Программа «Познаем физику»

Физика является базовым предметом для технического образования после школы. Социальный спрос на технические специальности неуклонно возрастает, это требует качественной подготовки учащихся по предмету. Многие учащиеся плохо решают задачи, цель данного курса научить решать задачи повышенной сложности, а так же задачи с экспериментальными проверками.

 

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике.

 

С помощью решения задач:

а) сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях; создаются и решаются проблемные ситуации;

б) формируются практические и интеллектуальные умения;

г) сообщаются знания из истории науки техники;

д) формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, формируются способности.

 

Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать с учебной физической задачей:

1) развитие интереса к физике, к решению физических задач;

2) совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

3) формирование представлений о методах решения школьных физических задачах.

 

Программа «Познаем физику» является углубленным изучением физики. Способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности.

 

Отличительной особенностью данной образовательной программы является направленность на формирование учебно-исследовательских навыков, различных способов деятельности учащихся.

Педагоги

Чёткина Татьяна Геннадьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж - 18 лет.

Уровень образования - высшее , Новосибирский государственный педагогический университет, 2000 г., «Физика и математика».

 

Повышение квалификации: Томский государственный педагогический университет, 2015 г. «Проектирование и реализация современного занятия естественнонаучной направленности (математика, физика, информатика) в условиях ФГОС: психолого-педагогический подход», 108 ч.

Расписание

По программе 1 года обучения учащиеся занимаются 2 раз в неделю по 2 часа. 

Во 2 год обучения учащиеся занимаются 2 раз в неделю по 2 часа. 

В 3 год обучения учащиеся занимаются 2 раз в неделю по 2 часа. 

Содержание программы

Учебный план 1 год обучения

  1. Вводное занятие - 4 ч.
  2. Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике - 2 ч.
  3. Что такое физическая задача. Классификация физических задач - 2 ч.
  4. Общие требования при решении задач - 12 ч.
  5. Координатные метод решения задач по механике - 16 ч.
  6. Импульс тела.Реактивное движение - 8 ч.
  7. Работа и мощность.Решение задач - 4 ч.
  8. Закон сохранения энергии. Решение задач - 4 ч.
  9. Механические колебания и волны. Решение задач - 4 ч.
  10. Электромагнитные волны. Применение ферромагнетиков - 4 ч.
  11. Электромагнитная природа света - 4 ч.
  12. Физика атома и атомного ядра - 4 ч.
  13. Излучения, их свойства и применение - 4 ч.
  14. Биологическое действие радиации - 4 ч.
  15. Электрические явления. Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей - 8 ч.
  16. Решение олимпиадных задач по физике - 4 ч.
  17. Интересные явления в природе. Занимательные опыты - 6 ч.
  18. Исследование явления электромагнитной индукции - 4 ч.
  19. Решение экспериментальных и качественных задач - 4 ч.
  20. Подготовка магических фокусов, основанных на физических закономерностях - 4 ч.
  21. Тестовые задания по физике. Работа по электронным тестам по физике - 6 ч.
  22. Промежуточный контроль - 2 ч.
  23. Оптика. Занимательные опыты по оптике - 4 ч.
  24. Физика стирки. Что такое поверхностное натяжение - 2 ч.
  25. Звуковые волны. Занимательные опыты по звуку - 4 ч.
  26. Средства современной связи - 2 ч.
  27. Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом - 4 ч.
  28. Изготовление самодельных приборов - 4 ч.
  29. Проектная работа. Изготовление действующей модели - 8 ч.
  30. Защита проекта. Выставка работ - 2 ч.

Учебный план 2 год обучения

  1. Вводное занятие. Физическая задача - 4 ч.
  2. Основные законы и понятия кинематики - 16 ч.
  3. Координатный метод решения задач по механике - 28 ч.
  4. Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ) - 10 ч.
  5. Комбинированные задачи на первый закон термодинамики - 4 ч.
  6. Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения - 8 ч.
  7. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей - 6 ч.
  8. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера - 6 ч.
  9. Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность - 22 ч.
  10. Задачи на описание поведения идеального газа. Задачи на свойства паров. Задачи на определение характеристик влажности воздуха. Задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели. Задачи на уравнение теплового баланса - 12 ч.
  11. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами - 10 ч.
  12. Итоговое занятие - 2 ч. 

