Программа «Классический танец для детей»

Классический танец является фундаментом для всех хореографических дисциплин. Он обучает правильной постановке корпуса, развивает подвижность суставов, эластичность связочного аппарата, гибкость и силу, грациозность.

 

Занятие классическим танцем оказывает воспитательное воздействие. У обучающихся развиваются такие качества как трудолюбие, целеустремленность, дисциплинированность, коллективизм.

 

Новизной программы является то, что наряду с занятиями по развитию танцевальных данных, физических качеств ребенка в программе разработаны авторские модули по изучению этикета и истории балета.

 

Классический танец развивает эстетические качества личности. Девочки, которые занимаются балетом, элегантны и грациозны во время сценических выступлений. Балетные платья придают танцующим девочкам легкость и утонченность. Но не только во время исполнения танца девочка должна быть элегантна. Элегантна она, также, должна быть в любых жизненных ситуациях. Изучение этикета важно для девочки-балерины. Умение вести себя в обществе, красиво одеваться, уметь поддержать культурную беседу – то, к чему должны стремиться современные девочки.

Педагоги

Коляденко Елена Олеговна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, 2002 г.

 

Повышение квалификации:

Новосибирский государственный хореографический колледж, «Методика преподавания хореографических дисциплин», 72 часа, 2015 г.

Содержание программы

Для детей первого, второго и третьего года обучения количество занятий в неделю – 2 раза по 2 академических часа. Итого – 144 часа.

 

На четвертом году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа или два занятия по 1 часу и одно занятие – 2 часа. Итого – 144 часа. Такая вариативность обусловлена тем, что с четвертого года обучения для детей добавляются такие дисциплины как этикет (1 час в неделю) и история балета (1 час в неделю). Занятия непосредственно классическим танцем проходят в количестве – 2 часа. Схема занятий может быть такой: один день недели – 1час классического танца, плюс 1 час этикет; другой день недели – 1 час классического танца, плюс 1 час история балета. Также схема может быть такой (при трехразовых занятиях в неделю): один день недели – 1час классического танца, второй день недели – 1 час классического танца, третий день недели - 1 час этикета, плюс 1 час истории балета.

 

На пятом году обучения занятия классическим танцем проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Итого – 144 часа. Занятия этикетом и историей балета проводятся 1 раз в неделю – 2 часа. Итого – 72 часа. Общее количество часов на пятом году обучения – 216 часов.

 

На шестом-седьмом году обучения количество часов классического танца увеличивается. Непосредственно классическим танцем дети занимаются 3 раза в неделю по 2 часа - 6 часов в неделю. Итого – 216 часов. Занятия этикетом и историей балета проводятся 1 раз в неделю – 2 часа. Итого – 72 часа. Общее количество часов на шестом-седьмом году обучения – 288 часов.

 

Программой предусмотрены занятия для освоения пальцевой техники учащимися 2 раза в неделю по 1 часу – 2 часа в неделю. Итого: 72 часа в год.

 

После прохождения первого и второго этапа обучения, то есть семи лет обучения по программе, учащийся считается выпускником и получает свидетельство о прохождении обучения по курсу «основы классического танца».

 

Первый год обучения, 144 часа:

  1. Знакомство. Игры для знакомства.
  2. Разучивание основ классического танца.
  3. Разучивание и отработка танцевальных шагов.
  4. Разучивание и отработка танца «Полька».
  5. Постановка детского танца на основе разученных движений.
  6. Работа над развитием танцевальных данных.
  7. Работа над развитием чувства ритма.
  8. Подготовка к концертным мероприятиям.

 

Второй год обучения, 144 часа:

  1. Организационное собрание, игры на сплочение.
  2. Закрепление основ классического танца.
  3. Развитие чувства ритма и координации во время разучивания детского танца вару-вару.
  4. Развитие танцевальных данных ребенка.
  5. Разучивание элементов медленного вальса.
  6. Разучивание элементов танца ча-ча-ча.
  7. Постановка концертного номера «вальс».
  8. Работа над развитием эмоциональной выразительности.
  9. Подготовка к концертным мероприятиям.

