Программа «В гостях у песни»

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

 

Музыкальное развитие ребенка является частью общего психофизического развития. Знакомясь с элементарными музыкально-звуковыми понятиями, дети получают знания о явлениях окружающего мира, у них развивается абстрактное мышление, образная память. Музыкальный образный мир способствует развитию восприятия и воображения. Неожиданное открытие нового мира звуков вызывает у ребенка любопытство, радость познания. Воспроизводя музыкальные произведения, начиная с самых простых песенок, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, дети учатся доброте, душевной чуткости. Песня, понятная и прочувствованная ребенком, становится важным средством нравственного развития.

 

 

Особое, исключительное влияние оказывает пение на формирование личности ребенка. Оно способствует его интенсивному – эстетическому и творческому – развитию, раскрытию природных задатков и способностей, становлению личностных качеств и выявлению индивидуальных творческих особенностей.

 

 

Эстрадное пение – специфическая форма художественного воспитания, требующая особого педагогического подхода. Как известно, это сегодня одна из самых массовых, синтетических, многослойных форм детского и молодежного искусства. Это именно та сценическая форма, которая задает свой специфический тон в процессе формировании культурно-эстетических ценностей растущего человека, это именно та уникальная форма, которая особым образом расширяет его художественно – эстетический кругозор, задает свой особый вектор социализации как тех, кто исполняет музыку, так и тех, кто её слушает.

 

 

Поэтому в настоящее время особенно нужны такие общеобразовательные программы, которые смогут целеустремленно, вдумчиво, педагогически последовательно приобщить подрастающее поколение к прекрасному и удивительному миру эстрадной музыки, познакомить юное поколение с лучшими сценическими образцами вокального музыкального творчества, научат понимать и исполнять произведения композиторов – классиков и наших современников.

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у песни» направлена на творческое развитие дошкольников, формирование в личности активного творческого «я», которое необходимо воспитывать с детского возраста. И пусть ребенок не станет в будущем известным исполнителем (певцом или певицей), но соприкосновение с миром прекрасного уже в таком раннем возрасте обогатит его духовный мир, позволит ему раскрыться как личности.

 

 

Отличительные особенности, новизна программы

 

Отличительные особенности программы заключаются, прежде всего, в особенностях ее построения.

Искусство эстрадно-вокального сценического исполнительства имеет свою специфику, свои выразительные средства и свои особые способы педагогического (обучающего, развивающего и воспитывающего) воздействия на растущего человека. В простом на первый взгляд «исходном материале» – голосе – заложен огромный личностно-созидающий потенциал. Однако следует учитывать строго объективный педагогический факт: обучение вокальному пению достаточно сложный и длительный процесс, т.к. каждый ребенок имеет свои собственные индивидуальные исполнительские и художественно-творческие задатки.

 

 

Отличительной особенностью предлагаемой программы является то, что она позволяет выявить и раскрыть творческие задатки и способности детей, используя в процессе их обучения, личностно-дифференцированную схему организационно-педагогических действий.

 

 

Стартовые возможности в процессе обучения для всех детей устанавливаются одинаковые. На подготовительном этапе обучения вокальному творчеству, а именно этот уровень предполагает реализация данной программы, происходит по преимуществу общее художественное развитие ребенка, расширение его кругозора, при этом учитываются как индивидуально-личностные особенности детей, так и их творческие способности, и природные психофизические задатки.

 

 

В дальнейшем обучающиеся могут перейти на следующий уровень обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный мир песни», где обучающимся предоставляется возможность выбрать наиболее приемлемую для них форму сценической деятельности, выбирая из широкого диапазона осваиваемых жанровых направлений, представленных в указанной программе.

 

 

Таким образом реализуется возможность для всех детей овладеть вокальными навыками, сформировать уверенность в себе, научиться адекватной самооценке, в конечном итоге, получить возможность обучения свободному художественному самовыражению.

Педагоги

Никитина Анжелика Сергеевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

 

Стаж педагогической работы: 17 лет.

 

Прохождение переподготовки и курсов повышения квалификации:

2015, ГАУ ДПО НСО «НИПКиПРО», «Организация воспитательного процесса на основе традиционных для России нравственных ценностей», 108 часов.

2017, Новосибирский институт дополнительного образования, филиал СибГАУ «Педагогика и психология дополнительного образования», 270 часа.

2020, ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО «Инновационная деятельность педагога дополнительного образования в условиях реализации Национального проекта «Образование», 72 часа. 

 

Участник конкурса профессионального мастерства "Сердце отдаю детям".

 

Публикации в средствах массовой информации профессиональной направленности:

 

1. Ермоченко А.В., Никитина А.С. Коммуникативно-развивающий потенциал эстрадного вокального исполнительства. В кн.: Умножая традиции прошлого: обучение, общение, творчество: материалы XVII открытых городских педагогических чтений. – Новосибирск; ДДТ им. В. Дубинина, 2018.

