Программа по ИЗО и ДПИ «Абракадабра»

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

 

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

 

Данная программа приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (граттаж, кляксография, монотипия, тампонирование т д.), а также изготовлением изделий декоративно-прикладного творчества (коллаж, работа с пластилином, соленым тестом, глиной, декупаж и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

 

Программа включает два направления:

1. изобразительная деятельность (ИЗО) - рисунок, живопись, объёмная живопись, графика, цветоведение. 
2. Декоративно прикладная деятельность (ДПИ) - лепка из пластилина, глины, соленого теста; аппликации из цветного картона и цветной бумаги; оригами; работа с разнообразным декоративным материалом.

 Системность в учебном процессе осуществляется от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Педагоги

Барсукова Александра Сергеевна – педагог дополнительного образование.

Образование: ИрГТУ (очная форма), специальность: монументально-декоративное искусство, квалификация: художник монументально – декоративного искусства (живопись).

Расписание

Занятия проходят с сентября по май.

1 год обучения: 3 раза в неделю по 1 часу;

2 год обучения: 3 раза в неделю по 1 часу;

3 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа.

Содержание программы

В содержание программы входит: 

  • знакомство детей с увлекательным миром ИЗО и ДПИ, получение начальных знаний предмета, привитие интереса к творчеству, расширение кругозора;
  • знакомство с жанрами декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
  • ознакомление с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
  • овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения.  

 

Первый уровень - стартовый (1 год обучения) включает: 

  • формирование обычных учебных умений и навыков: правильно сидеть и ставить руку, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение;
  • знакомство с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • освоение специальных графических умений и навыков -  элементарные смешения цветов, правила размещения изображения в зависимости от листа бумаги.
     

Учебный план 1 года обучения:

1. Вводное занятие – 1 час.

2.     ИЗО – Живопись как язык цвета, цветное изображение мира -  60 часов.

3.     ДПИ – 46 часов.

Аппликация из цветной бумаги.
Работа с пластилином.
Работа с природным материалом.
Оригами.
Работа с соленым тестом.
Техника Эбру (на молоке).
4.     Выставка итоговых работ. Тестирование – 1час.

 

Второй уровень - базовый (2, 3 год обучения): продолжение ознакомления с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

овладение основами перспективного построения усложненных геометрических фигур в зависимости от точки зрения:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов. 
     

Учебный план 2 года обучения:

 

1.     Введение в программу – 1час.

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

2.  ИЗО – 45часов.

  • Живопись как язык цвета, цветное изображение мира.
  • Первичные основы цветоведения.
  • Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом, многообразием цветовой гаммы.
  • Графика и ее образный язык.
  • Ритм линий, ритмическая организация листа с помощью линий.
  • Пропорции как выразительное средство искусства.
  • Украшение и реальности.
  • Архитектура. Образ здания в живописи.

3. ДПИ – 61час.

  • Выразительность материалов для работы в объеме.
  • Оригами. Выразительные возможности бумаги;
  • Архитектура. Макетирование.

4.     Выставка итоговых работ. Тестирование. 1 – час.

 

Учебный план 3 года обучения:
 

1. Введение в программу – 1 час.

Знакомство с программой. Особенности третьего года обучения.

2. Основы рисунка – 26 часов.

  • Виды графики.
  • Выразительные средства графики.
  • Форма.
  • Свет и тень.
  • Пропорции.
  • Перспектива. 

3. Основы живописи – 29 часов.

  • Виды живописи.
  • Пейзаж. Виды пейзажа.
  • Натюрморт. Виды и характеристики.

4. Основы цветоведения – 28 часов.

5. Основы композиции – 28 часов.

Виды композиций.

6. ДПИ – 30 час.

  • Орнамент.
  • Стилизация в орнаментальном искусстве.
  • Декоративная роспись. Хохломская роспись. Синяя Гжель.
  • Лепка из глины.
  • Аппликация из текстильных материалов.
  • Технология изготовления аппликации.
     

Цели программы

Развитие творческих способностей обучающихся через овладение видами и техниками изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

 

Задачи. 

Предметные: 

  • формировать базовые понятия и знания по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
  • познакомить с основами живописи и рисунка;
  • познакомить с видами ДПИ: конструирование из бумаги, технология изготовления изделий из соленого теста, пластилина, пластики, художественная роспись тканей;
  • обучить основам рисования по воображению и с натуры, умению передать форму, пропорции, объем при изображении как графически, так и в цвете.

 

 

Личностного развития:

  • формировать устойчивую мотивацию к занятиям творчеством;
  • приобщать обучающегося через занятия изобразительным искусством к достижениям мировой художественной культуры, истории и культуре родного края;
  • формировать представления об общечеловеческих ценностях.

 

Метапредметные:

  • формировать умения бережного отношения к своим работам и работам своих товарищей, умение доводить начатое дело до конца;
  • развивать коммуникативные умения и навыки, навыки сотрудничества и взаимодействия;
  • формировать умения самоорганизации и самоконтроля. 

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать

  • специальную терминологию;
  • основы перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
  • виды и жанры искусства.

 

Будут уметь: 

  • работать в различных жанрах;
  • грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
  • обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства. 

 

Обучающиеся познакомятся: 

  • с выразительными средствами и социальными функциями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна;
  • с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта.

 

Получат развитие: 

  • чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазия, воображение;
  • колористическое видение;
  • художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное.

 

Будут развиты личностные качества:

  • навыки художественного восприятия различных видов искусства, понимание особенностей их образного языка;
  • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, инициативность, любознательность, уважение к своему и чужому труду.
  • сформирован познавательный интерес к творческой деятельности.

 

Метапредметные результаты:

  • осуществление итогового и пошагового контроля своей (творческой) деятельности, самоуправления и саморегуляции;
  • приобретение социально – значимых качеств: коммуникативные навыки обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение. 

Особые условия проведения

Необходим медицинский допуск к занятиям.

Материально-техническая база

Помещение: учебный кабинет отвечающий санитарным и техническим требованиям, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий.

 

Материально – техническое обеспечение:

столы и стулья для педагога и обучающихся, доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий, хорошая освещённость с возможностью дополнительного использования искусственного освещения рабочих мест обучающихся.

 

Необходимые материалы для занятий:

  • бумага: для рисования, ватман, акварельная бумага, картон, колонковые кисти №1-4, нейлоновые кисти круглые и плоские №1-18.
  • краски: гуашевые, акварельные, темперные, акриловые; уголь, графит; сепия;
  • карандаши: чернографитовые, цветные, ластики, перьевые и капиллярные ручки.
  • клей ПВА, клей "Момент", клеящий карандаш, масса для лепки, пластилин, лаки акриловые: глянцевый, матовый и шелковистый, бумага для папье-маше, цветная бумага и картон, фетр, кожа \ кожзаменитель, ткань, синтепон, декоративная тесьма, фурнитура, нитки, природные материалы.

Инструменты и приспособления: банки для воды, палитры, иглы, булавки, ножницы, скотч, фигурные дыроколы, линейки, клей-пистолет, фен.

 

Дидактическое обеспечение программы: образцы готовых изделий и рисунков;

книги, журналы, альбомы, подборки рисунков и фотографий различных изделий и описания их изготовления, репродукции известных художников.

 

 Информационное обеспечение: компьютер, ноутбук с выходом в интернет.

 Библиотека.