Учебный план 3 год обучения

  1. Вводное занятие. Т.Б. в кабинете физике.Физические величины.Абсолютная и относительная погрешность - 2 ч.
  2. Примеры различных значений величины, описывающих механическое движение.примеры физических задач - 2 ч.
  3. Физика и техника.Люди науки.Нобелевские лауреаты по физике - 2 ч.
  4. Решение задач физико-биологического содержания - 2 ч.
  5. Классификация физических задач по содержанию,способу задания,способу решения - 2 ч.
  6. Работа с текстом задач. Уравнение равномерного прямолинейного движения - 2 ч.
  7. Уравнение равномерного прямолинейного движения.Движение с постоянным ускорением - 4 ч.
  8. Решение задач на уравнение движения с постоянным ускорением - 2 ч.
  9. Аналитическое и графическое решение кинематических задач - 3 ч.
  10. Решение задач на уравнение движения с ускорением свободного падения - 5 ч.
  11. Решение задач на законы Ньютона - 4 ч.
  12. Решение задач на движение материальной точки с учетом сил трения - 4 ч.
  13. Решение задач на законы для сил тяготения - 5 ч.
  14. Решение задач на определение характеристик равновесия физических систем - 4 ч.
  15. Движение связанных тел - 5 ч.
  16. Движение тел по наклонной плоскости - 4 ч.
  17. Решение задач на закон сохранения импульса - 4 ч.
  18. Решение задач на определение работы и мощности - 3 ч.
  19. Решение задач на закон сохранения и превращения энергии - 3 ч.
  20. Решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения - 4 ч.
  21. Решение задач на совместное применение законов сохранения импульса и энергии - 5 ч.
  22. Решение задач на основные положения и основное уравнение МКТ - 4 ч.
  23. Решение задач на основное уравнение состояния газа - 6 ч.
  24. Решение задач на изменение агрегатного состояния веществ - 5 ч.
  25. Решение задач на работу газа - 5 ч.
  26. Решение задач на определения характеристик твердого тела - 5 ч.
  27. Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов - 7 ч.
  28. Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов - 5 ч.
  29. Решение задач на законы постоянного тока - 6 ч.
  30. Электрический ток в различных средах - 5 ч.
  31. Решение задач по теме: Электромагнитная индукция - 3 ч.
  32. Решение задач на электромагнитные колебания и волны - 2 ч.
  33. Решение задач по оптике - 2 ч.
  34. Решение задач по квантовой физике - 2 ч.
  35. Решение задач по атомной физике - 2 ч.
  36. Решение задач по ядерной физике - 3 ч.
  37. Особенности ЕГЭ по физике в 2018-2019 году - 6 ч.

Цели программы

Цели программы: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

 

 Задачи:

1. Образовательные: 

  • способствовать самореализации в изучении конкретных тем физики;
  • развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки;
  • знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники;
  • научить решать задачи нестандартными методами;
  • развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

 

2. Воспитательные:

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники;
  • воспитание уважения к творцам науки и техники;
  • воспитание отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

 

 3. Развивающие:

  • развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой;
  • развитие умений практически применять физические знания в жизни;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы;
  • повышение культуры общения и поведения.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут

Знать:

1) основные алгоритмы решения задач, различные методические приемы решения задач;

2) основные законы механики, колебательного движения; физики атома и атомного ядра;

3) возможности использования и учета в технике изученных физических законов.

 

Уметь:

1) применять полученные знания в простейших условиях;

2) качественно объяснять механизм того или иного физического процесса;

3) решать комбинированные задачи с использованием различных физических законов;

4) использовать различные средства вычислительной техники (МК, ПК) при решении задач.

 

Личностные качества:

- сформированы познавательные интересы на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- убежденность в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений друг к другу,педагогу, результатам обучения;

- мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно-практической деятельности.

Особые условия проведения

В объединение  принимаются все желающие, имеющие базовые знания по физике.

Материально-техническая база

Список наглядных пособий

Таблицы общего назначения:

1. Международная система единиц (СИ).

2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

3. Физические постоянные.

4. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.

 

Оборудование кабинета физики, необходимое для реализации программы:

· Демонстрационное.

· Лабораторное.

 

Технические средства обучения

1. Ноутбук.

2. Мультимедиа проектор.

3. Экран навесной.

 

Кабинет физики содержит:

1. лабораторные столы (парты ученические);

2. рабочий стол учителя;

3. демонстрационный стол, в торце которого размещается тумба с раковиной и краном;

4. доска;

5. аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов.

Стоимость

Обучение по программе бесплатное.