Программа «Мой мир»

  • (1)

Целью работы объединения является воспитание человека с новым мышлением, имеющего представление о социальных нормах и правилах, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; умеющего самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, применять их в меняющихся условиях.

 

Педагогом используются различные формы обучения: работа с экологическими, народными и авторскими сказками, работа с учебными текстами по темам, моделирование ситуаций, просмотр видеоматериала, самостоятельная деятельность, творческие задания, сюжетно-ролевые и экологические игры. При этом основополагающими являются комбинированные занятия с обязательным включением практического или игрового компонента, что позволяет детям легко усваивать материал.

 

В работе используются разнообразные методы и приёмы. Это постановка проблемных ситуаций, опора на опыт ребёнка, создание ситуации успеха, чёткая логичная структура занятия, системно-деятельностный подход и др.

 

Первоначально дети знакомятся с правилами поведения в обществе, с нравственными нормами, затем рамки изучаемого расширяются до знакомства с окружающим миром, понимания ребёнком своего места в природе. Идёт зарождение сознания собственной ответственности за любые действия, как в обществе, так и за действия, преобразующие среду.

Педагоги

Котова Любовь Макаровна – педагог дополнительного образования высшей категории

Преподаваемые дисциплины: этикет, экология.

Общий стаж: 28 лет.

Педагогический стаж: 27 лет.

Образование: высшее, НГПУ, 1998 г.

Направление подготовки и/или специальности: история и педагогика.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО: «Психолого-педагогическая компетентность ПДО», 72 ч., (2014 г.).
  • НИПКиПРО: «Школа профессионального роста ПДО», 108 ч., (2017 г.).
  • УЦ «Атон»: «Оказание первой помощи пострадавшим», 8ч., (2018 г.).

Содержание программы

Программа состоит из самостоятельных и взаимодополняемых модулей по этикету и экологии. Первоначально дети знакомятся с правилами поведения в обществе, с нравственными нормами, затем рамки изучаемого расширяются до знакомства с окружающим миром, понимания ребёнком своего места в природе. Идёт зарождение сознания собственной ответственности за любые действия, как в обществе, так и за действия, преобразующие среду.

 

Каждый модуль, являясь структурным элементом обучающей программы, имеет свои обучающие, развивающие и воспитательные задачи, а в соответствии с ними ожидаемые результаты.

 

Учебно-тематический план:

Первый год обучения:

  1. Вводное занятие – 1 час.
  2. Азбука, которую надо знать – 1 час.
  3. Знакомство – 1 час.
  4. Приветствие. Утреннее приветствие – 1 час.
  5. Прощание. Прощание перед сном – 1 час.
  6. Просьба. Вежливая просьба – 1 час.
  7. Извинение – 1 час.
  8. Правила поведения в гостях – 9 часов.
  9. Правила поведения в общественных местах – 5 часов.
  10. Культура речи – 7 часов.
  11. Твой режим дня – 1 час.
  12. Об уступчивости – 1 час.
  13. Мир и лад под нашей крышей – 1 час.
  14. Итоговое занятие – 1 час.

 

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие – 1 час.
  2. Земля – планета – 1 час.
  3. Мои соседи по планете – 7 часов.
  4. Что такое природа? – 1 час.
  5. Человек – часть природы – 1 час.
  6. Воздух – 2 часа.
  7. Вода – 2 часа.
  8. Почва – 2 часа.
  9. Растения – 2 часа.
  10. О диких и домашних животных – 2 часа.
  11. Птицы – 2 часа.
  12. Насекомые – 2 часа.
  13. Пищевая цепь – 2 часа.
  14. Связь живой и неживой природы – 2 часа.
  15. Земля – наш общий дом – 2 часа.
  16. Подведение итогов за год – 1 час.

 

Третий год обучения:

  1. Вводное занятие – 1 час.
  2. Повторение за прошлый год – 2 часа.
  3. Погода – 10 часов.
  4. Окружающая среда – 2 часа.
  5. Среда обитания – 2 часа.
  6. Летающие животные – 1 час.
  7. Наземные животные – 1 час.
  8. Животные, живущие в воде – 1 час.
  9. Подземные жители – 1 час.
  10. Кому где лучше живётся? – 2 часа.
  11. Экологический взрыв – 1 час.
  12. Животные в истории моей семьи – 3 часа.
  13. Подведение итогов за год – 3 часа.

 

Четвёртый год обучения:

  1. Вводное занятие – 1 час.
  2. Обычаи, традиции и правила у разных народов, разные времена – 2 часа.
  3. Культура общения – 4 часа.
  4. Утешение – 2 часа.
  5. Как себя вести в общественных местах – 4 часа.
  6. Правила поведения в школе – 4 часа.
  7. Рисуем правила – 1 час.
  8. Эстетика – 13 часов.
  9. Итоговое занятие – 1 час.

Цели программы

Цель программы – воспитание человека с новым мышлением, имеющего представление о социальных нормах и правилах, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; умеющего самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, применять их в меняющихся условиях.

 

Задачи модуля «Этикет»:

Образовательные:

  • Познакомить с оптимальными формами поведения.
  • Изучить правила речевого этикета. Ввести в речевой обиход вежливые формы общения.

Воспитательные:

  • Формировать уважение неприкосновенности личностного пространства каждого человека.
  • Воспитывать в детях внимательное, чуткое, доброжелательное отношение к окружающим.
  • Формировать у детей вежливый и ровный тон в общении с людьми.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные способности.
  • Развивать навыки социального поведения.

 

Задачи модуля «Экология»:

Образовательные:

  • Заложить первоначальные знания о связях в природе.
  • Дать представление о природе как о целостной системе.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию экологической культуры детей в процессе освоения социальной городской среды.
  • Создать единую экологически воспитывающую среду «Центр-дом (семья)», через включение родителей в процесс экологического воспитания.

Развивающие:

  • Развивать навыки общения с природой Родного края. Моделировать своё поведение в природе.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • правила и нормы поведения в окружающей среде;
  • особенности приспособления животных и растений к среде обитания и друг к другу;
  • понятия: живой организм, среда обитания, сообщества (лес, луг, водоём), приспособление, многообразие живых организмов- человек как природное и социальное существо;
  • этикетные выражения, необходимые в разных ситуациях.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • общаться, используя правила речевого этикета;
  • проявлять внимательное, чуткое, доброжелательное отношение к окружающим;
  • общаться с людьми разных возрастов;
  • выражать свои чувства;
  • вести наблюдения за природными объектами;
  • прогнозировать последствия своего поведения в природе.

У обучающихся будут развиты такие личностные качества:

  • воля;
  • трудолюбие;
  • стремление к познавательным трудностям;
  • чувства восхищения природой во всех её проявлениях.

Материально-техническая база

Для успешной реализации программы имеется следующая материальная база: просторный светлый кабинет со столами и стульями для теоретических занятий, а также игровая зона, на которой проигрываются различные учебные ситуации, разучиваются игры на взаимодействие, взаимопонимание и т.п.

 

В кабинете имеются комнатные растения. Кроме того, кабинет оборудован аудио и видео аппаратурой, имеется возможность использования Интернет-ресурсов. Накоплена подборка видеофильмов, аудио кассет, а так же книги и настольные игры по экологии, по этикету, наглядные пособия, собрание детских работ.