Программа «Начальное моделирование и конструирование»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное моделирование и конструирование» – технической направленности.

 

Данная программа является модифицированной, разработана на основе существующих программ по техническому творчеству и реализуется с учётом учебно-воспитательных условий и возрастных особенностей обучающихся. Освоение данной программы позволяет учащимся ознакомиться с конструированием и моделированием и изготовлением несложных изделий. Полученные в начальной школе навыки по этому курсу помогают детям в дальнейшем при изучении математике, геометрии, черчения, технологии, начертательной геометрии в старших классах. Пропедевтика геометрии начинается со складывания бумажного листа.

 

В Программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием разнообразных техник.

Основные виды занятий по начальному конструированию:

  • оригами – складывание из бумаги простых моделей, цветов, животных;
  • художественное конструирование – создание объемных поделок, открыток, сувениров из бумаги, картона;
  • сборка развёрток геометрического тела – цилиндр. Создание поделок на основе цилиндра.

 

Настоящая программа предусматривает расширение технического кругозора, развитие пространственного мышления, логики, формирование устойчивого интереса к технологии. Конструирование – это творческий процесс и каждый может найти свое решение в изготовлении той или иной детали и модели в целом.

 

Подобная деятельность развивает наблюдательность, находчивость, смекалку, приобщает детей к рационализаторской работе. Кроме того, знания воспитывают у обучающихся организованность, аккуратность в работе, выявляют потребность во взаимопомощи, в коллективном труде.

 

Отличительные особенности. Первоначальные умения и навыки в овладении некоторыми инструментами ручного труда младшие школьники приобретают на уроках технологии в школе и дома. На занятиях в объединении обучающиеся закрепляют, развивают и совершенствуют уже имеющиеся у них практические умения и навыки.

 

В отличие от школьной программы по технологии в начальной школе, данная программа дает возможность обучающимся полнее проявить творческий потенциал, больше времени уделить выбору модели, процессу ее конструирования. Программа решает не только конструкторские, научные, но и эстетические вопросы. Ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.

 

Педагоги

Сорокина Ольга Борисовна - педагог дополнительного образования высшей категории.

Педагогический стаж -13 лет.

Уровень образования - высшее, 2009 г. Новосибирский государственный педагогический университет, Учитель изобразительного искусства.

Повышение квалификации -  ОблЦИТ, 2014 г. «Создание дидактических и наглядных материалов в образовательной деятельности средствами мультимедиа».

Расписание

Программа рассчитана на 1 год обучения. Обучение проводится в соответствии с тематическим планом, с группой детей 10-12 человек.

 

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Дальнейшее обучение детей, прошедших начальное обучение техническому моделированию или имеющие требуемые навыки и интерес к техническому моделированию возможно по программе базового уровня.

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Знакомство с оригами. Квадрат-основная фигура оригами – 2 ч.
  2. Складывание простых моделей на основе квадрата – 6 ч.
  3. Базовая форма двойной треугольник. Изготовление фигур на основе базовой формы- 6 ч.
  4. Базовые фигуры «двойной квадрат», «рыба», «блин». Изготовление фигур на основе базовой формы – 6 ч.
  5. Изготовление композиций с использованием оригами фигур - 8 ч. 
  6. Базовая фигура «птица». Изготовление фигур на основе базовой формы - 4 ч.
  7. Основы конструирования из бумаги. Складывание из бумаги «гармошки». Фигуры, композиции используя "гармошку" - 4 ч. 
  8. Изготовление объёмных моделей из бумаги - 8 ч. 
  9. Изготовление открыток – композиций с использованием объёмных элементов, 3д открытки - 6 ч. 
  10. Развёртка цилиндр. Модели на основе цилиндра - 12 ч. 
  11. Самостоятельное изготовление по образцу. Поделки на основе цилиндра - 4 ч. 
  12. Конструирование по замыслу. Техника, животное, мебель - 6 ч. 
  13. Итоговое занятие - 1 ч. 
                               итого - 72 часа

Цели программы

Цель: Формирование у детей начальных технических знаний и прикладных навыков, раскрытия творческого потенциала путем приобщения к конструированию из бумаги, развитие технических интересов и склонностей детей.

 

Задачи

Обучающие:

• Знакомство детей с основными понятиями и базовыми формами и модульного оригами.

• Обучение различным приемам работы с бумагой.

• Формирование умения следовать устным инструкциям педагога, читать схемы изделий.

• Обогащение словаря детей специальными терминами.

• Умение создавать композиции с изделиями в разных техниках.

 

Развивающие:

• Развитие внимания, памяти, самостоятельности.

• Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

• Развитие творчества, фантазии, логического и пространственного воображения, интереса к процессу работы и получаемому результату.

 

Воспитательные:

• Воспитание интереса к искусству модульного оригами.

• Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

• Раскрытие способностей и творческой инициативы.

• Воспитание аккуратности, бережного отношения к материалам.

• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности.

Результат программы

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть определёнными знаниями и умениями:

должны знать:

• дети научатся различным приемам работы с бумагой;

• будут знать основные геометрические понятия и базовые формы;

• организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы;

• названия различных видов бумаг и картона;

• область применения и изготовление бумаги;

• основные свойства материалов для моделирования;

• принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;

• названия основных деталей и частей техники;

• необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

должны уметь:

• самостоятельно построить модель из бумаги и картона по образцу;

• складывать модули для оригами;

• определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;

• работать простейшими ручным инструментом.

 

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

• широкая мотивационная основа конструкторской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• основы проявления инициативы и самостоятельности в познавательно-конструкторской деятельности;

• умение работать в команде;

• положительное отношение к труду, другим людям и самому себе;

• основы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного отношения к старшим.

 

Особые условия проведения

В объединение принимаются все желающие от 7-8 лет, проявившие интерес к конструированию и моделированию и изъявивших желание заниматься по предлагаемой программе.

Материально-техническая база

Оснащение кабинета

Это материалы, которые остаются и нужны в классе при групповой или индивидуальной работе.

Доска маркерная магнитная, парты 7 шт., стулья 14 шт., ноутбук, настольные игры, ножницы, линейки.

 

Кейс обучающегося

Это материалы, которые ребенок с собой приносит на занятия. Бумага цветная, для принтера, картон, клей, карандаши цветные, простые, фломастеры.

 

Материалы для педагога

Это различные методические пособия, позволяющие адаптировать урок в соответствии с интересами и уровнем знаний детей. Это материалы, которые позволяют отступить от основной программы, но остаться в рамках курса.

Конспекты, методические пособия, диагностические карты, образцы работ.

 

Дидактическая база
1. Образцы, схемы, эскизы.
2. Наглядные пособия.
3. Наборы раздаточного материала.
4. Фотографии, слайды.
5. Литература (книги, альбомы, открытки).

Стоимость

Обучение по программе бесплатное.