Программа «Калинка» декоративно – прикладного искусства

Неотъемлемым компонентом декоративно-прикладного искусства того или иного народа является национальный традиционный костюм, который дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях.

 

Программа студии «Калинка» представляет собой соединение изучения основ традиционного костюма и приспособление его к современным условиям и требованиям жизни и моды.

 

В содержание обучения входит – овладение учащимися базовыми приемами разработки и изготовления современной одежды на основе традиционного русского костюма через включение в разнообразные формы деятельности: здесь можно быть  художником-модельером, конструктором или швеей, моделью или специалистом по этикету, попробовать себя в театральных постановках.

 

Обучающиеся  знакомятся с русскими игровыми и обереговыми куклами, с историей их возникновения и традициями нашего народа. Через игру они сами становятся творцами кукол, для которых нужно придумать наряд. Придумывая модель, дети рисуют «эскиз». В этом случае детская игра служит своеобразным упражнением в композиции костюма, учит тщательному продумыванию в «эскизе» будущих моделей.

 

Программа включает в себя разделы:

  • народная кукла: виды, предназначение, технология изготовления из различных материалов;
  • конструирование, моделирование и технология изготовления одежды;
  • лоскутное шитье;
  • разработка стилизованных коллекций одежды. 

 

В студии стираются грани между отдельными видами деятельности, формируется целостное восприятие. Все это позволяет смотреть на студию «Калинка» как на благоприятную среду для создания комплексного эстетического воспитания.

Педагоги

Дорофеева Людмила Валентиновна. Педагог высшей квалификационной категории.

Образование высшее профессиональное.

Московский ордена Трудового Красного Знамени технологический институт легкой промышленности, специальность: «Технология швейных изделий» квалификация: «Инженер-технолог». 

 

Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика и психология в образовании» Сибирский государственный университет науки и технологии им. Решетнева.

НИПКиПРО «Современные технологии в системе дополнительного образования детей в контексте федерального проекта «Успех каждого ребенка» - 29.10. 2020 - 13.10.2020.

Расписание

Занятия проходят сентября по май.

1 и 2 год обучения 2 раза в неделю по 2 часа. 

3 и 4 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа. 

Содержание программы

В содержание программы входит 3 модуля – уровня освоения.

 

1 модуль: «Волшебный мир русской куклы» - (1 год обучения) -  включает изучение русской куклы – историю создания, изготовление. Обучающиеся осваивают технологию ручных швов, приобретают навыки владения иглой, ножницами и простыми видами кройки и шитья.

 

2 модуль: «Конструирование» – (2, 3 год обучения).

В основе обучения лежит приобретение навыков базовой техники кроя, изготовление простых моделей, освоение технологии работы на швейной машинке и навыков работы с элементами фурнитуры.

 

 3 модуль: «Дизайн и создание коллекции» – (4 год обучения) включает: как разработку эскизов по образцу, так и авторскую разработку эскизов. Освоение сложной техники кроя и пошива, изготовление и включение декоративных элементов в модель одежды. Работу над индивидуальным авторским проектом и его защиты. 

 

Учебный план 1 года обучения

  • Введение в программу – 2 часа.
  • Куклы летнего цикла: «Зайчик-на-пальчик», «Отдарок за подарок», птички, кувадки, кормилица, тигренок, неразлучники, осьминог, младенчик, пеленашка - 22 часа.
  • Куклы осеннего цикла: клоун, крупеничка, «Прасковея-пятница», малышок-голышок, кукла «Девочка», свадебные неразлучники, «Кузьма и Демьян» – 28 часов.
  • Куклы зимнего цикла: снеговик, кукла «Благодать», «Лихоманки», «Ангелочек». «Коляда», «Коза», Кукла «Здоровье», кукла в дорогу, кукла с куклятами и игровые столбушки –  48 часов.
  • Куклы весеннего цикла: «Солнечный конь», домашняя Масленица, «Мартинички», барынька, «Филипповка», «Десятиручка», «Берестушка», «День и ночь», «Покосница», кукла на пасхальное яйцо, петушок, нянюшка, «Крестец», «Северная берегиня», «Карельская рванка», кукла «Девка-баба» – 40 часов.
  • Зачетные занятия -  4 часа.

