Программа «Юный эколог»

Сегодня становится очевидным необходимость экологического воспитания детей среднего школьного возраста. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе. Опыт прошлых лет показывает, что за отсутствие экологических знаний, игнорирование отношений природы и человека наше государство, да и человечество в целом, дорого заплатило и в моральном и в материальном отношении.

 

Программа «Юный эколог» является модифицированной и базируется на типовой программе «Юный эколог», автор – составитель Попова Ирина Анатольевна, педагого дополнительного образования МБОУ ДО «Эколого – биологический центр г. Ейска», участника Всероссийского конкурса профессионального мастерства сферы дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям», 2018 г.

 

Практическая направленность данной программы создает основу для формирования ответственного отношения к окружающей среде, природе Земли как среде обитания и жизнедеятельности человека, способствует формированию бережного отношения к природным ресурсам своего региона, России и всей Земли.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что важнейшими условиями современного образования детей является личностная направленность обучения, в котором особую роль играют активность и самостоятельность обучающегося, необходимость обучения их практическим навыкам работы.

 

Новизна программы заключается в том, что в ходе реализации программы создаются условия для активной познавательной деятельности учащихся, для продвижения подростков на пути познания окружающего мира от созерцателя и наблюдателя к исследователю природы. Расширена практическая часть программы. Чередование разнообразных форм, таких как экскурсии, наблюдения, проектная и исследовательская деятельность, экологические разведки и акции, делают процесс обучения увлекательным для детей, а результат – социально значимым.

 

В процессе работы учащиеся овладевают навыками научно- исследовательской деятельности, знакомятся с реальными живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе в разные сезоны года, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а так же влияние человеческой деятельности на экосистемы.

 

Программа «Юный эколог» направлена на познание окружающей среды. Это достигается путём наблюдения за природой и активных мероприятий по её защите; вовлечения обучающихся в проектную деятельность по решению проблем окружающей среды, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний через выпуск листовок, буклетов).

 

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

 

Педагогическая целесообразность. В данной программе раскрываются пути приобщения учащихся к эколого-природоведческому движению в игровой форме.

 

Программа дает возможность учащимся через опытно-поисковую деятельность прийти к самостоятельным выводам о явлениях окружающего мира, проникнуть в тайны природы. Содержание носит вариативный характер и предусматривает творческий подход к практической работе педагога с учетом его интересов и опыта, уровня познавательной мотивации его воспитанников.

 

В отличие от существующих программ данная программа позволяет детям ориентироваться в многообразии флоры и фауны родного края. В настоящей программе используются более разнообразные формы и методы работы с детьми: целевые прогулки, экскурсии, экологические акции, игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей, простейшие экологические опыты, наблюдения и т.д.

 

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей, а также важная роль в предлагаемой программе отводится экологическим сказкам. В процессе изучения данной программы у кружковцев формируется комплекс практических умений: наблюдать и сопоставлять простейшие природные явления, проводить простейшие опыты.

Педагоги

Дамм Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования.

Общий стаж: 30 лет./ Педагогический стаж: 30 лет.

Уровень образования: среднее специальное.
Специальность и квалификация по диплому: учитель начальных классов.


Повышение квалификации:

  1. Актуальные вопросы обучения биологии в условиях введения ФГОС», 72 ч, 2016 г.
  2. «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС», 72 ч., 2016 г.
  3. «Работа с одарёнными детьми на уроках биологии», 72 ч., 2016 г.
  4. «Биология. Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся», 72 ч, 2015 г.
  5. Навыки оказания педагогическими работниками первой помощи, 108 ч, 2017 г.

Содержание программы

Учебный план 1 год обучения

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Мой дом – планета Земля – 6 часов.
  3. Вода на Земле – 8 часов.
  4. 3еленые друзья человека – 6 часов.
  5. 0битатели природы – животные – 8 часов.
  6. Птицы – наши друзья – 6 часов.
  7. Пресмыкающиеся ит земноводные – 4 часа.
  8. Насекомые в природе – 2 часа.
  9. Путешествие по материкам Земли – 4 часа.
  10. Флора и фауна Новосибирской области – 8 часов.
  11. Обитатели водоемов Татарского района – 4 часа.
  12. Экологический светофор – 6 часов.
  13. XXI век: природа и человек – 6 часов.
  14. Итоговое занятие – 2 часа. 

