Программа по оздоровительной гимнастике «Движение – свобода»

Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Физическое воспитание детей с церебральным параличом отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей, однако специфические особенности развития моторики детей с ДЦП требуют применения особых методов и приемов.

 

Особое внимание в занятиях уделяется тем двигательным навыкам, которые больше всего необходимы в жизни, и прежде всего – обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность и самообслуживание.

 

Актуальность данной программы заключается в том, что именно в предпубертатном и пубертатном возрасте продолжаются процессы роста и формирование организма, поэтому средствами специальных занятий, возможно повлиять на развивающиеся контрактуры, деформации неправильные установки туловища и конечностей, смещение центра тяжести патологический двигательный стереотип.

Педагоги

Олейник Валентина Павловна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Преподаваемые дисциплины: оздоровительная гимнастика.
Образование: высшее, Омский государственный институт физической культуры, 1991 г.
Специальность и квалификация по диплому: преподаватель физической культуры, специализация по массажу и лечебной физкультуре.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО, «Методики и организация оздоровительной работы в специальной медицинской группе», 108 часов, 2014 г.
  • НИПКиПРО, «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательно-воспитательного процесса в условиях реализации профессионального стандарта», 72 часа, 2018 г.

Содержание программы

Работа с детьми с ДЦП проходит как на индивидуальных так и групповых занятиях:

  • Индивидуальные занятия направлены в на нормализацию координации движений, равновесия, мышечной силы. Решаются также психолого-педагогические задачи: преодоление в сознании чувства безысходности, вселить веру в благополучном исходе занятий.
  • Групповые занятия имеют целью не только нормализацию двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей, поддержании уверенности в том, что они являются полезными членами общества.

 

Учебно-тематический план первого года обучения (108 часов):

  1. Вводное занятие.
  2. Особенности режима дня.
  3. Значение физической культуры в жизни ребенка с ДЦП.
  4. Анатомия и физиология человека.
  5. Контроль и самоконтроль.
  6. Самомассаж.
  7. Упражнения на расслабление спастических мышц.
  8. Упражнения в ползании.
  9. Ходьба.
  10. Упражнения с предметами.
  11. Общеразвивающие упражнения.
  12. Корригирующие и специальные упражнения.
  13. Упражнения на развитие координации.
  14. Упражнения для стоп и кистей.
  15. Подвижные игры.
  16. Тестирование.

 

Учебно-тематический план второго года обучения (108 часов):

  1. Вводное занятие.
  2. Здоровый образ жизни.
  3. Значение физической культуры в жизни ребенка с ДЦП.
  4. Анатомия и физиология человека.
  5. Психологическая подготовка.
  6. Первая помощь при ушибах, кровотечениях, растяжениях.
  7. Упражнения на расслабление и дыхательные упражнения.
  8. Ходьба.
  9. Упражнения с предметами.
  10. Общеразвивающие упражнения.
  11. Специальные упражнения.
  12. Упражнения на развитие координации.
  13. Упражнения в ползании.
  14. Упражнения для стоп и кистей.
  15. Подвижные игры.
  16. Тестирование.

 

Учебно-тематический план  с третьего по пятый года обучения (108 часов):

  1. Вводное занятие.
  2. Особенности режима дня.
  3. Анатомия и физиология человека.
  4. Контроль и самоконтроль.
  5. Психологическая подготовка.
  6. Упражнения на расслабление спастических мышц.
  7. Упражнения в ползании.
  8. Ходьба.
  9. Упражнения с предметами.
  10. Общеразвивающие упражнения.
  11. Специальные упражнения.
  12. Упражнения на развитие координации, равновесия.
  13. Упражнения на тренажёрах.
  14. Упражнения для стоп и кистей.
  15. Подвижные игры.
  16. Тестирование.

 

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа занятий с учетом его индивидуальных психо-физиологических возможностей, особенностей течения заболевания (показания и противопоказания)

Цели программы

Цель программы – ­содействие гармоничному развитию, укреплению здоровья, восстановлению работоспособности и активному участию ребенка с ДЦП в жизни общества.

 

Задачи:

Общие задачи:

  • способствовать общему оздоровлению детей с ДЦП;
  • прививать интерес к занятиям физической культурой;
  • развивать двигательные умения и навыки.

Специальные задачи:

  • корректировать порочные установки опорно-двигательного аппарата (ОДА);
  • формировать вестибулярные и антигравитационные реакций, становление равновесия;
  • формировать различные опорные реакции конечностей;
  • способствовать нормализации тонуса мышц.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать и уметь:

  • улучшение функциональных возможностей организма;
  • появление потребности в занятиях физической культурой;
  • увеличение разнообразия двигательных умений и навыков;
  • формирование волевых и нравственных качеств;
  • уменьшение степени порочных установок опорно-двигательного аппарата (ОДА);
  • улучшение координации движений;
  • улучшение работоспособности конечностей;
  • увеличение силы мышц;
  • увеличение выносливости и работоспособности.

Особые условия проведения

Данная программа предназначена для занятий с детьми от 5 до 16 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детьми с ДЦП (легкая форма).

 

Для работы с детьми используются индивидуальные и малогрупповые занятия, которые проводятся 3 раза в неделю по 45 минут, в зависимость от физического состояния ребенка с ДЦП.

Материально-техническая база

Для проведения занятий используются:

  1. тренажерный зал;
  2. борцовский зал;
  3. зал с мягким покрытием;
  4. спортивный инвентарь (мячи, обручи, фитболы, гимнастические палки, гантели и др.);
  5. спортивное оборудование (шведская стенка, скамейки, степы и др.).

 

Стоимость

Образовательные услуги не оказываются.

Видео

Новогодний праздник для групп работающих по программе движение-свобода