Расписание

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа на группу.

 

Академический час для дошкольников составляет 25 минут.

Содержание программы

Учебный план программы - 144 часа

  1. Музыкальная грамота - 12 ч.
  2. Звукоизвлечение - 16 ч.
  3. Дыхание - 24 ч.
  4. Приемы выразительности -  16 ч.
  5. Дикция, артикуляция - 20 ч.
  6. Интонация - 24 ч.
  7. Работа над репертуаром - 32 ч.

 

Цели программы

Содействовать развитию музыкально-эстетических проявлений личности детей, развитию их вокально-творческих возможностей в процессе усвоения основ вокального сценического исполнительства.

 

 

Задачи  программы 

 

 

Предметные:

 

  • познакомить детей с элементарными понятиями музыкальной грамоты (регистры, октавы, лады (мажор, минор), нотный стан, скрипичный ключ, нотная запись, устойчивые, неустойчивые звуки, динамика (форте, пиано);
  • сформировать начальные навыки вокальной исполнительской техники (певческая опора, дыхание, правильное интонирование, работа резонаторов, дикционные и артикуляционные навыки, средства музыкальной выразительности и пр.).

 

 

Метапредметные:

 

  • формировать умения
  • работать по предложенному педагогом плану;
  • сохранять заданную цель работы;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • видеть указанную педагогом ошибку и исправлять ее;
  • осуществлять контроль своей деятельности по результату выполненной работы;
  • совершенствовать речевое общение детей, развивать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, договариваться, учитывать интересы других, подчиняться разным правилам и социальным нормам.

 

 

Личностные:

 

  • формировать представления об основных нормах, которые общество выработало на основе гуманистических общественных ценностей;
  • содействовать формированию эмоционально положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;
  • формировать чувство собственного достоинства, актуализировать желание активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; 
  • активизировать любознательность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, побуждать выявлять причинно-следственные связи, пытаться самостоятельно объяснять явления природы и поступки людей.

Результат программы

Предметные результаты

 

 

К концу обучения дети будут знать:

  • элементарные основы нотной грамоты;
  • структуру песни;
  • приемы певческого дыхания, мягкой атаки, мягкого нефорсированного звука;
  • основные правила вокальной дикции, приемы певческого звукоизвлечения.

 

К концу обучения дети будут уметь:

  • ориентироваться в звуковысотности;
  • различать динамику: форте, пиано;
  • определять и словами выражать характер музыкального произведения;
  • чисто интонировать в пределах сексты.

 

 

Метапредметные результаты:

 

Содержание и построение программы дает возможность заниматься формированием таких метапредметных результатов, как:

  • умение работать по предложенному педагогом плану; сохранять заданную цель работы;
  • умение отличать верно выполненное задание от неверного; видеть указанную педагогом ошибку и исправлять ее;
  • способность осуществлять контроль своей деятельности по результату выполненной работы;
  • умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, договариваться, учитывать интересы других, подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • понимание зависимости характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения.

 

 

Личностные результаты

 

В процессе реализации программы закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности дошкольников, как:

  • готовность к активным познавательно-игровым действиям в доступных видах творчески ориентированной деятельности, любознательность и активность;
  • способность к организации собственной деятельности, умение элементарно организовать пространство своей жизнедеятельности;
  • способность выстраивать доверительные коммуникативные отношения с взрослыми и сверстниками;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Особые условия проведения

Программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет

 

 

Материально-техническая база

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у песни» реализуется на базе Дома детского творчества «Центральный» (ул. Каменская, 82). Место проведения занятий – театральный зал площадью 59,7 кв. м., оборудованный секциями трехместными для зрительного зала. В кабинете имеются электрофортепиано, звуковоспроизводящая аппаратура: радиомикрофоны, усилитель, эквалайзер, микшерский пульт, проигрыватель.

Кабинет оборудован техническими средствами обучения, включающими ноутбук, мультимедийный экран, проектор.

 

Информационное обеспечение программы:

 

В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В гостях у песни» используется следующее информационное обеспечение:

 

Учебные видео- и аудиоматериалы:

  • Звуки природы.
  • Музыкальные инструменты.
  • Звуки музыкальных инструментов.
  • Где живут ноты?
  • Музыка и ее характер.

 

Дидактическое обеспечение программы

 

В ходе реализации программы «В гостях у песни» используются разработки музыкально-дидактических игр, активизирующих интерес детей в ситуациях необходимости решения задач повышенного уровня трудности.

Составлен песенный репертуар и есть возможность его обновления в соответствии с открывающимися музыкально-творческими возможностями детей.

Подготовлен музыкальный материал для фонового сопровождения занятий различной тематики.

Стоимость

Платные образовательные услуги.