Программа «Живая планета»

Программа "Живая планета" позволяет решать важные  задачи, углубляя и расширяя биологические знания учащихся. Закрепить знания по многим вопросам школьного курса биологии, лучше понять связь организмов с внешней средой. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, воображение, сообразительность, фантазия, творчество. 

 

На занятиях ребята изучают растения, животных, микроорганизмы. Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес у детей. Постановка опытов активизирует познавательную деятельность школьников, развивает практические умения, углубляет связь теории с практикой.

 

Применение технологий развивающего обучения, в том числе проектно-исследовательских, способствует развитию у обучающихся коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Педагоги

Синякина Оксана Николаевна, учитель биологии высшей квалификационной категории.

Образование - высшее, окончила Новосибирский государственный педагогический институт по специальности "Учитель биологии и химии".

Педагогический стаж - 28 лет.

Содержание программы

  1. Введение – 2 часа.
  2. Растение – живой организм – 6 часов.
  3. Многообразие растений - 8 часов.
  4. Понятие об искусственном отборе, селекции – 1 час.
  5. Культурные растения, их происхождение и значение - 1 час.
  6. Бактерии, грибы и лишайники как компоненты природных сообществ - 6 часов.
  7. Где и как живут организмы - 10 часов.
  8. Зоология как часть биологии - 3 часа.
  9. Строение животного организма - 8 часов.
  10. Подцарство Одноклеточные животные - 4 часа.
  11. Многоклеточные животные - 15 часов.
  12. Развитие животного мира на Земле - 1 час.
  13. Экскурсия. Животный мир весной (на примере леса, парка или водоема) - 1 час.
  14. Современный мир животных – результат длительного исторического развития на Земле - 1 час.
  15. Создание и защита проекта - 3 часа.

Итого: 70 часов.

Цели программы

Цель: укрепление у обучающихся интереса к биологии, развитие экологической культуры поведения, понимание ценности жизни, систематизация и обобщение знаний, их практическое применение.

 

Задачи:

Обучающие:

- показать разнообразие живых организмов;

- расширить представления обучающихся о значении живых организмов в природе и жизни человека.

 

Развивающие:

- развивать у обучающихся умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формировать умения работать в малых группах;

- формировать универсальные умения (поиска и выделения информации, анализа и синтеза, установления причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждений и др.), а также регулятивные умения – планирования учебной деятельности, её контроля и коррекции, самооценки.

 

Воспитательные:

- формировать мотивацию к обучению;

- формировать нравственно-этические ориентиры в области взаимоотношений человека и природы;

- способствовать формированию чувства ответственности за экологические последствия своего поведения, бережного отношения к окружающей среде.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • признаки биологических объектов: грибов, растений, животных ; их клеток, экосистем и агроэкосистем; популяций своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию грибов, растений и животных, роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные грибы, растения и животных своей местности, культурные, опасные для человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках – значение биологических терминов; в различных источниках – необходимую информацию о живых организмах.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;
  • интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
  • эстетическое отношение к живым объектам, понимание важности бережного отношения к природе.

Материально-техническая база

  • Кабинет биологии,
  • пришкольный учебно-опытный участок,
  • ноутбук,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • таблицы по биологии,
  • учебные коллекции,
  • гербарий, 
  • влажные препараты биологических объектов.