Программа «Физика в экспериментах»

Программа «Физика в экспериментах» предназначена для углубленного обучения обучающихся, желающих приобрести опыт самостоятельного применения знаний по физике на практике при проведении наблюдений, экспериментов, моделирования.

 

Курс выстраивается таким образом, чтобы наиболее полно отображать физику-науку в образовательной деятельности и формировать универсальные способности: эффективно работать с информацией, наблюдать окружающее и видеть главное, разрабатывать теоретические модели и натуральные эксперименты и на их основе осуществлять учебные исследования.

Курс разработан на основе практико-ориентированного подхода и предполагает выделение базисных, ключевых физических явлений и экспериментов в качестве содержательного ядра.

 

Образовательная деятельность в рамках данного курса организуется в форме учебной исследовательской деятельности. Это наблюдение и построение первичных моделей, поиск дополнительной информации, ее анализ, разработка и проведение физического эксперимента, обработка и анализ экспериментальных результатов, построение новой теоретической модели явления, исследование этой модели и получение новых, дополнительных сведений о явлении и процессе.

В курсе имеется две основные содержательные части: наблюдение натурных явлений и демонстрационных опытов и физический практикум. Все части курса имеют блочно-модульную структуру, блоки и модули формируются в рамках традиционного структурирования курса общей физики по разделам: механика, строение вещества, и молекулярная физика, электричество и магнетизм, оптика, квантовая и ядерная физика.

 

Наблюдение физических явлений и демонстрационных опытов предлагает явлений на основе обыденных представлений и приобретенных ранее знаний, освоение технологий наблюдательных исследований, создание мотивации. Перечень природных явлений для наблюдений и демонстрационных опытов соответствует содержанию курса физики

 

Физический эксперимент представляет собой лабораторию эксперимента и моделирования. Содержательно практикум разделен на пять тематических блоков: механика, строение вещества и молекулярная физика, электричество, оптика, ядерная и квантовая физика. В каждом из блоков имеется несколько модулей, содержащих комплексные учебные исследования.

 

Учебные экспериментальные задания сформулированы в виде открытых исследовательских задач с возможностью выбора различных вариантов реализации. Выполнение таких учебных исследований предполагает предварительное планирование эксперимента, рассмотрение нескольких вариантов и выбор оптимального.

Педагоги

Чёткина Татьяна Геннадьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж - 19 лет.

Уровень образования - высшее , Новосибирский государственный педагогический университет, 2000 г., «Физика и математика».

 

Повышение квалификации: Томский государственный педагогический университет, 2015 г. «Проектирование и реализация современного занятия естественнонаучной направленности (математика, физика, информатика) в условиях ФГОС: психолого-педагогический подход», 108 ч.

Расписание

По программе учащиеся занимаются 2 раз в неделю по 3 часа. 

 

 

Содержание программы

  1. Эксперимент в физике - 12 ч.
  2. Физический эксперимент в механике - 54 ч.
  3. Физический эксперимент по молекулярной физике и термодинамике - 18 ч.
  4. Физический эксперимент по электромагнитным явлениям - 75 ч.
  5. Физический эксперимент по оптике и акустике - 30 ч.
  6. Физический эксперимент по квантовой и ядерной физике - 15 ч.
  7. Работа по индивидуальным задачам- 11 ч. 
  8. Итоговое занятие - 1ч. 

Цели программы

Цели программы :  создание условий для развития познавательных универсальных  способностей обучающихся (навыки теоретического мышления, творческого поиска), обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям в результате эксперимента.

Основными задачами являются:

  • обеспечение обучающихся необходимой лабораторно-информационной базой;
  • формирование системы взаимосвязанных теоретических и практических знаний в области физики;
  • вовлечение информационных технологий в процесс обучения, практическое их освоение;
  • создание учебного пространства для развития ряда умений: моделировать и рационально мыслить, организовывать коммуникацию и продуктивно в ней участвовать, самостоятельно принимать решения в оценке границ применимости физических законов, достоверности событий и фактов.

 

Результат программы

Предметные результаты обучения:

  • развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
  • развитие у обучающихся логического, эвристического, алгоритмического мышления и пространственного воображения.

Метапредметные результаты обучения:

  • владение навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности,
  • способность к поиску методов решения физических задач;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, излагать свою точку зрения;
  • использовать средства ИКТ;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового типа.
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

 

Личностные результаты обучения:

  • развитие личностного интеллектуального потенциала обучающегося;
  • развитие готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
  • воспитание у обучающихся навыков самоконтроля, рефлексии, изменение их роли от пассивных наблюдателей до активных исследователей.

Особые условия проведения

В объединение  принимаются все желающие, имеющие базовые знания по физике.

Материально-техническая база

Список наглядных пособий

Таблицы общего назначения:

1. Международная система единиц (СИ).

2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

3. Физические постоянные.

4. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.

 

Оборудование кабинета физики, необходимое для реализации программы:

· Демонстрационное.

· Лабораторное.

 

Технические средства обучения

1. Ноутбук.

2. Мультимедиа проектор.

3. Экран навесной.

 

Кабинет физики содержит:

1. лабораторные столы (парты ученические);

2. рабочий стол учителя;

3. демонстрационный стол, в торце которого размещается тумба с раковиной и краном;

4. доска;

5. аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов.

Стоимость

Обучение по программе бесплатное.