 

Учебный план 2 года обучения

  • Вводное занятие – 4 часа.
  • Ручные швы – 8 часов.
  • Машинные швы – 10 часов.
  • Отделочные швы – 14 часов.
  • Изготовление полотняной сумки – 16 часов.
  • Изготовление фартука и садового передника – 24 часа.
  • Аппликации – 8 часов.
  • Изготовление корзинки для рукоделия – 12 часов.
  • Изготовление домашних тапочек и прихваток – 26 часов.
  • Юбки простого кроя – 22 часа.
  • Зачетные занятия – 4 часа. 

 

Учебный план 3 года обучения

  • Вводное занятие – 4 часа.
  • Переплетение тканей – 8 часов.
  • Моделирование, конструирование и пошив юбки – 60 часов.
  • Моделирование, конструирование и пошив юбки – 39 часов.
  • Этикет – 6 часов.
  • Русский народный костюм – 6 часов.
  • Построение основы платья. Моделирование – 21 час.
  • Изготовление конкурсных моделей – 51 час.
  • Проектная деятельность – 24 часа.
  • Подготовка и участие в выставках -12 часов.
  • Зачетное занятие – 3 часа. 

 

Учебный план 4 года обучения

  • Вводное занятие – 4 часа.
  • Русский сарафан. Современный сарафан на основе традиционного сарафана – 20 часов.
  • Строчевая вышивка и вышивка крестом – 20 часов.
  • Русские рубаха и порты – 16 часов.
  • Лоскутное шитье – 28 часов.
  • Разработка и изготовление конкурсных моделей – 128 часов.

Цели программы

Реализация индивидуальных потребностей, возможности творческого роста и профессионального самоопределения через изучение и совершенствование технологических знаний обучающихся в области конструирования, моделирования и пошива одежды.

 

Задачи 

Предметные:

  • способствовать приобретению определенных знаний об истории костюма, о моде, материалах, производстве одежды; 
  • формировать навыки и умения в конструировании, моделировании и технологии изготовления одежды;
  • формировать знания и практические навыки работы с текстильными материалами.

 

Личностного развития:

  • прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • формировать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца,
  • прививать основы культуры труда и экономичное отношение к используемым материалам.

 

 Развивающие:

  • развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного творчества способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

 

Метапредметные:

  • формировать устойчивый познавательный интерес к творчеству, потребности к саморазвитию и самостоятельности;
  • формировать навыки взаимопомощи, взаимного сотрудничества в ходе совместной работы (как с детьми, так и со взрослыми), умение вести диалог, прислушиваться к чужому мнению и адекватно относится к критическим замечаниям других.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • культуру и обычаи своего народа, историю костюма;
  • особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, модные тенденции, производство одежды, технологию изготовления одежды.

Смогут свободно ориентироваться в фасонах одежды, видах ткани.

 

Будут уметь:

  • конструировать, моделировать, изготавливать (шить) одежду;
  • пользоваться методами авторского проектирования;
  • самостоятельно анализировать и оценивать свою работу (свой продукт) и корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
  • пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности. 

 

Получат развитие:

 образное мышление, внимание, фантазия, творческие способности, эстетический и художественный вкус.

 

Метапредметные результаты:

  • умение планировать и осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач; 
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
  • умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения (озвучивать собственное мнение) осуществлять взаимное сотрудничество, сформированы социальные компетенции и правильные жизненные ценности.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам;

подсобное помещение для хранения материалов и работ.

 

Материально-техническое обеспечение:

оборудование – комплект мебели, стеллажи для хранения наглядных образцов, дидактических пособий для занятий, зеркало.

Специальное оборудование для проведения занятий:

  • универсальные швейные машины;
  • специальная обметочная машина;
  • утюг, гладильная доска, манекен. 

 

Материалы, необходимые для проведения практических работ:

  • ткань, нитки швейные, прокладочные материалы, тесьма;
  • клей, бумага, клей-пистолет, ножницы, иглы ручные и швейные.

 

Информационное обеспечение:

  • компьютер;
  • схемы изготовления кукол и узлов одежды, образцы изделий;
  • методические разработки занятий;
  • электронные образовательные ресурсы – видео мастер-классы, логические игры, презентации, викторины;
  • книги по истории костюма, по изготовлению одежды.

Видео

[ "" ]