- Главная
- Направления
- Физкультурно-спортивная
- Настольные спортивные игры
- Программа «Шахматный клуб «Гардэ»
Рекомендуем посмотреть
Программа «Шахматный клуб «Гардэ»
- (2)
Шахматы, как специфический вид человеческой деятельности, получили огромное признание во всем мире.
Удивительная привязанность человека к шахматам заключается в том, что многие нюансы человеческих отношений, человеческого поведения, как бы материализуется в игре. Ведь в жизни приходиться принимать решения в условиях многофакторности и противоречивости складывающихся обстоятельств, борьбы противоположных тенденций, возможность выбора того или иного варианта решения и т.п. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы.
Шахматы – единственная интеллектуальная игра, которая вышла за рамки своего предназначения и служит средством спортивного, интеллектуального единоборства формы и методы которого, направлены на развитие личности, воспитания и обучения с акцентом на индивидуальные возможности ребенка любого нервно-психического склада и интеллектуального развития. Уникальные возможности заложены в игре – шахматы гумманизируют процесс, проявляют и формируют характер, свойства и качества натуры ребенка, помогают в учении, достижении гармонии между врожденным и приобретенным качествами.
Иначе говоря, шахматы служат мотивации учения, интересу, успеху, психологии и педагогике памяти, внимания, интеллектуального и эмоционального развития, сохранению генофонда нации. Поэтому к числу социальных функций шахмат относится спортивно – педагогическая, которая ориентирована на формирование интеллектуальных и творческих качеств личности. В. Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память».
Содержание программы
Первый год обучения:
- Введение – 1 час.
- Шахматные фигуры – 38 часов.
- Цель игры – 20 часов.
- Ценность шахматных фигур – 13 часов.
Второй год обучения:
- Мат одинокому королю – 6 часов.
- Сложные правила – 3 часа.
- Шахматная нотация – 3 часа.
- Ценность шахматных фигур – 4 часа.
- Эндшпиль – 26 часов.
- Дебют – 8 часов.
- Шахматная комбинация – 8 часов.
- Миттельшпиль – 10 часов.
- Повторение – 4 часа.
Третий год обучения:
- Повторение – 7 часов.
- Миттельшпиль – 66 часов.
- Дебют – 30 часов.
- Эндшпиль – 41 час.
Четвёртый год обучения:
- Повторение – 10 часов.
- Миттельшпиль – 96 часов.
- Дебют – 58 часов.
- Эндшпиль – 52 часа.
- Решение задач мат в 2 и 3 хода. Турнирные партии. Участие в турнирах на получение разряда – 12 часов.
Пятый год обучения:
- Повторение – 5 часов.
- Дебют – 68 часов.
- Миттельшпиль – 84 часа.
- Эндшпиль – 59 часов.
- Решение задач мат в 2 и 3 хода. Турнирные партии – 8 часов.
Цели программы
Цель программы – раскрыть часть теории игры в шахматы на начальном этапе обучения и овладеть навыками игры для данного уровня.
Задачи программы:
Образовательные:
- Ознакомление детей с правилами игры в шахматы;
- Формирование умения играть партию, овладение оценивающей схемой определения силы и ценности фигур, с дальнейшим определением сильных и слабых сторон, как у себя, так и у противника;
- Знакомство с шахматными понятиями;
- Тренировка комбинационного зрения в процессе решения шахматных задач в один ход.
Развивающие:
- Формирование у детей устной речи, внимания, мышления, памяти, воображения, творческих навыков, логического построения вещей, комбинационное зрение и развивать психические особенности ребенка.
Воспитывающие:
- Вызывать у детей интерес и любовь к игре шахматы;
- Воспитывать самостоятельность, инициативность, целеустремленность, трудолюбие, умение отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы в спорных ситуациях самостоятельно;
- Тренировать волевые качества ребенка;
- Формировать нравственное сознание детей.
Результат программы
По основному направлению работы по каждому году обучения ставятся конкретные задачи по овладению соответствующими знаниями, умениями, навыками.
Первый год обучения:
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматной игры;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Второй год обучения:
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматной игры;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации;
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания;
- в конце учебного года 20% детей должны выполнить норму 4 разряда.
Третий учебный год:
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- то означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания;
- в конце учебного года 90% детей должны выполнить норму 4 разряда и 5% детей должны выполнить норму 3 разряда.
Четвёртый год обучения:
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
- элементарную технику игры в миттельшпили.
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
- реализовывать материальный перевес (лишняя ладья);
- матовать одинокого короля противника;
- в конце учебного года выполнение 50% учащимися нормы 3 разряда и 5% нормы 2 разряда.
Пятый год обучения:
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
- элементарные дебютные принципы;
- элементарные теоретические и несложные вопросы техники игры в эндшпиле: пешечные окончания, конь против пешек, слон против пешек, ферзь против проходной пешки, ладья и пешка против ладьи.
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
- реализовывать материальный перевес;
- в конце учебного года выполнение 50% учащимися нормы 2 разряда.
Материально-техническая база
- Помещение для занятий;
- столы для игры в шахматы;
- шахматные доски;
- шахматы;
- шахматная демонстрационная доска и набор магнитных демонстрационных шахмат;
- шахматные часы DGT 2010;
- портреты чемпионов мира по шахматам;
- шахматные программы Каспаров, Chess Base, Динозавры учат шахматам.