Программа «Школа юного геолога»

Обучение детей в Школе юного геолога ведется по программе трехступенчатого восьмилетнего геологического дополнительного образования.

На первую ступень принимаются учащиеся начальной школы 2-4 классов. Продолжительность обучения 2-3 года. Происходит формирование познавательного интереса детей к основам минералогических знаний. Дети изучают отличительные признаки (физические свойства) цветных камней и на этой основе пытаются их диагностировать. Они находят много нового и интересного в удивительных свойствах минералов, в том числе полезных для людей.

 

Минералы вездесущи: тальк – в некоторых сортах конфет, жевательных резинках, пастах, кремах, соль – в пище, халцедон – в маминых украшениях, агат – в часах. Минералы лечат (гипс, кварцевые лампы), дают материал для спичечных головок, получения стекла, изготовления изоляторов, создания техники и т.д.

 

В течение двух - трех лет дети знакомятся с десятками новых минералов, затем плавно переходят к познанию горных пород (составных частей земной коры) и внутренних оболочек планеты.

 

Программа второй ступени наиболее сложная и направлена на формирование у интереса к естественнонаучному мировоззрению и геологическим профессиям. Известно более 100 геологических профессий! Всем найдется дело по душе!

 

Учащиеся знакомятся с основами общей геологии, объединяющей знания о Земле. Освещаются проблемы происхождения Солнечной системы с ее планетами, различия в строении небесных тел, история Земли, процессы, протекающие во внешних ее сферах и внутренних оболочках, приведшие к рождению жизни, образование полезных ископаемых, экологические вопросы и многие другие. Особое значение на второй ступени имеет приобщение детей к научно-популярной литературе. Учащимся, помимо этого, предлагается участие в ежегодных Сибирских геологических олимпиадах. Все это развивает личностные качества подростков, воспитывает в них настойчивость в достижении поставленных перед ними целей, твердость характера и соответствующий волевой настрой..

 

На третьей ступени геологического просвещения обучаются учащиеся из 10 и 11 классов средней школы. Они все являются участниками геологических олимпиад. Продолжительность ступени 2 года. Содержание ступени: фундаментальные вопросы геологической науки, затрагивающие историческое развитие Земли, процессы в сфере взаимодействия Природы и Общества, закономерности размещения в земной коре месторождений полезных ископаемых. Изучаются стадии геологоразведочных работ, цель которых – обеспечить экономику страны минеральным сырьем и энергетическими ресурсами. На открытие новых месторождений потребуется солидное научное обоснование проектируемых работ, более совершенных методов исследования и новых технических средств.

 

В целом учащиеся познают масштабность, разнообразие и остроту геологических (и экологических) проблем ХХI века и будут уверены в востребованности обществом выбранной профессии Исследователя Природы. Перед молодежью открываются блестящие перспективы!

Педагоги

Янтимиров Афанасий Рахимович – педагог дополнительного образования высшей категории. 

Преподаваемые дисциплины: геология.

Общий стаж: 59 лет.

Педагогический стаж: 17 лет.

Образование: высшее, Свердловский горный институт им. В. Вахрушева, 1958 г.

Направление подготовки и/или специальности: горный инженер, геолог.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО: «Психолого-педагогическая компетентность ПДО», 72 ч., 2014 г.
  • НИПКиПРО: «Система воспитательной деятельности ПДО, учителя в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ», 72 ч., 2018 г.
  • УЦ «Атон»: «Оказание первой помощи пострадавшим», 8 ч., 2018 г.

Содержание программы

«Программа 3-х-ступенчатого геологического дополнительного образования детей» (начального, среднего и профориентированного) устанавливает, что каждая ступень является самостоятельным, логически завершенным звеном просвещения и заканчивается вручением воспитанникам соответствующего Свидетельства Центра детского творчества.


На первой ступени обучаются учащиеся из 4-6-х классов средней школы. Продолжительность дополнительного образования 3 года. Программа в этот период направлена на возбуждение и формирование познавательного интереса детей к научной информации о вещественном составе и строении Земли. Помимо приобретения знаний, воспитанники приобщаются к исследованию физических свойств минералов, состава и отличительных признаков горных пород и полезных ископаемых. Они знакомятся с общими теоретическими представлениями об образовании твердых и жидких веществ земной коры и разнообразном их практическом значении для общества.


