Программа «Физика для всех»

Направленность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний посредством экспериментальной и исследовательской деятельности обучающихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира.

 

Актуальность данной программы заключается в прививании интереса у школьников к точным наукам. Занятия в детском объединении позволяют пробудить в учащихся интерес к физике, понять суть ее явлений с помощью решения простых занимательных задач. Правильное понимание физики и методов ее изучения позволяют обучающемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления обучения.

 

Программа «Физика для всех» ставит перед собой цель научить обучающихся применять физические знания на практике, видеть и уметь объяснять наблюдаемые природные и другие явления, самостоятельно проводить эксперименты и давать им качественную оценку путем собственных умозаключений, переводить невероятное в очевидное, обыденное в увлекательное.

 

Отличительная особенность данной образовательной программы

Благодаря использованию нестандартного подхода при организации занятий в рамках дополнительной общеобразовательной программы обучающиеся получают возможность самовыражения, учатся взаимодействовать друг с другом, с уважением относиться к мнению других людей и овладевают искусством дискуссии, что невозможно воплотить в жизнь на уроках физики в рамках школьного курса. Помимо этого, ребята познают физическую картину мира с позиции обыденности и повседневности.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Физика для всех» составлена на основе авторского методического пособия: М. Г. Ковтунович «Домашний эксперимент по физике», и отличие в том, что все эксперименты выполняются с лабораторным оборудованием, а не с помощью приборов, выполненных самостоятельно.

Педагоги

Лихотникова Наталья Викторовна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Педагогический стаж - 27 лет

Уровень образования - высшее, 1997 г., Новосибирский государственный педагогический университет, «Физика».


Повышение квалификации - ОблЦИТ, 2015 г. «Создание дидактических и наглядных материалов в образовательной деятельности педагога средствами мультимедиа».

Расписание

Годовая нагрузка составляет 144 часа.

16 учебных часов в месяц.

2 занятия по 2 часа  в неделю.

Содержание программы

Учебный план первого года обучения

  1. Комплектование группы – 2 ч.
  2. Вводное занятие. Техника безопасности. Физика в нашей жизни – 2 ч.
  3. Механические явления – 26 ч.
  4. Тепловые явления – 32 ч.
  5. Электрические явления – 38 ч.
  6. Магнитные явления – 20 ч.
  7. Световые явления – 22 ч.
  8. Итоговое занятие – 2 ч.

 

Учебный план второго года обучения

  1. Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения при работе с лабораторным и техническим оборудованием - 2 ч.
  2. Основы кинематики и динамики - 38 ч.
  3. Механические колебания и волны. Звук - 29 ч.
  4. Электромагнитное поле - 32 ч.
  5. Световые явления - 18 ч.
  6. Современная физика - 20 ч.
  7. Итоговое занятие - 4 ч.

Цели программы

Цель программы: привить обучающимся интерес к науке, помочь им приобрести уверенность и настойчивость в самостоятельной работе для дальнейшей успешной реализации своих возможностей.

 

Задачи программы

Обучающие:

- знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

- планирование этапов своей работы, корректировка;

- повышение уровня научной грамотности.

 

Развивающие:

- развитие естественнонаучных компетенций учащихся;

- развитие способностей к самостоятельному наблюдению и анализу;

- развитие нетривиального подхода к решению физических задач;

- развитие исследовательских навыков;

- развитие у учащихся навыков критического мышления.

 

Воспитательные:

- воспитание усидчивости и скрупулезности при проведении исследований;

- воспитание аккуратности при работе в лабораторных условиях;

- воспитание самостоятельности при принятии решений и способности к аргументированному доказательству собственных гипотез;

- формирование навыков сотрудничества.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут

знать:

  • способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • правила поведения при лабораторной работе;
  • будут знать методики, применяемые при решении разных типов задач;
  • методики постановки эксперимента.

 

уметь:

  • описывать свойства тел по размеру, форме, веществу;
  • описывать физические явления и их признаки;
  • использовать терминологию при обучении;
  • выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу;
  • использовать знания о строении вещества для объяснения таких явлений как диффузия, испарение, сжатие и т.д.;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • пользоваться методами научного познания: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц.

 

Личностные качества

у учащихся будут сформированы:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- формирование способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений;

- способность продолжать изучение физики, осуществляя сознательный выбор своей индивидуальной траектории учения;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.

Особые условия проведения

Условия набора детей: в группу  обучения принимаются все желающие заниматься в данном объединении, на основании письменного заявления родителей.

Материально-техническая база

Занятия проходят в кабинете физики, который полностью оснащен необходимой мебелью, доской, стандартным набором лабораторного оборудования (наборы для демонстрации опытов). Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.

Кабинет оснащён компьютером, проектором, что позволяет использовать для занятий видеофильмы, презентации, различные компьютерные программы (из медиатеки школы).

- Лабораторный набор «Юный физик».

- Лабораторный набор «Свет и цвет».

- Демонстрационный набор «Геометрическая оптика».

- Лабораторный набор «L-miсro».

- Справочные материалы по физике.

 

Печатные пособия

- Таблицы по физике для 7-9 классов.

- Портреты выдающихся деятелей физики.

 

Дидактические материалы

Наглядные пособия:

- фотографии физических экспериментов по электродинамике;

- рисунки с изображением графиков движения тел;

- таблицы: мер и весов, плотности веществ, физических констант;

- иллюстрации физических явлений.

 

Необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы

Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы.

Стоимость

Обучение бесплатное.