Программа «Мягкая игрушка»

Дополнительная общеобразовательная программа «Развитие творческих способностей и обучение навыкам изготовления мягкой игрушки» имеет художественную направленность.

 

По уровню освоения данная программа – специализированная, т.к. ее занятия направлены на раскрытие и развитие творческих способностей детей в области рукоделия. Они формируют специальные знания и умения при изготовлении мягкой игрушки, способствуют накоплению трудовых навыков и приемов, обогащают полезной информацией в области декоративно – прикладного творчества.

 

По степени авторства программа – модифицированная с учетом особенностей формирования детских учебных групп и переработки материала под уровень подготовленности детей и под решение насущных воспитательных проблем детского коллектива.

 

Содержание программы  направлено на создание условий для творческой самореализации личности ребенка и погружения его в атмосферу созидания и сотрудничества с педагогом и товарищами по детскому объединению.

Педагоги

Кокарева Ирина Ильинична, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Содержание программы

1 год обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ (2 часа).

2. Знакомство с типами мягкой игрушки (14 часов).

3. Плоская игрушка (42 часа).

4. Полуобъемная игрушка (50 часов).

5. Творческое оформление внешнего вида игрушки (24 часа).

6. Оформление работ на выставку (12 часов).

 

2 год обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ (3 часа).

2. Объемная игрушка (61 час).

3. Каркасная игрушка (44 часа).

4. Творческое оформление внешнего вида игрушки (30 часов).

6. Оформление работ на выставку (14 часов).

 

3 год обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ (2 часа).

2. Анималистическая игрушка (77 часов).

3. Театральная игрушка (71 час).

4. Творческое оформление внешнего вида игрушки (65 часов).

5. Оформление работ на выставку (13 часов).

Цели программы

Цель:

Развитие творческих способностей и эстетической восприимчивости ребенка как способа его самореализации, путем обучения технологии изготовления игрушек – самоделок.

 

Задачи:

Обучающие:

- формировать умения и навыки работы с инструментами и приспособлениями, нужными в практической деятельности;

- обучить правилам раскроя, пошива и оформления игрушки по технологии;

- дать представление о пропорциях, выразительности, форме, отделке, декоративных свойствах материала;

- обучить основам моделирования и созданию нового образа игрушки.

 

Воспитательные:

- воспитывать потребность в созидательном досуге, трудолюбие и целеустремленность, внимательность и аккуратность, терпение и настойчивость в достижении цели;

- воспитывать чувство отзывчивости, коллективизма, доброты;

- формировать основы здорового образа жизни;

- развивать коммуникативные способности, навыки общения и поведения в коллективе;

- воспитывать эстетические чувства.

 

Развивающие:

- развивать природные задатки и способности детей;

- развивать сенсомоторику пальцев у ребенка, согласованность в работе глаз и рук, совершенствовать координацию движения;

- расширять кругозор ребенка через общение;

- развивать фантазию, пространственное образное мышление;

- создавать условия для развития творческой активности и желания самовыражения средствами рукоделия;

- создавать творческую и познавательную мотивацию для дальнейшей деятельности.

Результат программы

По завершении курса обучения учащиеся должны знать:

- историю мягкой игрушки;

- виды мягкой игрушки;

- технику безопасности труда и личной гигиены;

- инструменты и приспособления для шитья игрушки;

- основные и дополнительные материалы;

- правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек;

- технологию изготовления мягкой игрушки.

 

Должны уметь:

- пользоваться инструментами и приспособлениями для пошива мягкой игрушки;

- подбирать ткань по цвету и фактуре;

- работать с клеем ПВА;

- владеть приемами кроя, соединения и оформления;

- выполнять различные соединительные швы;

- изготавливать мягкие игрушки по готовым выкройкам-лекалам;

- работать с электронагревательными приборами.

Материально-техническая база

Рабочий кабинет, школьная мебель: столы и стулья.

Материалы:

1. Ткани, мех – различные по цвету, фактуре, видам. Гладкий и набивной ситец, байка, трикотаж, фланель, флис для пошива сувениров и костюмов для игрушек, отделки.

2. Драп, фетр, сукно, и др. плотные ткани, для изготовления декоративных настенных игрушек и объемных комбинированных – коротковорсовый синтетический мех. Он легко обрабатывается и хорошо сохраняет форму игрушки. Длинноворсовый синтетический мех – для отделки игрушек и комбинирования с коротковорсовым мехом, с любым видом ткани.

3. Нитки № 30, 40 разных цветов. При оформлении используют мулине, ирис, шерстяную пряжу, шпонку.

4. Тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы. Для соединения частей игрушек, оформления.

5. Картон, для изготовления выкроек – лекал и каркасов некоторых видов игрушек.

6. Поролон, синтетический пух, вата, проволока. Из поролона делают каркасы для плоских игрушек. Для каркасов объемных игрушек, используют мягкую проволоку сечением 1-3 мм. Ватой и синтетическим пухом набивают сшитые формы игрушек.

7. Ножницы, иголки, наперстки. Для раскроя меха удобны маленькие ножницы с острыми загнутыми концами, а для раскроя ткани – большие с прямыми лезвиями. Иголки нужны разной величины.

8. Мел, клей, карандаш – для обрисовки лекал на ткани, мехе. Для склеивания деталей из ткани применяют клей ПВА. При работе нужны пассатижи для откусывания и расщепления металлической проволоки.

9. Проволочная щетка для расчесывания меха.

10. Электрический утюг, для разглаживания ткани.

11. Спецодежда, фартук, для предохранения загрязнений меховым ворсом, клеем.