 

Третий год обучения, 144 часа:

  1. Организационное собрание, игры на сплочение.
  2. Разучивание и развитие танцевальных данных ребенка с помощью партерной гимнастики.
  3. Разучивание и отработка движений классического экзерсиса.
  4. Закрепление движений танцев ча-ча-ча и медленный вальс.
  5. Разучивание и отработка движений танца падеграс.
  6. Разучивание и отработка движений танца фигурный вальс.
  7. Работа над развитием эмоциональной выразительности через импровизацию.
  8. Подготовка к концертным мероприятиям.

 

Четвертый год обучения:

Классический танец, 72 часа:

  1. Организационное собрание, беседа о перспективах развития студии.
  2. Развитие танцевальных данных ребенка с помощью партерной гимнастики.
  3. Развитие устойчивости. Постановка корпуса у станка и на середине зала.
  4. Разучивание и закрепление движений экзерсиса у станка.
  5. Разучивание движений на середине.
  6. Разучивание и отработка allegro.
  7. Постановка и отработка концертного номера. 

История балета, 36 часов:

  1. «Добро пожаловать в волшебный мир балета» -вводное занятие.
  2. Знакомство с сюжетом балета «Щелкунчик».
  3. Знакомство с сюжетом балета «Золушка».
  4. Знакомство с сюжетом балета «Петя и волк».
  5. Знакомство с сюжетом балета «Конек-горбунок».
  6. Знакомство с сюжетом балета «Жар-птица».
  7. Знакомство с сюжетом балета «Петрушка».
  8. Знакомство с сюжетом балета «Жизель».
  9. Знакомство с сюжетом балета «Коппелия».
  10. Знакомство с сюжетом балета «Тщетная предосторожность».
  11. Знакомство с сюжетом балета «Сильфида».
  12. Знакомство с сюжетом балета «Дон Кихот».
  13. Знакомство с сюжетом балета «Лебединное озеро».
  14. Знакомство с сюжетом балета «Спящая красавица».
  15. Знакомство с сюжетом балета «Ромео и Джульетта».
  16. Знакомство с сюжетом балета «Чиполлино».

Итоговое занятие. 

Этикет, 36 часов:

  1. Вводное занятие.
  2. Беседы о правилах поведения дома.
  3. Беседы о правилах поведения в школе.
  4. Беседы о правилах поведения в транспорте.
  5. Итоговое занятие.

 

Пятый год обучения:

Классический танец, 144 часа:

  1. Организационное собрание, беседа о перспективах развития студии.
  2. Развитие танцевальных данных ребенка с помощью партерной гимнастики.
  3. Разучивание и закрепление движений экзерсиса у станка.
  4. Разучивание поз на середине зала.
  5. Разучивание движений на середине:
    Закрепление маленьких прыжков
    Постановка концертного номера. 

История балета, 36 часов:

  1. Вводное занятие.
  2. Истоки классического танца.
  3. Профессиональный танец до возникновения балета.
  4. Систематизация элементов классического танца в Италии в16 веке.
  5. Классический танец во Франции.
  6. Русская школа классического танца.
  7. Особенности русской школы.
  8. Классический танец – основа балетного спектакля.
  9. Хореографическое училище.
  10. Итоговое занятие. 

Этикет, 36 часов:

  1. Вводное занятие.
  2. Беседы о правилах поведения в гостях.
  3. Беседы о правилах поведения у врача.
  4. Беседы о правилах поведения в театре.
  5. Итоговое занятие.

 

Шестой год обучения:

Классический танец, 216 часов:

  1. Организационное собрание.
  2. Разучивание и закрепление движений экзерсиса у станка.
  3. Разучивание поз на середине зала.
  4. Разучивание движений на середине.
  5. Закрепление маленьких прыжков.
  6. Разучивание pas glissade с продвижением в сторону en face.
  7. Работа над постановкой и отработкой концертных номеров. 

