Программа «Шахматный клуб «Гардэ»

  • (2)

Шахматы, как специфический вид человеческой деятельности, получили огромное признание во всем мире.

 

Удивительная привязанность человека к шахматам заключается в том, что многие нюансы человеческих отношений, человеческого поведения, как бы материализуется в игре. Ведь в жизни приходиться принимать решения в условиях многофакторности и противоречивости складывающихся обстоятельств, борьбы противоположных тенденций, возможность выбора того или иного варианта решения и т.п. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы.

 

Шахматы – единственная интеллектуальная игра, которая вышла за рамки своего предназначения и служит средством спортивного, интеллектуального единоборства формы и методы которого, направлены на развитие личности, воспитания и обучения с акцентом на индивидуальные возможности ребенка любого нервно-психического склада и интеллектуального развития. Уникальные возможности заложены в игре – шахматы гумманизируют процесс, проявляют и формируют характер, свойства и качества натуры ребенка, помогают в учении, достижении гармонии между врожденным и приобретенным качествами.

 

Иначе говоря, шахматы служат мотивации учения, интересу, успеху, психологии и педагогике памяти, внимания, интеллектуального и эмоционального развития, сохранению генофонда нации. Поэтому к числу социальных функций шахмат относится спортивно – педагогическая, которая ориентирована на формирование интеллектуальных и творческих качеств личности. В. Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память».

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Введение – 1 час.
  2. Шахматные фигуры – 38 часов.
  3. Цель игры – 20 часов.
  4. Ценность шахматных фигур – 13 часов.

 

Второй год обучения:

  1. Мат одинокому королю – 6 часов.
  2. Сложные правила – 3 часа.
  3. Шахматная нотация – 3 часа.
  4. Ценность шахматных фигур – 4 часа.
  5. Эндшпиль – 26 часов.
  6. Дебют – 8 часов.
  7. Шахматная комбинация – 8 часов.
  8. Миттельшпиль – 10 часов.
  9. Повторение – 4 часа.

 

Третий год обучения:

  1. Повторение – 7 часов.
  2. Миттельшпиль – 66 часов.
  3. Дебют – 30 часов.
  4. Эндшпиль – 41 час.

 

Четвёртый год обучения:

  1. Повторение – 10 часов.
  2. Миттельшпиль – 96 часов.
  3. Дебют – 58 часов.
  4. Эндшпиль – 52 часа.
  5. Решение задач мат в 2 и 3 хода. Турнирные партии. Участие в турнирах на получение разряда – 12 часов.

 

Пятый год обучения:

  1. Повторение – 5 часов.
  2. Дебют – 68 часов.
  3. Миттельшпиль – 84 часа.
  4. Эндшпиль – 59 часов.
  5. Решение задач мат в 2 и 3 хода. Турнирные партии – 8 часов.

Цели программы

Цель программы – раскрыть часть теории игры в шахматы на начальном этапе обучения и овладеть навыками игры для данного уровня.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • Ознакомление детей с правилами игры в шахматы;
  • Формирование умения играть партию, овладение оценивающей схемой определения силы и ценности фигур, с дальнейшим определением сильных и слабых сторон, как у себя, так и у противника;
  • Знакомство с шахматными понятиями;
  • Тренировка комбинационного зрения в процессе решения шахматных задач в один ход.

Развивающие:

  • Формирование у детей устной речи, внимания, мышления, памяти, воображения, творческих навыков, логического построения вещей, комбинационное зрение и развивать психические особенности ребенка.

Воспитывающие:

  • Вызывать у детей интерес и любовь к игре шахматы;
  • Воспитывать самостоятельность, инициативность, целеустремленность, трудолюбие, умение отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы в спорных ситуациях самостоятельно;
  • Тренировать волевые качества ребенка;
  • Формировать нравственное сознание детей.

Результат программы

По основному направлению работы по каждому году обучения ставятся конкретные задачи по овладению соответствующими знаниями, умениями, навыками.

 

Первый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматной игры;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматной игры;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации;
  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания;
  • в конце учебного года 20% детей должны выполнить норму 4 разряда.

 

Третий учебный год:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • то означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания;
  • в конце учебного года 90% детей должны выполнить норму 4 разряда и 5% детей должны выполнить норму 3 разряда.

 

Четвёртый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • элементарную технику игры в миттельшпили.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • реализовывать материальный перевес (лишняя ладья);
  • матовать одинокого короля противника;
  • в конце учебного года выполнение 50% учащимися нормы 3 разряда и 5% нормы 2 разряда.

 

Пятый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • элементарные дебютные принципы;
  • элементарные теоретические и несложные вопросы техники игры в эндшпиле: пешечные окончания, конь против пешек, слон против пешек, ферзь против проходной пешки, ладья и пешка против ладьи.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • реализовывать материальный перевес;
  • в конце учебного года выполнение 50% учащимися нормы 2 разряда.

Материально-техническая база

  1. Помещение для занятий;
  2. столы для игры в шахматы;
  3. шахматные доски;
  4. шахматы;
  5. шахматная демонстрационная доска и набор магнитных демонстрационных шахмат;
  6. шахматные часы DGT 2010;
  7. портреты чемпионов мира по шахматам;
  8. шахматные программы Каспаров, Chess Base, Динозавры учат шахматам.