Учебный план 2 год обучения

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Окружающая среда и экология – 2 часа.
  3. Экосистемы и экологические связи – 6 часов.
  4. Природные ресурсы их значение для человека – 4 часа.
  5. Среды обитания и их охрана – 12 часов.
  6. Мир растений – 6 часов.
  7. Животный мир – 6 часов.
  8. Человек в системе живой природы – 6 часов.
  9. Здоровье человека и окружающая среда – 8 часов.
  10. Правильное питание – 6 часов.
  11. Вода источник жизни – 4 часа.
  12. Экологические проблемы родного края – 4 часа.
  13. Мы и будущее планеты Земля – 4 часа.
  14. Итоговое занятие – 2 часа.

Учебный план 3 год обучения

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Окружающая среда и экология – 2 часа.
  3. Экосистемы и экологические связи – 6 часов.
  4. Природные ресурсы их значение для человека – 4 часа.
  5. Среды обитания и их охрана – 12 часов.
  6. Мир растений – 6 часов.
  7. Животный мир – 6 часов.
  8. Человек в системе живой природы – 6 часов.
  9. Здоровье человека и окружающая среда – 8 часов.
  10. Правильное питание – 6 часов.
  11. Вода источник жизни – 4 часа.
  12. Экологические проблемы родного края – 4 часа.
  13. Мы и будущее планеты Земля – 4 часа.
  14. Итоговое занятие – 2 часа.

Цели программы

Цель программы: привитие экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

 

Задачи:

Образовательные:

- знакомство обучающихся с многообразием обитателей природы и взаимодействиями, взаимозависимости живых организмов;

- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- формирование знаний о факторах, наносящих вред окружающей среде, результатах антропогенного воздействия на живую природу и способах экологической защиты;

- формирование представлений о влиянии окружающей среды на здоровье человека.

 

Развивающие:

- формирование и развитие способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие внимания, способности самостоятельно выявлять свойства предметов, явлений, делать выводы на основе наблюдений;

- формирование и развитие системы интеллектуальных и практических умений и навыков по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;

- развитие коллективизма, умения взаимодействовать в группе;

- развитие потребности в создании благоприятной среды жизнедеятельности.

 

Воспитательные:

- воспитание потребности сохранять природное богатство и красоту родного села, города, района, края;

- воспитание ценностного отношения к любой форме жизни, независимо от ее пользы или вреда для человека;

- воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение подростком здорового образа жизни;

- формирование основы экологической культуры, правильного, гуманного отношения к окружающей природе, к себе и к людям;

- формирования стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

 

Метапредметные:

- воспитание бережного отношения к своей Родине;

- развитие качеств, необходимых для продуктивной учебно-исследовательской деятельности естествоиспытателя:

* наблюдательность, анализ и синтез ситуаций, критическое отношение к полученным результатам;

- приобретение способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностных и социально значимых проблем;

- формирование у учащихся психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как задаче деятельности;

- развитие мотивации личности ребенка к саморазвитию и самореализации, готовность к профессиональному самоопределению.

Результат программы

По окончании  обучения дети должны знать:

- основные экологические понятия;

- строение Солнечной системы, место в ней планеты Земля, строение Земли;

- круговорот воды в природе;

- свойства морских и пресных вод, в том числе лечебные;

- биологическое разнообразие в природе родного края;

- флору, фауну Новосибирской области, в том числе обитателей занесенных в Красную книгу;

- особенности строения и функционирования организма человека, место человека в природе;

- правила поведения в природе.

 

Уметь:

- вести фенологические наблюдения, работать с научной литературой;

- определять качество питьевой воды;

- вести себя в природе по принципу «не навреди!» для этого быть внимательным и предусмотрительным;

- узнавать птиц по голосам;

- предотвращать контакты с потенциально опасными животными и растениями.

 

Личностные результаты:

- бережного отношения ко всему живому;

- любви к природе;

- отношения к природе как к общечеловеческой ценности;

- достаточного уровня коммуникативной культуры;

- желание и готовность сотрудничать с коллегами в составе творческой или исследовательской группы, делиться результатами своей работы и работы участников исследований.

 

Метапредметные результаты:

Программа предполагает развитие у учащихся:

- интеллекта;

- проектного мышления;

- творческого мышления;

- самостоятельного мышления;

- прикладной стороны мышления;

- навыков самоконтроля;

- навыков самоанализа, самореализации;

- высокого уровня познавательной активности и стремлением к творческому самовыражению;

- высокого уровня общей и экологической культуры.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

  • фотоаппарат;
  • бинокль;
  • видеокамера;
  • проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • сканер;
  • принтер;
  • записывающий CD-ROM;
  • коллекция семян;
  • коллекции ракушек;
  • гербарии растений;
  • чучела птиц;
  • живые растения теплицы и учебно – опытного участка.