Пальцевая техника, 72 часа:

  1. Подготовка танцевальной обуви.
  2. Разучивание и отработка releve в 1, 2 и 5 позициях.
  3. Разучивание и отработка pas echappe во 2 позицию.
  4. Разучивание и отработка pas de bourree simplе с переменой ног en dehors et en dedans en face.
  5. Разучивание и отработка pas suivi на месте.
  6. Разучивание и отработка pas sus-sous en face.
  7. Разучивание и отработка pas couru вперед.
  8. Постановка танцевального номера. 

История балета, 36 часов:

  1. Знакомство с жизнью и творчеством известных танцовщиц и танцовщиков. 

Этикет, 36 часов:

  1. Вводное занятие.
  2. Как говорить вежливые слова.
  3. Знакомство.
  4. Комплименты. Извинения.
  5. Разрешения. Одолжения.
  6. Как беседовать со взрослыми.
  7. Как вести себя за столом.
  8. Подарки.
  9. Телефон.
  10. Интернет.
  11. Фотосъемка.
  12. Общение со сверстниками.
  13. Общение со сверстниками.
  14. Общение со сверстниками.
  15. Итоговое занятие.

 

Седьмой год обучения:

Классический танец, 216 часов:

  1. Организационное собрание.
  2. Разучивание и закрепление движений экзерсиса у станка.
  3. Разучивание движений на середине зала.
  4. Закрепление маленьких прыжков.
  5. Работа над постановкой и отработкой концертных номеров.

Пальцевая техника, 72 часа:

  1. Разучивание releve в 1, 2 и 5 позициях.
  2. Разучивание pas echappe во 2 позицию.
  3. Разучивание pas echappe: во 2 позицию, в 4 позицию, с Releve во 2 позицию.
  4. Закрепление pas de bourree simplе с переменой ног en dehors et en dedans en face.
  5. Разучивание pas assemble soutenu.
  6. Разучивание pas glissade.
  7. Закрепление pas suivi на месте.
  8. Закрепление pas sus-sous en face в маленьких позах.
  9. Закрепление pas couru вперед, разучивание pas couru назад.
  10. Постановка танцевального номера с использованием пальцевой техники. 

История костюма, 36 часов:

  1. Вводное занятие.
  2. Мода Древнего мира.
  3. Мода Средних веков.
  4. Мода эпохи Возрождения.
  5. Мир нового времени.
  6. История балетного костюма.
  7. Русский народный костюм.
  8. Итоговое занятие.

Этикет, 36 часов:

  1. Вводное занятие.
  2. Путешествия.
  3. Этикет одежды.
  4. Этикет одежды.
  5. Косметика.
  6. Парфюмерия.
  7. Организация пространства вокруг себя.
  8. Леди в обществе.
  9. Проявление вежливости.
  10. Свидание.
  11. В гостях.
  12. Радушная хозяйка.
  13. Помощь другим людям.
  14. Общение с друзьями.
  15. Мальчики и девочки.
  16. Улыбка.
  17. Итоговое занятие.

Цели программы

Цель программы – способствовать эстетическому воспитанию ребенка средствами через обучение классическому танцу и приобщение к балетной культуре.

 

Задачи первого года обучения:

Образовательные:

  • Обучение основным движениям детского танца, разучивание танца «полька».

Развивающие:

  • Развитие танцевальных данных ребенка.
  • Развитие координации у детей в процессе разучивания детских танцев.
  • Развитие чувства ритма как основы для дальнейшего эстетического восприятия музыки. Ребенок должен научиться исполнять различные ритмические рисунки при помощи хлопков, притопов, погремушек, бубнов.

Воспитательные:

  • Воспитание культуры поведения ребенка во время занятия танцем.

 

Задачами второго года обучения являются:

Образовательные:

  • Формирование эстетического отношения ребенка к тому или иному танцу через обучение детей различным видам детского танца (вару-вару, ча-ча-ча, медленный вальс).

