Программа «История техники»

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.

 

Сегодня как никогда важно возродить интерес детей к инженерно-техническому направлению, вернуть романтику освоения неизведанного и покорения новых вершин. Универсальным ключом к решению этой задачи Центром детского научно-технического творчества «Спутник» Искитимского района стала организация и создание музея «Ретро техника».

 

Музей «Ретро техника», созданный для детей и руками детей с «нуля» в Центре стал отправной точкой в формировании интереса к научно-техническому творчеству у детей, педагогического коллектива, сообщества родителей.

 

Образовательные проекты на его базе со дня открытия стали площадкой инновационной деятельности и неотъемлемой частью образовательного пространства Центра, способствующей личностному росту и социализации каждого учащегося. Экспонаты музея формирует чувство патриотизма, мотивирует к изучению научно-технических дисциплин, ориентирует в выборе будущей профессии.

 

Музейная сфера в последнее десятилетие активно развивается, приобретает динамичность, позволяет ребенку превратиться из пассивного слушателя в активного экскурсанта осваивающего музейное пространство, поэтому музеи сегодня становятся неотъемлемым ресурсом технологического образования.

 

Новизна программы состоит в том, что позволяет использовать образовательно-воспитательный потенциал музея в образовательном процессе, положив в основу проектный и исследовательский методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных способностей в форме интегрированных и интерактивных занятий (от простого собирательства к описанию конкретных экспонатов и событий).

 

Актуальность данной программы заключается в том, что осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

 

Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

Педагоги

Агафонов Сергей Иннокентьевич - педагог дополнительного образования.

Уровень образование – высшее, 1986 г., Бурятский педагогический институт, История с дополнительной специальностью «Советское право»; преподаватель истории.

Расписание

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 72 часа в год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения – 2 ч.
  2. Что такое музей? - 4 ч.
  3. Экспозиции музея «Ретро-техника» - 8 ч.
  4. Посещение краеведческого музея - 4 ч.
  5. Бытовая техника - 6 ч.
  6. Фотоконкурс «Старейший технический экспонат» - 2 ч.
  7. История музейного дела в России - 6 ч.
  8. Фонды музея. Работа с фондами - 8 ч.
  9. История музейного дела за рубежом - 6 ч.
  10. Поисково-исследовательская и научная деятель­ность музея - 10 ч.
  11. Выставочная деятельность музея - 8 ч.
  12. «Музей в чемодане» - 6 ч.
  13. Итоговое занятие - 2 ч.

Цели программы

Цель данной программы – создание условий для развития социальной активности обучающихся средствами музейной деятельности. Вовлечение детей в активный исследовательский поиск и формирование познавательной потребности детей через инженерно-техническое направление музея.

 

Задачи программы

· развитие у обучающихся интереса к истории техники, исследованиям, к научно-познавательной деятельности;

· формирование первоначальных навыков проектной деятельности;

· развитие самостоятельности и инициативы;

· расширить кругозор, развить познавательные интересы и способности обучающихся;

· развить навыки экскурсионной деятельности;

· формировать бережного отношения к наследию наших предков.

Результат программы

Обучающийся должен знать:

1. направления деятельности музея;

2. основы выставочной, экскурсионной, оформительской деятельности музея;

3. методику проектно-исследовательской деятельности и оформление работ;

4. формы и методы просветительной и образовательной работ в музее.

 

Обучающийся должен уметь:

1. вести поиск музейных материалов;

2. систематизировать и описать музейный предмет;

3. умение рассказать о содержании экспозиций музея «Ретро техника»;

4. писать и оформлять исследовательские работы;

5. защищать творческие, исследовательские работы перед публикой.

 

Личностные результаты

- проявление уважительного и бережного отношения к наследию наших предков, памятникам истории;

- осознание сопричастности своей семьи к истории поселка и страны;

- проявление культуры поведения в обществе.

Особые условия проведения

Принимаются все желающие без предварительного отбора.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы:

- просторный, светлый, хорошо проветриваемый кабинет,

- парты, стулья,

- проекционный экран,

- ноутбук, проектор,

- шкафы для хранения методического, дидактического материалов,

- раковина с водой,

- коллекции.

 

Кадровое обеспечение программы.

Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности творческого объединения социально-педагогического направления.

Стоимость

Занятия проводятся бесплатно.

Видео