Программа «Туристы-проводники»

Туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективной системы непрерывного образования и развития личности детей и юношества.

 

Детский и юношеский туризм – средство гармоничного развития детей и юношества, реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия.

 

«Туристы – проводники» – комплексная программа, составленная на основе типовой программы для системы дополнительного образования Ю.С. Константинова «Туристы – проводники».

 

Программа предусматривает приобретение обучающимися основных знаний о своем крае, технике и тактике различных видов туризма (горный, пешеходный, водный, лыжный).

 

Техника и тактика спортивного туризма тесно связаны с физической подготовкой, с практикой ориентирования на местности, умениями быстро принять правильное решение и вовремя оказать первую доврачебную помощь, поэтому наряду с занятиями в классе проводятся практические и теоретические занятия в спортзале и на местности.

 

Система контроля реализации программы включает в себя нормативы по общей и специальной физической подготовке, участие в походах выходного дня, степенных и категорийных походах. Важной частью подготовки обучающихся является участие в различных соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях, основными целями которых являются контроль над эффективностью учебно-тренировочного процесса, приобретение туристского опыта.

 

Обучаясь по данной программе, дети познают мир, окружающую природу, обретают навыки выживания в сложных ситуациях, которые в дальнейшем способствуют выбору профессии и помогают в жизни и в быту.

 

Программа реализуется в туристском объединении на базе МКОУ "СОШ с. Легостаево".

Педагоги

Ильина Юлия Анатольевна – педагог дополнительного образования.

Педагогический стаж – 24 года.

Уровень образования: среднее профессиональное, Иркутское педагогическое училище. 

Профессиональная компетентность: инструктор детско-юношеского туризма с 2016 года.

 

Повышение квалификации:

  • ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО «Психолого-педагогическая компетентность инструктора детско-юношеского туризма», 2016 г.

 

Награды, поощрения педагога:

  • Грамота Управления образования администрации района «За добросовестный труд и в честь 100-летия детско-юношеского туризма в Российской Федерации», 2018 г.
  • Почетная грамота Главы Искитимского района «За многолетний труд и в честь 100-летия детско-юношеского туризма в Российской Федерации», 2018 г.

Содержание программы

Программа рассчитана на 4 года обучения.

 Учебный план каждого года обучения рассчитан на 324 часа и содержит шесть основных разделов:

  1. Основы туристской подготовки.
  2. Топография и ориентирование.
  3. Краеведение.
  4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности.
  5. Общая и специальная физическая подготовка.
  6. Специальная подготовка.

 

Тематические разделы учебного плана самостоятельны по своему внутреннему строению, при этом тесно взаимосвязаны между собой и чередуются в процессе обучения в зависимости от конкретных условий работы туристского объединения, плана мероприятий МКУДО «ИР СЮТур», погодных условий.

 

Материал каждого последующего года обучения подобран по принципу усложнения и увеличения самостоятельной работы обучающихся.

Цели программы

Цель программы: воспитание физически здоровой, социально-адаптированной, разносторонне развитой личности ребенка.

 

Программа предполагает решение следующих задач:

Социальные:

  • Укрепление здоровья обучающихся.
  • Профессиональное самоопределение.
  • Развитие потребностей в здоровом образе жизни. 

Обучающие:

  • Приобретение первоначальных туристских навыков и навыков обеспечения собственной безопасности в природной среде.
  • Подготовка туристов-проводников путем развития специальных качеств, функциональной подготовки.
  • Развитие понимания ориентирования на местности и навыков пользования картой, компасом.
  • Получение необходимых знаний и умений ориентирования на местности.
  • Знакомство с историей, культурой и природой родного края.
  • Приобретение судейских навыков.
  • Обучение основам инструкторской подготовки.
  • Совершенствование техники и тактики туристских походов.

Развивающие:

  • Содействие гармоничному физическому развитию и укрепление здоровья обучающихся.
  • Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
  • Развитие познавательного интереса в изучении родного края.

Результат программы

По окончанию 4 года обучения, обучающиеся должны

Знать:

  • Основные нормативные документы по спортивному туризму и спортивному ориентированию.
  • Требования к личному, групповому и специальному снаряжению для пеших походов.
  • Технику преодоления естественных препятствий в походе.
  • Особенности ориентирования в сложном туристском походе.
  • Виды и способы ориентирования.
  • Причины возникновения экстремальных ситуаций в туристском походе, способы действия в них, профилактику возникновения экстремальных ситуаций.
  • Основные приемы оказания первой доврачебной помощи и способы транспортировки пострадавших в экстремальных ситуациях. 

Уметь:

  • Изготавливать и ремонтировать снаряжение для походов.
  • Организовать туристский быт в экстремальных условиях.
  • Выбирать район путешествия, готовить маршрутную документацию, картографический материал для выхода на маршрут II и III категории сложности.
  • Организовать питание в многодневном походе, составлять меню, фасовать и упаковывать продукты.
  • Составлять отчет о походе.
  • Ориентироваться в экстремальных и ночных условиях, Составлять простейшие топографические карты, схемы.
  • Организовать поисково-спасательные работы при потере ориентировки, при потере участника или группы, при угрозе жизни участнику или группе.
  • Определять район для совершения различных походов I категории сложности, планировать маршрут.
  • Проводить профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний, соблюдать правила личной гигиены, собирать и правильно применять походную аптечку при травмах и заболеваниях в походе.
  • Самостоятельно совершенствовать физическую и специальную подготовку туриста-проводника. 

Иметь навыки:

  • Преодоления естественных преград, организации переправ, страховки и самостраховки.
  • Оказания первой доврачебной помощи, применения приемов транспортировки пострадавшего.

Особые условия проведения

Набор в группы осуществляется на добровольной основе, по личному заявлению родителей, при условии отсутствия медицинских противопоказаний для занятий в объединениях туристско-краеведческой направленности.

Материально-техническая база

  1. Помещение для учебно-тренировочных занятий -  спортивный зал школы с. Легостаево.
  2. Компаса, комплекты спортивных карт.
  3. Туристское снаряжение: палатки летние, верёвки диаметром 10 мм и 6 мм, системы страховочные, карабины, жумары, БСУ, верёвки для систем по 2 метра, катамаран, туристские коврики, спальники, котлы.