделий из древесины-18 ч
6.Организация и проведение выставки творческих работ учащихся в ДДТ, участие в районной выставке-4 ч.
7.Работа с незавершенными изделиями-16 ч.
8.Заключительное занятие. Экскурсия на выставку-2 ч.

 

Второй год обучения

1.Вводное занятие. Повторение правил безопасности при выполнении художественных работ по дереву-3 ч.
2.Геометрическая (трехгранно-выемчатая) резьба. Знакомство с основами орнаментальной композиции-27 ч.
3.Основные элементы геометрической резьбы приёмы их выполнения. Выполнение простейшей композиции-36 ч.
4.Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы-33 ч.
5.Пластина с декоративной композицией из растительных элементов или анималистического характера. Работа по образцам-57 ч.
6.Отделка готовых изделий-21 ч.
7.Организация и проведение выставки творческих работ учащихся, участие в районной выставке-6 ч.
8.Работа с незавершенными изделиями-30 ч.
9.Заключительное занятие. Экскурсия на выставку-3 ч.

 

Третий год обучения

1.Вводное занятие. Повторение правил безопасности при выполнении художественных работ по дереву-3 ч.
2.Знакомство с художественными и техническими приемами плоскорельефной и углубленной резьбы-42 ч.
3.Композиции растительного характера. Выполнение орнамента по образцу-57 ч.
4.Пластина с декоративной композицией на свободную тему. Творческая работа-69 ч.
5.Композиции по сюжетам народных сказок, былин мифов и т.п. по выбору учащихся-93 ч.
6.Отделка готовых изделий-21 ч.
7.Организация и проведение выставки творческих работ учащихся, участие в районной выставке -6 ч.
8.Работа с незавершенными изделиями-3 ч.
9.Заключительное занятие. Экскурсия на выставку-3 ч.

Цели программы

Цель программы – создание условий для устойчивой мотивации к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой художественной обработки древесины–одним из самых распространённых и любимых народом материалов для декоративно–прикладного творчества.

 

Задачи программы:

  • развить потребность в творчестве и познании окружающего мира, формировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре;
  • формировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим;
  • воспитывать терпение, настойчивость, трудолюбие;
  • развивать трудовые навыки;
  • развивать образное и пространственное мышление;
  • познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
  • осваивать навыки и приёмы традиционной художественной обработки материалов;
  • самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы и выполнять их на поверхности изделия;
  • учить правила безопасности при обработке художественных изделий;
  • развить способы работы с инструментом, объёмное видение предметов, развить руки как важнейшее средство общения человека с окружающим миром.

Результат программы

1 год обучения

Должен знать:

  • Правила техники безопасности.
  • Основные сведения о древесине и её свойства.
  • Инструменты для резьбы по дереву.
  • Способы контурной резьбы.

Должен уметь:

Выполнять контурную резьбу.

 

2 год обучения

Должен знать:

  • Правила техники безопасности.
  • Основные элементы геометрической резьбы.
  • Составление орнамента.
  • Инструменты для резьбы по дереву.

Должен уметь:

  • Выполнять геометрическую резьбу.

 

3 год обучения

Должен знать:

  • Правила техники безопасности.
  • Технические приемы плоскорельефной и геометрической резьбы.
  • Составление композиций растительного характера.
  • Составление сюжетных композиций.
  • Инструменты для резьбы по дереву.

Должен уметь:

  • Выполнять плоскорельефную резьбу.

Особые условия проведения

Ребёнок на момент поступления должен иметь только желание обучаться и развиваться в художественном направлении.

Материально-техническая база

Условия реализации программы:

  • учебная мастерская;
  • наглядные пособия, альбомы с рисунками, дидактический материал;
  • верстак, инструмент, набор резцов, стамески, киянки;
  • образцы видов резьбы, работы учащихся прошлых лет;
  • ноутбук;
  • станки и электрооборудование (токарный станок двух видов, фугоально-рейсмусовый станок, циркулярный станок, сверлильный станок, торцовочная пила, заточной станок);
  • двуручный и одноручный фрезер, дрель, бормашина, вибрационная шлифовальная машина, электроприбор для выжигания по дереву, электролобзик).

Формы аттестации:

  • Промежуточная, итоговая аттестация (тесты).

Стоимость

Занятия бесплатные.

Видео

[ "" ]