Программа «МикроМир»

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление учащегося к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к исследованию, создавать условия для проектной деятельности – это задачи, которые ставит перед собой программа дополнительного образования детей "МикроМир".

 

Программа соотносится с базовым школьным курсом биологии, углубляя знания по вопросам практической, лабораторной, исследований, экспериментальной формами обучения, стимулирующими экологическую активность школьников. На занятиях можно повторить и углубить знания по определённым разделам биологии, а также сформировать практические навыки работы со световым и цифровым микроскопом и развить исследовательские умения обучающихся.

 

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Учащиеся, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что нас окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

 

Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес, особенно работа с новыми ИКТ технологиями (цифровым микроскопом). Благодаря использованию данных технологий учащиеся имеют возможность не только наблюдать объекты живой природы, но и записывать видео, наблюдать циклы развития, о которые описаны в учебнике. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают практические умения, углубляют связь теории с практикой.

Педагоги

Томбасова Татьяна Сергеевна, педагог дополнительного образования, учитель биологии, образование высшее педагогическое, стаж 16 лет, высшая квалификационная категория.

 

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:
2016г-«Проектирование Электронного курса с использованием СДО Moodle»-72ч. -ГБУ дополнительного профессионального образования Новосибирской области "Областной центр информационных технологий«.
2017г.-«Оказание первой помощи»-16ч.-Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Учебно-производственный центр "Поект – 5«
2017г-«Сетевые педагогические сообщества, как форма профессионального развития»-36ч.-ГБУ дополнительного профессионального образования Новосибирской области "Областной центр информационных технологий«
2017г-«Психолого-педагогические приёмы формирования коллектива и оптимизации межличностных отношений в классе.»-36ч.-Педагогический университет "Первое сентября"
2018г-"Работа с одарёнными детьми на уроках биологии".-72ч.-Общество с ограниченной ответственностью "Центр-онлайн обучения Нетология-групп«
2018г-«Профилактика суицидального поведения детей и подростков, связанного с влиянием сети интернет»-18ч-ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей«
2018г-«Создание игровых ситуаций средствами ИКТ для организации деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС»-36ч.-ГБУ дополнительного профессионального образования Новосибирской области "Областной центр информационных технологий"
2018г.-Реализация требований ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов-36ч.-Педагогический университет "Первое сентября"
2019г.-Инклюзивное образование: взаимодействие педагогов с обучающимися с ОВЗ (вводные навыки)-36ч.-Педагогический университет "Первое сентября"
2019г.-Преподавание биологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО-72ч.-Педагогический университет "Первое сентября«.

 

Педагог награжден:

  • Благодарность Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области 2011 год.
  • Почетная грамота МКОУ ДОД ДДТ с. Довольное 2013 год
  • Почётная грамота Управление образования администрации Доволенского района и МКОУ ДОД ДДТ с. Довольное 2014 год
  • Почётная грамота Администрации Доволенского района 2015 год
  • Почётная грамота Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области 2017 год
  • Лучший педагогический работник НСО-2018 – диплом победителя 2018 год.
  • Межрегиональная дистанционная олимпиада учителей предметной области «Естествознание» и предмета «География» «Учитель – Профессионал» в номинации Учитель- профессионал (учитель биологии) – дипломом призёра 2 степени 2018 год.
  • Всероссийский конкурс дополнительных образовательных программ «Образовательный ОЛИМП» Лауреат III степени 2020 год

Расписание

Объем программы – общее количество учебных часов в течение всего календарного – 136 часов в год, по 4 часа в неделю.

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. (2 час.)

Краткое изложение изучаемого курса в объединении. Организация рабочего места. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности с инструментами.

Раздел 2. От микроскопа до микробиологии (10 ч).

История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г), немецкий ученый Роберт Кох (1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Основные направления современной микробиологии: генетическая и клеточная инженерия, использование микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов, очистка вод, почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием.

 

Раздел 3. Приготовление микропрепаратов (6 ч).

Правила приготовления микропрепаратов

 

Раздел 4. Бактерии (16 ч)

Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и значение бактерий. Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация органических веществ; бактерии почвенные – почвообразование; бактерии азотфиксирующие – обогащение почвы азотом; цианобактерии. Значение бактерий в жизни человека – положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция.
Практическая работа № 6. "Бактерии зубного налёта"

 

Раздел 5. Плесневые грибы (12 ч)

Грибы представители особого царства живой природы. Признаки грибов. Классификация грибов. Особенности плесневых грибов. Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека.

 

Раздел 6. Водоросли (6 ч)

Микроскопические водоросли – группа низших растений. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Раздел 7. Лишайники (6 ч).

Лишайники – симбиотические организмы. Строение лишайников. Классификация слоевища. Особенности размножения. Значение и роль лишайников в природе. Лишайники как биоиндикаторы окружающей среды.

Раздел 8. Одноклеточные животные (12ч)

Классификация одноклеточных представителей царства животных. Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Способы передвижения. Раздражимость. Простейшие одноклеточные животные – обитатели водной среды, возбудители заболеваний человека и животных. Простейшие – симбионты.

 

Раздел 9. Зоопланктон и фитопланктон аквариума (4 ч).

 

Раздел 10. Членистоногие (18 ч)

Микроскопические домашние клещи. Значение этих организмов для жизни человека. Паутинный клещ, щитовка, тля – паразиты растений. Меры борьбы с вредителями и защита растений.

Раздел № 11. Вегетативные органы растений (24ч)

Виды и строение листьев растений. Строение цветка. Виды и строение семян растения. Способы распространения. Виды, типы и строение корня растений. Виды и строение стебля растений. Строение цветка. Виды и строение семян растения. Способы распространения.Виды, типы и строение корня растений. Виды и строение стебля растений

 

Раздел № 12. Подготовка мини-проектов (6 ч).

