Программа «ЮнОЛОГ»

  • (1)

Основная отличительная особенность программы «ЮнОЛОГ» – сочетание классических подходов к изучению животного мира с идеями устойчивого развития через формирование  экологического сознания личности.

 

Одно из педагогических открытий программы «ЮнОЛОГ» состоит в сочетании естественноисторического и практико-ориентированного подхода в обучении школьников и подготовишек.

 

В данной программе применяются следующие традиционные подходы в обучении:

  • «исследовательский подход» – для того, чтобы узнать животный мир и научиться общаться с ним, необходимо что-то делать,
  • «общественный момент» – подразумевает обучение и работу в составе разновозрастных групп, когда «старшие» исполняют роль инструкторов и помощников для «младших» по отношению к ним,
  • принцип «природного компонента» – подразумевает проведение немалой части работы в условиях естественной среды, во время выездов и экспедиций.

 

Этология – новый, гуманный виток в познании природы, отказ от стремления заполучить ее тайны силой. Этолог старается не ставить экспериментов над животными, а наблюдать их естественную жизнь, не мешая, оставаясь незаметным. По сути, эта область знаний очень созвучна модели гуманитарно-экологического образования и воспитания, к которой постепенно переходит человечество.

Педагоги

Шаповалова Тамара Сергеевна -  педагог дополнительного образования.

 

Образование: 2009 год, НГПУ, Институт естественных и социально-экономических наук, квалификация: учитель географии и биологии.

 

Повышение квалификации:

 

ООО " Центр непрерывного образования и инноваций" г. Санкт-Петербург,  2020 г. по программе "Организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной направленности" 72 ч.

 

ООО " Центр непрерывного образования и инноваций" г. Санкт-Петербург, 2020 г. по программе "Организация проектной и исследовательской деятельности в организации дополнительного образования" 72 ч.

 

ФГБОУ ВО "НГПУ" г. Новосибирск, 2020 г. по программе "Современные тренды в системе дополнительного образования" 36 ч. 

Расписание

Группа 1 года обучения:

Понедельник 14:30-15:15 часов; 15:25-16:10 часов.

 

Группа 2 года обучения:

Вторник 14:30-15:15 часов; 15:25-16:10 часов.

Содержание программы

Для 1 года обучения

  1. Вводное занятие – знакомство с живым уголком, требованиями к кружковцам, техникой безопасности −3 ч.
  2. Предмет, цели и методы современной зоологии и этологии. Ученые – основоположники – 3 ч.
  3. Возникновение жизни. Развитие жизни на Земле – 3 ч.
  4. Систематика позвоночных животных. Особенности и общий план строения хордовых животных, уход – 3 ч.
  5. Беспозвоночные хордовые – особенности и разнообразие, особенности ухода – 3 ч.
  6. Бесчелюстные – особенности строения и разнообразие, особенности ухода – 3 ч.
  7. Хрящевые рыбы – особенности и разнообразие, особенности ухода – 3 ч.
  8. Костные рыбы – особенности и разнообразие, особенности ухода −3 ч.
  9. Класс Амфибии. Таксономические группы. Особенности строения. Разнообразие, земноводные, уход – 3 ч.
  10. Класс пресмыкающиеся. Таксономические группы. Особенности строения. Разнообразие, пресмыкающиеся, особенности ухода −3 ч.
  11. Начальная туристская подготовка −3 ч.
  12. Участие в весенней полевой практике −3 ч.
  13. Обработка материалов наблюдений и оформления отчетов по проделанным исследованиям −3 ч.
  14. Итоговое обобщающее занятие в виде отчета по исследовательским работам −3 ч.

 

Для 2 года обучения

  1. Вводное занятие – знакомство с живым уголком, планами работы на год, требованиями к кружковцам, техникой безопасности – 3 ч.
  2. Класс Птицы. Таксономические группы. Особенности строения. Частная орнитология– 3 ч
  3. Класс млекопитающие. Таксономические группы. Особенности строения. Разнообразие млекопитающих – 3 ч.
  4. Обработка данных экспедиций, походов. Работа по персональным темам. – 3 ч.
  5. Обобщающие занятия в виде конференций по исследовательским работам – 3 ч.
  6. Обсуждение экспедиционных самостоятельных исследовательских работ. Подготовка к экспедиции, походу– 3 ч.
  7. Изучение и наблюдения животных в неволе. Особенности поведения и ухода в не естественной среде обитания.– 3 ч.

Цели программы

Цель: создание условий для личностного развития обучающегося, обладающего умением исследовать окружающий мир и способного осознавать свое место в нем.

 

Задачи:

 Предметные:

  • помочь приобрести базовые знания в области этологии и зоологии животных;
  • освоить биоразнообразие окружающего мира (изучение наиболее типичных обитателей различных биотопов Новосибирской области);
  • формировать умение самостоятельно ставить исследовательские задачи, выбирать адекватные способы их решения, организовывать все стадии сбора, обработки и представления информации.

 

Метапредметные:

  • выявить и закрепить интересы и способности детей в области научно-исследовательской деятельности;
  • способствовать развитию памяти, логики, мыслительной активности, усидчивости, аккуратности, способности к эмпатии и т.д.;
  • содействовать профессиональной ориентации подростков в области биологических наук.

 

Личностные:

  • сформировать умение учащихся организовывать свое пребывание в дикой природе без вреда для нее и для себя;
  • воспитать у учащихся определенные ценностные ориентиры – творческий поиск, ответственность, порядочность, умение работать в команде, и т.д.
  • усвоить традиции объединения, приобрести навыки коллективной работы;
  • повысить уровень экологической культуры учащихся.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать: основы зоологии позвоночных иосновы  по этологии;

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь: самостоятельно ставить исследовательские задачи, выбирать адекватные способы их решения, организовывать все стадии сбора, обработки и представления информации;

 

 

 

 

 

Особые условия проведения

Особых навыков для поступления не требуются.

Ограничение по здоровью: это аллергическая реакция на пух и перья животных в живом уголке.

Материально-техническая база

Для реализации данной программы имеется:

  • компьютер, ноутбук, мультимедиа – проектор, экран, принтер, телевизор, колонки;
  • литература, иллюстрации;
  • канцелярские товары;
  • животные живого уголка;
  • снаряжение для проведения полевых экскурсий: туристское снаряжение (оборудование для приготовления пищи, тенты, топоры и т.п.) ;
  • полевые атласы и определители;
  • демонстративный материал (черепа, скелеты, чучела животных, помет животных, погрызы, яйца птиц) ;
  • электронные образовательные ресурсы: информационные материалы в электронном виде, иллюстративные материалы в электронном виде, компьютерная обучающая игра «Кто оставил след», CD диски с голосами птиц и СD, DVD аудиовидеоматериалы по всем темам программы;
  • методическая литература;
  • книги, журналы, полевые иллюстрированные определители животных, растений, методические рекомендации, справочная литература по биологии, по зоологии;
  • фильмы BBC о дикой природе;
  • компьютерные презентации;
  • иллюстративный материал подборки фотографий презентации к лекциям рисунки следов животных Новосибирской области коллекция следов жизнедеятельности животных;
  • викторины, кроссворды, тесты, загадки, игры развивающий диагностирующий материал.

Стоимость

Бесплатно.