Развивающие:

  • Развитие координации движений.
  • Развитие танцевальных данных ребенка.
  • Развитие эмоциональной выразительности ребенка, как основы для целостного восприятия эстетики танца.

Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия и настойчивости в достижении цели.

 

Задачами третьего года обучения являются:

Образовательные:

  • Разучивание движений классического экзерсиса.
  • Формирование эстетического восприятия ребенка через обучение детей историческому танцу (падеграс, фигурный вальс).

Развивающие:

  • Развитие учебной мотивации (начало постепенного перехода от игровой мотивации к учебной). То есть, если на первом году обучения ребенку нравилось заниматься танцами потому, что во время занятий было весело, интересно, само занятие проводилось в виде игры, то на втором году обучения ребенку должен понравиться процесс усвоения знаний через труд: «Трудился, старался – добился успеха». Это не исключает того, что на занятии должно быть интересно.
  • Развитие танцевальных данных с помощью партерной гимнастики.
  • Развитие эмоциональной выразительности через импровизацию, как основы для целостного восприятия эстетики танца.

Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия и настойчивости в достижении цели.

 

Задачи четвертого года обучения:

Образовательные:

  • Формирование интереса к классическому танцу через изучение истории балета.
  • Изучение правил поведения в общественных местах и дома.
  • Разучивание основных движений классического экзерсиса.

Развивающие:

  • Развитие танцевальных данных с помощью партерной гимнастики.

Воспитательные:

  • Воспитание художественного вкуса посредством знакомства с балетными спектаклями.

 

Задачи пятого года обучения:

Образовательные:

  • Формирование интереса к классическому танцу через изучение истории балета.
  • Совершенствование движений классического экзерсиса.
  • Формирование культуры поведения детей посредством изучения норм и правил этикета.

Развивающие:

  • Продолжение развития танцевальных данных с помощью партерной гимнастики.

Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание эстетических качеств через подготовку и участие ребенка в хореографических номерах.

 

Задачами шестого года обучения являются:

Образовательные:

  • Разучивание и совершенствование движений классического танца.
  • Изучение истории классического танца через знакомство с жизнью и творчеством известных танцовщиц и танцовщиков.

Развивающие:

  • Развитие эстетического вкуса через разучивание, отработку и исполнение хореографических номеров.

Воспитательные:

  • Воспитание нравственности через изучение этикета.

 

Задачами седьмого года обучения являются:

Образовательные:

  • Разучивание и совершенствование движений классического танца.

Развивающие:

  • Формирование общей и исполнительской культуры и эстетического вкуса через разучивание, отработку и исполнение хореографических номеров.
  • Развитие эстетических качеств через изучение истории сценического костюма.

Воспитательные:

  • Воспитание нравственности через изучение этикета.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • историю классического танца;
  • основные правила этикета.

В результате реализации программы обучающиеся будут владеть:

  • классическим экзерсисом;
  • уметь качественно исполнять хореографические номера;
  • анализировать собственное исполнение танцевальных номеров.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • навыки умения вести себя в обществе;
  • разовьется эстетический вкус;
  • осознание необходимости правильного поведения с точки зрения нравственности.

Особые условия проведения

Набор детей в группы производится при наличии медицинского заключения и допуска врача - педиатра.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в танцевальном зале, оборудованном зеркалами и станком. Необходимо музыкальное сопровождение занятий аккомпаниатором. Если такой возможности нет, то можно использовать проигрыватель дисков.

 

Для занятий с детьми понадобятся коврики для растяжки и упражнений на полу. Для развития чувства ритма необходимы погремушки или пластмассовые бутылки, например, наполненные горохом. Кроме того, для проведения гимнастики, нужны резиновые ленты, скамейки, мячи, утяжелители, вращающиеся диски.

 

Для занятий танцами нужна специальная танцевальная форма: юбки из органзы, вуали или шифона, гимнастический купальник, носочки и балетки, пуанты.

В программу занятий включаются видеопросмотры, поэтому иногда необходим телевизор.