Программа «Семицветик»

Сегодня всё больше говорят об экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения. В педагогической теории этот вопрос стал разрабатываться в русле новой области – теории и методике экологического образования, вырабатывающей содержание, принципы, методы и формы экологического образования. При составлении комплексной программы И.Д. Зверев, советский и российский учёный, педагог, отмечает и подчеркивает неудовлетворительное состояние экологического образования, низкую культуру учащихся, недооценке экологического этапа в системе образования.

 

И.Д. Зверев подчеркивает, что необходима концентрация усилий ученых на комплексный психолого-педагогической и методической разработке условий формирования экологической ответственности:

· Гуманизация образования в целях формирования общечеловеческого приоритета сохранения среды жизни.

· Активация экологического движения.

· Применение знаний в практической деятельности, как элемента экологической культуры.

· Преодоление разрыва между знаниями, сознанием, эмоциями, отношением и деятельностью.

· Создание вариантов содержания и форм экологического образования в имеющихся условиях.

Педагоги

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Шаповалова Диана Валентиновна.

Содержание программы

1 год обучения

1. Вводное занятие. Беседы: Техника безопасности.

2. Цветоведение. Краски. Цветовой круг.

3. «Домик, где живут краски» акварель, палитра, смешение красок.

4. Сезоны года. Осень «Вся овощ огородная поспела.

5. Разноцветные шляпки.

6. Камешки на дне озера.

7. Папа мама я – спортивная семья.

8. Домики для наших друзей.

9. Лапы уши и хвосты.

10. Снежинки кружатся.

11. Зимние забавы.

12. Мастерская Деда Мороза.

13. По дорогам любимых сказок.

14. День Защитника Отечества.

15. Весны улыбки.

16. Зацвели фиалки.

17. Декоративные и певчие птицы.

18. Путешествие в космос.

19. День Победы.

20. Первоцветы Родного края.

21. Тебе, мой район, мой Краснообск!

22. Насекомые: бабочки, пчелы, жуки.

23. Солнышко-колоколнышко.

24. Здравствуй лето. Итоговая композиция.

 

2 год обучения

1. Вводное занятие. Беседа: Техника безопасности.

2. Домик где живут краски.

3. Должно быть это улетает наше лето.

4. По соседству вшестером замечательно живём.

5. «Лапы, уши и хвосты». (кошки, собаки, кролики, хомяки, черепахи). Составление сюжета композиции. Работа с формами. Гуашь.

6. «Папа мама я------дружная спортивная семья.

7. Хроматические цвета упражнение.

8. Ахроматические цвета.

9. «Мастерская Деда Мороза». Подарки рождественские. Декоративная композиция.

10. Чудо-дерево.

11. Зимнее очарование.

12. «Я родом из Сибири.

13. «Эскиз поздравления к Дню защитника Отечества.

16. Снегири и синицы. гуашь.

17. Пасхальный мотив.

18. Орнамент, особенности, стилизация.

19. Путешествие в Космос.

20. Анималисты скульпторы М. С. Ефимов, В. В. Трофимов.

21. Времена года. Весна.

22. «Террариум и его обитатели. Персонажи сказки Хозяйка медной горы.

23. «День Великой Победы». Композиция с использованием военной символики. Гвардейская лента. Шрифт. Гуашь.

24. «День рождения города, района». Беседа. Композиция. Использование разных материалов.

25. Этюд с натуры. Весенние цветы.

26. «Здравствуй, лето!». Итоговое занятие.

 

3 год обучения

1. Вводное занятие. Беседа. Техника безопасности.

2. Живопись. «Дары осени».

3. «Цветочные растения на садовом участке». Составление букетов, их оформление.

4. «Осень». Сложная композиция.

5. «Семья и спорт». Композиция.

6. «Природа Новосибирской области». Составление композиции. Техника гуашь, акварель.

7. «Насекомые, их разнообразие». Композиция: «Этот удивительный мир». Техника графика, тушь, перо.

8. «Собака в доме». Композиция «Наши верные друзья».

9. «Зимние забавы». Композиция.

10. «Мастерская Деда Мороза». Декоративная композиция.

11. Композиция. «Вид из моего окна»

12. «Наши друзья четвероногие». Композиция.

13. «Мой ласковый и нежный зверь». Создание композиции «Кошка в доме».

14. «Аквариум и его обитатели». Этюды с натуры у аквариума. Акварель.

15. «День Защитника Отечества». Аппликация.

16. Домашние животные: лошади. Составление композиции с изображением лошади.

17. Стилизация форм. Животный и растительный мотив.

18. Первый отряд космонавтов – собаки.

19. «Пасхальный мотив». Композиция «Пасхальное яйцо».

20. «Поклонимся Великим тем годам». «Великая Победа». Беседа о художниках – баталистах. Композиция.

21. По страницам Красной книги Обитатели Краснообского леса.

22. «Тебе, любимый мой район». Беседа. История района. Знаменательные даты и места. Композиция.

23. «Здравствуй, лето!». Итоговое занятие подведение итогов творческой деятельности.

Цели программы

Цель программы: воспитание экологической культуры через изобразительное и декоративно-прикладное творчество.

 

Взаимодействие задач изобразительного и экологического порядка. Их общие задачи:

Обучающие:

· Формирование у учащихся теоретических знаний, освоение терминологии в области изобразительного искусства и экологического воспитания.

· Освоение детьми практических навыков работы с графическими, живописными, декоративно прикладными материалами и освоение выразительных возможностей различных техник.

· Развитие к самостоятельному творчеству (в т.ч. к исследованиям).

 

Воспитательные:

· Воспитание художественной и экологической культуры.

· Формирование познавательных художественных и экологических потребностей.

· Формирование разнообразия эмоционального выражения в творчестве, отклика к окружающему миру.

· Формирование у обучающихся сознания и понимания социальной значимости и общественно-полезного характера эколого-эстетической деятельности.

 

Развивающие:

· Выявление и развитие художественных творческих способностей.Приобщение не только к искусству, но и ко всем формам прекрасного в жизни.

· Развитие логического мышления, способности адекватно анализировать предметы.

Результат программы

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Изобразительное искусство: композиция, живопись, ДПИ: формирование стойкого интереса к занятиям. Экологическое: формирование стойкого желания и стремления передать восприятие окружающего мира через линию цвета композиции (уровень освоения программы, формирование системы умений и навыков).

Взаимодействие теории и практики (изобразительного и экологического, наблюдение, беседа, практика: формирование отношения к природе).

Воспитательная работа – формирование навыков, умения и стремления к более высокому уровню, к выставочной деятельности (выставки).

Профессиональное самовыражение (подростки) – желание продолжить обучение в художественной школе, художественном училище (анкеты).

Качества развития личности – формирование качеств, показателей социальной адаптации (диагностика).

Материально-техническая база

Светлый, просторный кабинет;

мебель (школьные столы и стулья);

приспособления для постановки натюрмортов: мольберты, ткань для драпировки, муляжи и т.д.;

материалы и инструменты: краски акварельные, гуашь 12 цветов фирмы Мастер-класс, палитра пластиковая с круглыми ячейками, кисти плоские синтетика № 5, № 8, бумага госзнак формата А3, карандаш, ластик;

 

Методическое и дидактическое обеспечение:

наглядно-теоретическая база в виде пособий, репродукций и живописных работ, иллюстраций;

альбомы по разным видам росписи; по временам года;

дидактический и раздаточный материал.