Программа «Начальное моделирование и конструирование»

Актуальность данной программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.

Содержание курса программы «Конструирование и Моделирование» делится на несколько разделов:

  • Изготовление поделок в технике оригами,
  • Изготовление объёмных композиций из бумаги, объёмных моделей животных, транспорта и т.д
  • Макетирование;
  • Изготовление объёмных моделей из спичек и коктельных трубочек
  • Сборка полигональных моделей.

Настоящая программа предусматривает расширение технического кругозора, развитие пространственного мышления, логики, формирование устойчивого интереса к технологии. Конструирование – это творческий процесс и каждый может найти свое решение в изготовлении той или иной детали и модели в целом.

 

Ребёнок, ещё в дошкольном возрасте способен различать и запоминать пространственные формы, не только в виде трёхмерных объектов, но и двухмерные объекты и их пространственные особенности: величину, форму и расположение.

 

Поэтому в программу введены элементы наглядной геометрии. Первые классы начальной школы, это возраст, когда развивается острота зрительных впечатлений и обостряется интерес к наблюдениям над предметами и явлениями окружающей жизни. Детские впечатления особенно долго остаются в памяти. Основы геометрии пропедевтики, наиболее тесно связаны со зрительными впечатлениями. Наглядная геометрия изучает свойства геометрических форм путём «живого созерцания», т.е. непосредственных восприятий и представлений конкретных предметов и их изображений. Наглядная геометрия образует систему многочисленных и разнообразных демонстраций подвижных наглядных моделей отрезков, углов, треугольников и других фигур, систему упражнений в черчении и упражнений в конструировании геометрических моделей из различных материалов.

 

Данная программа является модифицированной, разработана на основе существующих программ по техническому творчеству и реализуется с учётом учебно-воспитательных условий и возрастных особенностей обучающихся.

 

Освоение данной программы позволяет учащимся ознакомиться с конструированием и моделированием и изготовлением несложных изделий. Полученные навыки по этому курсу помогают детям в дальнейшем при изучении математике, геометрии, черчения, технологии, начертательной геометрии в старших классах.

Педагоги

Сорокина Ольга Борисовна - педагог дополнительного образования высшей категории.

Педагогический стаж -12 лет.

Уровень образования - высшее, 2009 г. Новосибирский государственный педагогический университет, Учитель изобразительного искусства.

Повышение квалификации -  ОблЦИТ, 2014 г. «Создание дидактических и наглядных материалов в образовательной деятельности средствами мультимедиа».

Расписание

Количество часов в неделю:

1 год обучения 2 раза по 1 часу.

2 год обучения 2 раза по 1 часу.

3 год обучения 2 раза по 1 часу.

Содержание программы

Учебный план 1 год обучения

  1. Вводное занятие – 1 ч.
  2. Квадрат-основная фигура оригами. Складывание фигуры стаканчик – 2 ч.
  3. Складывание бумаги. Простые схемы. Понятия: диагональ, квадрат, прямоугольник – 11 ч.
  4. Базовая форма «Двойной треугольник» – 5 ч.
  5. Композиции из бумаги – 7 ч.
  6. Моделирование из бумаги. Простые модели – 6 ч.
  7. Базовая форма «бомбочка», «коробочка» – 6 ч.
  8. Развёртка пирамиды. Модели животных на основе пирамиды – 3 ч.
  9. Развёртка цилиндр. Модели на основе цилиндра. – 10 ч.
  10. Развёртка конуса. Модели на основе конуса – 7 ч.
  11. Бумажные модели – 4 ч.
  12. Итоговое занятие - 2 ч.

Учебный план 2 год обучения

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. Оригами – 6 ч.
  3. Моделирование из бумаги – 8 ч.
  4. Макетирование – 16 ч.
  5. Макетирование – 12 ч.
  6. Сказочный город – 4 ч.
  7. Наземный транспорт – 12 ч.
  8. Картина из бумаги 3D – 10 ч.
  9. Итоговое занятие – 2 ч.

Учебный план 3 год обучения

  1. Вводное занятие - 2 ч.
  2. Объёмные геометрические объекты - 8 ч.
  3. Развертки - 6 ч.
  4. Полигональные скульптуры из бумаги - 50 ч.
  5. Воздушный змей - 5 ч.
  6. Итоговое занятие - 1 ч.

Цели программы

Создание условий для формирования у детей начальных научно-технических знаний в области конструирования и моделирования.

 

Задачи

Обучающие:

  • сформировать познавательный интерес к техническому моделированию, конструированию и черчению;
  • научить логически рассуждать, делать выводы, доказывать, развивать гибкость мышления;
  • научить владеть инструментами и приспособлениями, технической терминологией;
  • научить элементарным знаниям из области наглядной геометрии.

Развивающие:

  • развивать пространственное воображение, память, мелкую моторику, речь, мышление, усидчивость, творческие способности;
  • развивать техническое, объемное, пространственное, логическое и креативное мышление;
  • развивать умение работать в двумерном пространстве, конструировать модели геометрических фигур, различных предметов, транспортных средств.
  • развивать умение работать с изображениями трехмерных фигур, целостного видения;
  • развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде.

Воспитательные:

  • формирование устойчивого интереса к техническому творчеству, умения работать в коллективе, стремления к достижению поставленной цели и самосовершенствованию;
  • воспитание нравственных, эстетических и личностных качеств, доброжелательности, трудолюбия,
  • развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде.

Результат программы

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть определёнными знаниями, а также у детей должны быть сформированы следующие умения и навыки, а именно:

– умение приемам работы с бумагой, картоном;

– владение геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

– умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– умение создавать композиции, выполненные в технике оригами;

- умение пользоваться чертёжными инструментами: линейкой, канцелярским ножом, циркулем;

- умение поэтапно собирать полигональные модели разного уровня сложности;

- умение самостоятельно чертить развёртки на основе простых фигур;

– владение навыками культуры труда, работы в коллективе;

- умение правильно пользоваться ручными инструментами; соблюдать правила безопасности труда.

 

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

• широкая мотивационная основа конструкторской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; 

• устойчивый интерес к новым способам познания;

• адекватное  понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Особые условия проведения

В объединение принимаются все желающие от 7 до 12 лет, проявившие интерес к конструированию и моделированию и изъявивших желание заниматься по предлагаемой программе.

Материально-техническая база

1. Помещение для занятий с хорошим освещением.
2. Рабочие места (столы, соответствующие возрасту детей).
3. Доска для демонстрации.
4. Шкафы для хранения материалов.
5. Компьютер.
6. Программное обеспечение.

Методическая база.
1. Методическое литература для теоретических и практических (групповая, индивидуальная) занятий.
2. Разработки открытых занятий.
3. Разработки итоговых занятий, мероприятий.
4. Литература и печатные издания в помощь учащимся.


Дидактическая база.
1. Образцы, схемы, эскизы.
2. Наглядные пособия.
3. Наборы раздаточного материала.
4. Фотографии, слайды.
5. Литература (книги, альбомы, открытки).

Стоимость

Обучение по программе бесплатное.