На средней ступени дополнительного образования занимаются подростки из 7-9-х классов. Продолжительность обучения также 3 года. Здесь ставится цель достижения воспитанниками более высокого уровня сложности знаний о Земле, а именно, преимущественного, более глубокого и разностороннего изучения геологических процессов, приводящих к изменению лика планеты, формированию главных и второстепенных геологических структур, образованию месторождений полезных ископаемых, а также возникновению природных катаклизмов, часто приносящих людям разрушения и гибель. Кроме этого, в процессе геологического просвещения рассматриваются вопросы происхождения Солнечной системы и ее планет, истории Земли, проблемы происхождения жизни и ее эволюции, климатических изменений и антропогенного воздействия на Природу. Подростки знакомятся с основами геохимии; продолжают изучать богатство недр.


На третьей, профориентированной, ступени дополнительного образования обучаются юноши из 10-11-х классов средней школы. Продолжительность обучения 2 года. На эту ступень поднимаются высокомотивированные воспитанники. Они завершают изучение геологических процессов, интересуются идеями, гипотезами и теориями о развитии Земли, осваивают знания об условиях образования различных генетических типов месторождений полезных ископаемых, закономерностях их размещения в земной коре и методах их поисков, разведки и эксплуатации. Уделяется внимание историческому взгляду на освоение Россией подземных богатств, роли земного вещества в экономике и политике развитых стран. Значительное время предназначается экологическим проблемам Земли и путям их решения.

 

Годовой учебно-тематический план:

Первая начальная ступень обучения:

  • 1 год – 64 часа.
  • 2 год – 64 часа.
  • 3 год – 64 часа. 

Вторая средняя ступень обучения:

  • 4 год – 64 часа.
  • 5 год – 96 часов.
  • 6 год – 96 часов. 

Третья профориентрованная ступень обучения:

  • 7 год – 96 часов.
  • 8 год – 96 часов.

Цели программы

Цель программы – возбуждение и формирование постоянного глубокого интереса учащейся молодежи к знаниям о Земле, обучение приемам начальной исследовательской деятельности и ее профессиональную ориентацию.

 

Задачи программы:

Информационно-познавательные:

  • детям даются углубленные и расширенные геологические знания, которые школьными программами не предусмотрены;
  • теоретические занятия по возможности сопровождаются практическими;
  • максимально удовлетворяется любознательность воспитанников;
  • подростки приобщаются к работе с научно-популярной литературой, составляя рефераты на геологические темы;
  • расширяется кругозор детей, углубляются их знания о Земле.


Образовательные:

  • воспитанники приобретают практические навыки исследования физических и других свойств твердого вещества земной коры, диагностики минералов, горных пород и полезных ископаемых;
  • в непривычных условиях геолого-туристических походов подростки осваивают навыки выживания и коллективного преодоления трудностей;
  • юноши осваивают методы геологических наблюдений в полевых условиях, документируют результаты таких исследований и обучаются оформлению отчетов;
  • дети постепенно приобретают опыт подготовки к участию в региональных геологических олимпиадах.


Развивающие:

  • создается доброжелательная творческая атмосфера в детском коллективе, имеет место свобода самовыражения и самореализации подростков, присутствует климат созидательного общения педагога и воспитанников;
  • осуществляются условия для развития наблюдательности и любопытства детей;
  • поощряется стремление подростков больше знать и уметь, хорошо учиться в школе;
  • происходят постоянные тренировки памяти, воли, самостоятельности, мышления и ответственного отношения к обучению;
  • дети приобщаются к чтению приключенческих и научно-популярных книг, развивается их интеллектуальная любознательность и формируется интерес к исследовательской работе.


Воспитывающие:

  • геологическое просвещение воспитывает комплексное (системное), в том числе экологическое, мышление и дает начало формированию естественнонаучного мировоззрения человека;
  • юными геологами Земля рассматривается как живая система, требующая бережного отношения к ней;
  • пропагандируется исследовательская романтика, направленная на постижение природных законов, истории Земли, красоты Жизни и выявление их неразгаданных тайн;
  • обучение в системе дополнительного образования, участие с региональных геологических олимпиадах, в туристических походах воспитывают в подростках целеустремленность, способность к достижению цели и стойкую волю при преодолении трудностей.

Результат программы

Результаты I ступени обучения (начальной).

