Программа «Туристы-проводники»

Программа «Туристы-проводники» реализуется в туристском объединении «Пилигрим» на базе МКОУ "СОШ с. Завьялово".

 

Данная программа модифицированная, за основу взята типовая программа детского туристского объединения «Туристы-проводники», автор – Ю.С. Константинов, доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, заслуженный путешественник России.

 

Значимая сторона программы – постоянное углубление материала на протяжении 4 лет, при неоднократном повторении материала предыдущих лет на более самостоятельном и осознанном восприятии материала. В программе введены элементы географии, астрономии, медицины, биологии, основ безопасной жизнедеятельности. По уровню освоения программа углубленная и предусматривает приобретение обучающимися основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи, получение спортивных разрядов по туризму.

 

Преимущество программы «Туристы-проводники», как и туризма в целом, в том, что учебные результаты достигаются в естественном жизненном процессе – учит совместная деятельность, природа, ситуация. Главным на занятиях является не усвоение обучающимися информации, а её практическое применение, побуждение их к новым знаниям.

 

В процессе освоения программы обучающимися предполагается развитие и совершенствование у них основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений.

Педагоги

Губанов Егор Алексеевич – педагог дополнительного образования.

Педагогический стаж – 9 лет.

Уровень образования: среднее профессиональное.

 

Профессиональная компетентность: Почетное звание «Барс Алтая» 2 степени, инструктор детско–юношеского туризма с 2010 г.

 

Повышение квалификации:

  • Всероссийская школа инструкторов «Базовый уровень туристской подготовки», 2010 г.
  • ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО по теме «Психолого-педагогическая компетентность инструктора детско-юношеского туризма», 2016 г.

 

Награды, поощрения педагога:

  • Памятной медалью «За вклад в развитие Искитимского района Новосибирской области», 2015 г.
  • Почетная грамота Главы Искитимского района «За высокий профессионализм, творческое отношение к воспитанию подрастающего поколения», 2017 г.
  • Грамота Управления образования «За добросовестный труд и в честь 100-летия детско-юношеского туризма в Российской Федерации», 2018 г.
  • Награжден памятной медалью «90 – лет со дня рождения А.А. Остапца-Свешникова», 2018 г.

Содержание программы

Программа рассчитана на 4 года обучения.

 

Учебный план каждого года обучения рассчитан на 324 часа и содержит шесть основных разделов:

  1. Основы туристской подготовки (в выбранном виде туризма).
  2. Топография и ориентирование – основа специальной подготовки туриста-проводника.
  3. Краеведение.
  4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности.
  5. Общая и специальная физическая подготовка.
  6. Специальная подготовка.

 

Тематические разделы учебного плана самостоятельны по своему внутреннему строению, при этом тесно взаимосвязаны между собой и чередуются в процессе обучения в зависимости от конкретных условий работы туристского объединения, плана массовых мероприятий МКУДО «ИР СЮТур», погодных условий.

 

Материал каждого последующего года обучения подобран по принципу усложнения и увеличения самостоятельной работы обучающихся.

Цели программы

Цель комплексной программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, творческого развития и профессионального самоопределения личности. А так же привитие у воспитанников здорового образа жизни и интереса к занятиям туризмом.

 

Комплексная программа предусматривает решение следующих основных задач:

 

В области образования:

  • расширение и углубление знаний обучающихся, дополняющих школьную программу по истории родного края, географии, биологии, ОБЖ, физической подготовке;
  • приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
  • приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
  • обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

 

В области воспитания:

  • содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
  • формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
  • гуманное отношение к окружающей среде;
  • выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.

 

Развивающие:

  • содействие развитию воображения, памяти, мышления, речи и т.д.;
  • развитие кругозора обучающихся.

Результат программы

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

основные виды туризма, туристское снаряжение, виды веревок, узлы, должности членов туристской группы и их обязанности, основные требования к месту стоянки, порядок работы на стоянках, меры безопасности и вопросы охраны природы, основы режима для путешествия, порядок преодоления препятствий, основы личной гигиены и основы оказания доврачебной помощи. Природные условия и достопримечательности родного края, лекарственные и ядовитые растения, способы ориентирования, технику передвижения на различных участках местности, технику передвижения на лыжах, виды лыжных ходов.

 

В результате освоения программы обучающиеся будут уметь:

применять компас, составлять перечень и подбирать индивидуально личное и групповое снаряжение, подгонять и укладывать рюкзак, готовить пищу на костре, разводить костер в сухую и дождливую погоду, выбирать дрова для костра, оказывать доврачебную помощь и транспортировать пострадавшего, ориентироваться по карте и компасу, правильно подбирать под рост лыжи и лыжные палки, определяют азимут, правильно выполнять и подбирать упражнения для развития отдельных групп мышц.

 

В результате освоения программы предусматривается приобретение обучающимися следующих личностных результатов:

  • укрепление здоровья;
  • получение спортивных разрядов по туризму;
  • повышение уровня знаний по предметам научно-практического цикла;
  • формирование практических навыков бережного отношения к природе, как составной части экологической культуры учащихся;
  • формирование жизненно необходимых практических навыков, таких как: самоорганизация, самоуправление, дисциплина, выносливость, коммуникабельность и т.д.

Особые условия проведения

Набор в группы осуществляется на добровольной основе, по личному заявлению родителей, при условии отсутствия медицинских противопоказаний для занятий в объединениях туристско-краеведческой направленности.

Материально-техническая база

  1. Спортивный зал, скалодром на базе МКОУ "СОШ с. Завьялово".
  2. Учебное оборудование, туристское снаряжение и инвентарь.
  3. Дидактические материалы, технические средства обучения (карточки с изображением топографических знаков, учебные карты, компасы, образцы туристских узлов и т.д.).
  4. Информационное обеспечение: http://irsutur.edusite.ru/