- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Прочее
- Программа «ЮнОЛОГ»
Программа «ЮнОЛОГ»
- (1)
Основная отличительная особенность программы «ЮнОЛОГ» – сочетание классических подходов к изучению животного мира с идеями устойчивого развития через формирование экологического сознания личности.
Одно из педагогических открытий программы «ЮнОЛОГ» состоит в сочетании естественноисторического и практико-ориентированного подхода в обучении школьников и подготовишек.
В данной программе применяются следующие традиционные подходы в обучении:
- «исследовательский подход» – для того, чтобы узнать животный мир и научиться общаться с ним, необходимо что-то делать,
- «общественный момент» – подразумевает обучение и работу в составе разновозрастных групп, когда «старшие» исполняют роль инструкторов и помощников для «младших» по отношению к ним,
- принцип «природного компонента» – подразумевает проведение немалой части работы в условиях естественной среды, во время выездов и экспедиций.
Этология – новый, гуманный виток в познании природы, отказ от стремления заполучить ее тайны силой. Этолог старается не ставить экспериментов над животными, а наблюдать их естественную жизнь, не мешая, оставаясь незаметным. По сути, эта область знаний очень созвучна модели гуманитарно-экологического образования и воспитания, к которой постепенно переходит человечество.
Педагоги
Шаповалова Тамара Сергеевна - педагог дополнительного образования.
Образование: 2009 год, НГПУ, Институт естественных и социально-экономических наук, квалификация: учитель географии и биологии.
Повышение квалификации:
ООО " Центр непрерывного образования и инноваций" г. Санкт-Петербург, 2020 г. по программе "Организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной направленности" 72 ч.
ООО " Центр непрерывного образования и инноваций" г. Санкт-Петербург, 2020 г. по программе "Организация проектной и исследовательской деятельности в организации дополнительного образования" 72 ч.
ФГБОУ ВО "НГПУ" г. Новосибирск, 2020 г. по программе "Современные тренды в системе дополнительного образования" 36 ч.
Расписание
Группа 1 года обучения:
Понедельник 14:30-15:15 часов; 15:25-16:10 часов.
Группа 2 года обучения:
Вторник 14:30-15:15 часов; 15:25-16:10 часов.
Содержание программы
Для 1 года обучения
- Вводное занятие – знакомство с живым уголком, требованиями к кружковцам, техникой безопасности −3 ч.
- Предмет, цели и методы современной зоологии и этологии. Ученые – основоположники – 3 ч.
- Возникновение жизни. Развитие жизни на Земле – 3 ч.
- Систематика позвоночных животных. Особенности и общий план строения хордовых животных, уход – 3 ч.
- Беспозвоночные хордовые – особенности и разнообразие, особенности ухода – 3 ч.
- Бесчелюстные – особенности строения и разнообразие, особенности ухода – 3 ч.
- Хрящевые рыбы – особенности и разнообразие, особенности ухода – 3 ч.
- Костные рыбы – особенности и разнообразие, особенности ухода −3 ч.
- Класс Амфибии. Таксономические группы. Особенности строения. Разнообразие, земноводные, уход – 3 ч.
- Класс пресмыкающиеся. Таксономические группы. Особенности строения. Разнообразие, пресмыкающиеся, особенности ухода −3 ч.
- Начальная туристская подготовка −3 ч.
- Участие в весенней полевой практике −3 ч.
- Обработка материалов наблюдений и оформления отчетов по проделанным исследованиям −3 ч.
- Итоговое обобщающее занятие в виде отчета по исследовательским работам −3 ч.
Для 2 года обучения
- Вводное занятие – знакомство с живым уголком, планами работы на год, требованиями к кружковцам, техникой безопасности – 3 ч.
- Класс Птицы. Таксономические группы. Особенности строения. Частная орнитология– 3 ч
- Класс млекопитающие. Таксономические группы. Особенности строения. Разнообразие млекопитающих – 3 ч.
- Обработка данных экспедиций, походов. Работа по персональным темам. – 3 ч.
- Обобщающие занятия в виде конференций по исследовательским работам – 3 ч.
- Обсуждение экспедиционных самостоятельных исследовательских работ. Подготовка к экспедиции, походу– 3 ч.
- Изучение и наблюдения животных в неволе. Особенности поведения и ухода в не естественной среде обитания.– 3 ч.
Цели программы
Цель: создание условий для личностного развития обучающегося, обладающего умением исследовать окружающий мир и способного осознавать свое место в нем.
Задачи:
Предметные:
- помочь приобрести базовые знания в области этологии и зоологии животных;
- освоить биоразнообразие окружающего мира (изучение наиболее типичных обитателей различных биотопов Новосибирской области);
- формировать умение самостоятельно ставить исследовательские задачи, выбирать адекватные способы их решения, организовывать все стадии сбора, обработки и представления информации.
Метапредметные:
- выявить и закрепить интересы и способности детей в области научно-исследовательской деятельности;
- способствовать развитию памяти, логики, мыслительной активности, усидчивости, аккуратности, способности к эмпатии и т.д.;
- содействовать профессиональной ориентации подростков в области биологических наук.
Личностные:
- сформировать умение учащихся организовывать свое пребывание в дикой природе без вреда для нее и для себя;
- воспитать у учащихся определенные ценностные ориентиры – творческий поиск, ответственность, порядочность, умение работать в команде, и т.д.
- усвоить традиции объединения, приобрести навыки коллективной работы;
- повысить уровень экологической культуры учащихся.
Результат программы
В результате реализации программы обучающиеся будут знать: основы зоологии позвоночных иосновы по этологии;
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь: самостоятельно ставить исследовательские задачи, выбирать адекватные способы их решения, организовывать все стадии сбора, обработки и представления информации;
Особые условия проведения
Особых навыков для поступления не требуются.
Ограничение по здоровью: это аллергическая реакция на пух и перья животных в живом уголке.
Материально-техническая база
Для реализации данной программы имеется:
- компьютер, ноутбук, мультимедиа – проектор, экран, принтер, телевизор, колонки;
- литература, иллюстрации;
- канцелярские товары;
- животные живого уголка;
- снаряжение для проведения полевых экскурсий: туристское снаряжение (оборудование для приготовления пищи, тенты, топоры и т.п.) ;
- полевые атласы и определители;
- демонстративный материал (черепа, скелеты, чучела животных, помет животных, погрызы, яйца птиц) ;
- электронные образовательные ресурсы: информационные материалы в электронном виде, иллюстративные материалы в электронном виде, компьютерная обучающая игра «Кто оставил след», CD диски с голосами птиц и СD, DVD аудиовидеоматериалы по всем темам программы;
- методическая литература;
- книги, журналы, полевые иллюстрированные определители животных, растений, методические рекомендации, справочная литература по биологии, по зоологии;
- фильмы BBC о дикой природе;
- компьютерные презентации;
- иллюстративный материал подборки фотографий презентации к лекциям рисунки следов животных Новосибирской области коллекция следов жизнедеятельности животных;
- викторины, кроссворды, тесты, загадки, игры развивающий диагностирующий материал.
Стоимость
Бесплатно.