Подготовка проекта по исследуемой теме. Консультирование.

Раздел 13. Защита мини-проектов (6 ч)

Раздел 14. Экскурсия: «Природное сообщество организмов» (8 ч).

Цели программы

Цель программы : Повышение эффективности обучения учащихся естественнонаучным предметам через творческую, проектную и практическую деятельность, а также расширение кругозора о мельчайших представителях живого мира в процессе выполнения теоретико-экспериментальных заданий.

 

Задачи программы:

Личностные:

  • Формировать научное мировоззрение и культуру интеллектуального труда;
  • Развивать стойкий интерес к биологии, биологическому эксперименту;
  • Формировать коммуникативную культуру, терпимость к чужому мнению, умению работать в группе;

Метапредметные:

  • Формировать навыки написания письменных работ: сообщений, докладов, исследовательских и проектных работ;
  • Развитие умения видеть, чувствовать, понимать, проявляя самостоятельность и творческую активность;
  • Воспитывать аккуратность, чувство самоконтроля, взаимопомощи.

Предметные:

  • Углубить знания о с историей развития микробиологии;
  • Способствовать изучению строения на клеточном уровне представителей различных царств: бактерий, растений, животных и грибов;
  • Формировать умение по изготовлению культур одноклеточных организмов;
  • Формировать практические навыки работы со световым и цифровым микроскопом, лабораторным оборудованием;

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

 

• об истории развития микробиологии;
• об увеличительных приборах до электронного микроскопа;
• о значении изученных организмов в природе и жизни человека;
• о изучении строения на клеточном уровне представителей различных царств живого мира: бактерий, растений, животных и грибов;



В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:


• овладеют практическими навыками работы с микроскопом и цифровым лабораторным оборудованием;
• получат опыт исследовательской деятельности;
• научатся писать небольшие письменные работы: доклады, сообщения, исследовательские работы;
• наблюдать и сравнивать результаты биологического эксперимента.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:


• работы с доступной научной печатной литературой, материалами Интернет;
• выступления с результатами исследования перед обучающимися на
• работы со световым и цифровым микроскопами;
• выращивания биологического материала; различных бактерий и плесневых грибов;
• самостоятельно готовить микропрепараты;
• подготовки мини – проектов и их защиты.

Реализация программы предполагает достижение учащимися следующих результатов:

 

Личностные:

 

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

 

Метапредметные:

 

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументи­ровать и отстаивать своё мнение.

 

Предметными:

 

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • приведение доказательств (аргументация)взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
  • классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли курса в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  • освоение приемов оказания первой помощи при простудных заболеваниях;
  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

Особые условия проведения

В творческое объединение обучающиеся принимаются по желанию, без каких – либо ограничений.

Материально-техническая база

Занятия проходя в кабинете биологии МКОУ Доволенской СОШ № 2 им С.И. Лазарева. Кабинет биологии площадью 48,9 кв. м. Площадь лаборантской 14,8 кв. м. В кабинете 28 посадочных мест. Установлено искусственное освещение с использованием ламп дневного освещения. Классная доска освещается светильником, расположенным в верхней части доски. В кабинете размещена инструкция по технике безопасности при проведении лабораторных и практических уроков. При проведении лабораторных и практических уроков обучающихся знакомлю с техникой безопасности и ребята расписываются в журнал инструктажа по технике безопасности.

Кабинет оснащен тематическими плакатами, стендами, электронными приложениями, коллекциями растений и животных, световыми микроскопами и USB-микроскоп Альтами «Школьный», микропрепаратами, лабораторным оборудованием, которые являются неотъемлемой частью обучения. В кабинете установлена интерактивная доска Smart Board, мультимедийный проектор, ноутбук. Таким образом, кабинет биологии оборудован в соответствии с требованиями. В кабинете присутствует не только промышленные коллекции и гербарный материал, но и создают обучающие при выполнении проектно-исследовательских работ.

Оборудование для фронтальных и индивидуальных лабораторных работ, которые имеются в кабинете:

  • Термоскоп по ботанике ТрБ (учебный)
  • Лупы маленькие
  • Лупы большие
  • Коробка для изучения насекомых с лупой
  • Набор препаровальных инструментов
  • Микроскоп учебный световой
  • Воронка
  • Мерный стакан с носиком высокий
  • Зажим пробирочный
  • Ложечка для сжигания
  • Палочка стеклянная
  • Спиртовка
  • Расходные материалы к микропрепаратам
  • Чашка № 2 выпаривательная
  • Штатив для пробирок на 10 гнезд
  • Пробирки ПХ – 16
  • Стекло покровное набор

 

Информационное обеспечение:


При проведении занятий использую электронные учебные издания к учебникам Н.И. Сонина, электронные ресурсы издательства КиМ, 1С, видеофильмы издательства ОАО «МЕДИУС». Но данные электронные пособия не полностью удовлетворяют требованиям для достижения поставленных задач, для их достижения с учетом индивидуальных особенностей учащихся разрабатываю ЦОРы, которые реализуются при использовании интерактивной доски. ЦОРы, созданные в программе Microsoft PowerPoint, Adobe Flash, Tester, HotPotatos, Notebook 10, позволяют успешно чередовать различные виды деятельности на занятиях. В результате способы подачи информации (видеосюжеты, анимированные схемы, тестовые задания, работа с учебными пособиями)тпозволяют активизировать различные каналы восприятия учащихся, способствуют повышению внимания и росту активности учащихся на занятии, снижают утомляемость. Успешно используются интерактвные тестовые тренажеры.

Стоимость

Обучение бесплатное.