Модифицированная программа «Микромир»

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к исследованию, создавать условия для проектной деятельности – это задачи, которые ставит перед собой программа дополнительного образования детей «Микромир».

 

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает.

 

Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

Педагоги

Томбасова Татьяна Сергеевна, педагог дополнительного образования, учитель биологии, образование высшее педагогическое, стаж 15 лет, высшая квалификационная категория.

 

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:
2016г-«Проектирование Электронного курса с использованием СДО Moodle»-72ч. -ГБУ дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Областной центр информационных технологий».
2017г.-«Оказание первой помощи»-16ч.-Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Учебно-производственный центр «Поект – 5»
2017г-«Сетевые педагогические сообщества, как форма профессионального развития»-36ч.-ГБУ дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Областной центр информационных технологий»
2017г-«Психолого-педагогические приёмы формирования коллектива и оптимизации межличностных отношений в классе.»-36ч.-Педагогический университет «Первое сентября»
2018г-"Работа с одарёнными детьми на уроках биологии«.-72ч.-Общество с ограниченной ответственностью «Центр-онлайн обучения Нетология-групп»
2018г-«Профилактика суицидального поведения детей и подростков, связанного с влиянием сети интернет»-18ч-ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»
2018г-«Создание игровых ситуаций средствами ИКТ для организации деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС»-36ч.-ГБУ дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Областной центр информационных технологий»
2018г.-Реализация требований ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов-36ч.-Педагогический университет «Первое сентября»
2019г.-Инклюзивное образование: взаимодействие педагогов с обучающимися с ОВЗ (вводные навыки)-36ч.-Педагогический университет «Первое сентября»
2019г.-Преподавание биологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО-72ч.-Педагогический университет «Первое сентября».

 

Педагог награжден:

2011
Благодарность Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

2013
Почетная грамота МКОУ ДОД ДДТ с. Довольное

2014
Почётная грамота Управление образования администрации Доволенского района и МКОУ ДОД ДДТ с. Довольное

2014
Почётная грамота Администрации Доволенского района

2017
Почётная грамота Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

 

2018

  • Лучший педагогический работник НСО-2018 – диплом победителя.
  • Межрегиональная дистанционная олимпиада учителей предметной области «Естествознание» и предмета «География» «Учитель – Профессионал» в номинации Учитель- профессионал (учитель биологии) – дипломом призёра 2 степени.

 

Расписание

Занятия проводятся четыре раза в неделю, продолжительность 45 минут.

Общая продолжительность обучения 104 часа в год.

Срок реализации программы: 1 год.

Занятия проводятся на базе МКОУ Доволенской СОШ №2 им. С.И. Лазарева.

Содержание программы

Учебный план программы

Вводное занятие – 2 часа.
От микроскопа до микробиологии – 8 часов.
Приготовление микропрепаратов – 8 часов.
Бактерии – 20 часов.
Плесневые грибы – 18 часов.
Водоросли – 8 часов.
Лишайники – 10 часов.
Одноклеточные животные – 14 часов.
Зоопланктон и фитопланктон аквариума – 6 часов.
Микроскопические животные – 26 часов.
Вегетативные органы растений – 30 часов
Подготовка мини-проектов – 14 часов
Защита мини-проектов – 10 часов.
"Природное сообщество организмов" – 6 часов.


Всего: 180 часов.

Цели программы

Цель программы: Расширение кругозора обучающихся о мельчайших представителях живого мира в процессе выполнения исследовательской работы.

 

Задачи программы:

Образовательные

  • Формирование научного мировоззрения и культуры интеллектуального труда;
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
  • Развитие стойкого интереса к биологии, биологическому эксперименту;
  • Формирование навыков написания письменных работ: сообщений, докладов, исследовательских работ;
  • Формирование коммуникативной культуры, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

Развивающие

  • Развитие практических навыков работы со световым микроскопом, цифровым микроскопом, лабораторным оборудованием и биологическими объектами.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

  • Способствовать воспитанию активной жизненной позиции.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
  • Воспитывать аккуратность, чувство самоконтроля, взаимопомощи.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

• об истории развития микробиологии;
• об увеличительных приборах до электронного микроскопа;
• о значении изученных организмов в природе и жизни человека;
• о изучении строения на клеточном уровне представителей различных царств живого мира: бактерий, растений, животных и грибов;

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
• овладеют практическими навыками работы с микроскопом и цифровым лабораторным оборудованием;
• получат опыт исследовательской деятельности;
• научатся писать небольшие письменные работы: доклады, сообщения, исследовательские работы;
• наблюдать и сравнивать результаты биологического эксперимента.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:
• работы с доступной научной печатной литературой, материалами Интернет;
• выступления с результатами исследования перед обучающимися на
• работы со световым и цифровым микроскопами;
• выращивания биологического материала; различных бактерий и плесневых грибов;
• самостоятельно готовить микропрепараты;
• подготовки мини – проектов и их защиты.

Реализация программы предполагает достижение учащимися следующих результатов:

 

Личностные:

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Метапредметные:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументи­ровать и отстаивать своё мнение.

Предметными:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • приведение доказательств (аргументация)взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
  • классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли курса в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  • освоение приемов оказания первой помощи при простудных заболеваниях;
  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Результатами проектной деятельности являются творческие отчёты, презентации, публикации и др. Учет знаний и умений для контроля освоения программы происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов.

Особые условия проведения

В творческое объединение обучающиеся принимаются по желанию, без каких – либо ограничений.

Материально-техническая база

ПОМЕЩЕНИЕ:

кабинет биологии МКОУ Доволенской СОШ №2 им. С.И. Лазарева.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:

Световые микроскопы, USB-микроскоп Альтами «Школьный», компьютер, мультимедийное устройство, мультимедийный проектор, лупы, набор покровных и предметных стѐкол, набор оборудования для приготовления микропрепаратов, наборы для лабораторных работ, наборы готовых микропрепаратов по «Ботанике», «Зоологии», "Анатомии человека".

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Мультимедийная поддержка курса

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.

 

Дополнительная литература для учащихся

Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия,.- 304 с.
Акимушкин И.И.Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). – М.: Мысль, 2004 г. – 234 с.
Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери).- М.: Мысль, 2004 г. – 318 с.
Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). – М.: Мысль, 2004 г. – 213 с.
Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. – М.: Мысль, 2005 г.-142 с.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир»

Стоимость

Обучение бесплатное.