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • круг знаний о Земле, о строении литосферы и глубин Земли;
  • основы минералогии;
  • экспозиции минералогических музеев, музея НГУ, Объединенного института геологии, геофизики и минералогии, краеведческого музея Новосибирска;
  • открытый способ добычи полезных ископаемых на Искитимских известковом и мраморном карьерах;
  • основные занимательные книги о минералах, геологах и приключениях;
  • основные понятия (словарный запас, позволяющий больше знать о так называемой «неживой природе»);
  • основы естественно-научных знаний;
  • опыт подготовки и участия в Сибирской геологической олимпиаде.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • определять физические свойства минералов, пользуясь подручными средствами;
  • проводить диагностику минералов;
  • проводить опыты по выращиванию кристаллов в растворах поваренной соли и медного купороса;
  • собирать и пополнять коллекцию минералов, горных пород и полезных ископаемых;
  • тезисно и кратко вести записи преподаваемого материала. 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • познавательная активность;
  • любопытство и наблюдательность;
  • внимательность;
  • аккуратность;
  • самостоятельность;
  • инициативность.

 

Результаты II ступени обучения (средней).

 В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • о происхождении планет Солнечной системы, об истории Земли и Жизни, геологических процессах, происходивших в далеком прошлом и имеющих место в настоящем времени, о богатствах земных недр и тайнах их образования, о влиянии человека на все сферы Земли и т.д.;
  • основы комплексного, системного, в том числе экологического мышления;
  • причинно-следственные связи геологических процессов, происходящих за счет внутренней тепловой энергии Земли, и на поверхности планеты в результате работы солнечной энергии;
  • целостное отношение к Земле как живой системе, которую надо беречь;
  • диагностические признаки многих минералов, горных пород и полезных ископаемых;
  • правила поведения на природе;
  • особенности геологических процессов;
  • методы геологических наблюдений в полевых условиях, способы документации этих исследований и оформление отчетов;
  • опыт неоднократного участия в Сибирских геологических олимпиадах.

 В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • диагностировать многие минералы, горные породы и полезные ископаемые;
  • дать характеристику минералам, рассказать об их признаках, сфере применения;
  • работать с научно-популярной книгой, выбрать из нее главное, существенное и оформить реферативную письменную работу;
  • проводить геологические наблюдения и оформлять записи;
  • логически мыслить, сравнивать, сопоставлять факты и выводы науки, быть самостоятельным и отстаивать свою точку зрения;
  • в природных условиях туристических походов имеет навыки коллективного выживания, преодоления трудностей, взаимовыручки.

 У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • интеллектуальная любознательность;
  • познавательная активность;
  • ответственность;
  • бережное отношение к Земле, природе планеты;
  • любознательность, интерес к геологическим процессам;
  • увлеченность учебой, основными предметными знаниями;
  • взаимовыручка;
  • умение работать в команде;
  • трудолюбие;
  • твердость характера;
  • стремление к самосовершенствованию и самоутверждению;
  • стремление вести здоровый образ жизни. 

 

Результаты III ступени обучения (профориентированной)

 В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • имеет широкий кругозор с углубленными минералогическими, геологическими и экологическими знаниями;
  • идеи, гипотезы, теории, касающимися истории и развития Земли;
  • о геологических процессах прошлых времен и современности;
  • о геологических условиях образования месторождений полезных ископаемых и закономерностях их размещения в земной коре;
  • историю освоения богатств недр нашей страны и роль в этом отечественных ученых, поисковиков и разведчиков;
  • геологические и экологические проблемы XXI века России и остального мира.

 В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • практические навыки исследования твердого вещества земной коры: минералов, горных пород с целью их диагностики;
  • установить состав ряда полезных ископаемых с определением их промышленного типа;
  • мыслить системно и комплексно;
  • оформить письменную работу по результатам полевой практики;
  • опыт участия в олимпиадах, имеет высокую оценку оргкомитета Сибирской геологической олимпиады.

 У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • уважительное отношение к родной планете, ее природе, учителям, родителям и родственникам;
  • самостоятельность;
  • творческая активность;
  • интеллектуальная любознательность;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели;
  • стремление к здоровому образу жизни;
  • ответственность;
  • высокая степень осознанности.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, геологическая коллекция минералов, раздаточный материал, методические и дидактические пособия, плакаты.