Программа «Туристы – краеведы»

Туризм – одна из популярнейших форм активного отдыха. Ежегодно десятки миллионов туристов путешествуют по родной стране, знакомятся с ее природными богатствами, историческими и культурными памятниками.

Правильно организованное и умело проведенное путешествие укрепляет здоровье ребенка, вырабатывает у него такие ценные качества, как инициатива, мужество, настойчивость, значительно повышает его работоспособность. В путешествии крепнет чувство коллективизма, расширяет кругозор туристов, воспитывает любовь к природе, к Родине.

Данная программа позволяет детям познакомиться с туризмом, укрепить здоровье, научиться работать с туристским снаряжением, готовить на костре, научиться ориентироваться на любой местности по карте и компасу, способствует овладению детьми навыками оказания первой медицинской помощи. При помощи этой программы дети познакомятся с красотами нашего района, узнают интересные места с богатой историей. Данная программа направлена на развитие в ребёнке таких качеств как: любознательность, целеустремлённость, ответственность, настойчивость, сила воли, ответственное отношение к дружбе и взаимовыручке.

 

Актуальность образовательной программы состоит в том, чтобы удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира своего края; показать, как он прекрасен и воспитать активную любовь к нему. Только знания сделают нашу любовь к родному краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие его традиции. Таким образом, воспитание любви к «малой родине» – одна из основных задач современного образования. Данная программа дает обучающимся возможность все премудрости туризма – значит, дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.

 

Новизна программы заключается в том, что ребенок получает знания с помощью выходов в природу. Расширяется кругозор учащихся, в непринужденной обстановке ребенок дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков приобретенных в основной системе образования.

 

Главной отличительной особенностью данной программы от уже существующих является ее многофункциональность.

Тематика программы также функциональна, она может, изменятся и дополнятся с учетом пожеланий заказчика в рамках определенных программных разделов. Возможна разработка и внедрение новых, актуальных тем туристско-краеведческого характера.

 

Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача – усвоение ребенком суммы сведений, туристско-краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности, таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, воспитание общей культуры. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на региональном материале – конкретной семьи, малой родины. Изучая природу и историю родного края, получая о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности.

Педагоги

Копылов Павел Александрович – педагог дополнительного образования.

Уровень образования: среднее профессиональное.

Профессиональная компетентность: инструктор детско-юношеского туризма.

Расписание

Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Продолжительность занятия – 3 академических часа.

Содержание программы

Учебная программа каждого года обучения рассчитана на 324 часа (9 часов в неделю).

 

Учебный план содержит следующие основные разделы:

1. Введение.

2. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста.

3. Азбука топографии.

4. Туристское и экскурсионное ориентирование.

5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь.

6. Основы краеведения.

7. Азбука спортивно-оздоровительного туризма.

8. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка.

 

Разделы учебного плана изучаются не в том порядке, в каком они предлагаются в учебной программе, а чередуются, в зависимости от конкретных условий работы туристского объединения, плана массовых мероприятий МКУДО «ИР СЮТур», погодных условий.

 

Программа является модифицированной, составлена на основе типовой программы «Юные туристы-краеведы», рекомендованной Министерством образования и науки РФ для использования в системе дополнительного образования детей.

Цели программы

Цель программы детского туристско-краеведческого объединения – всестороннее развитие личности ребёнка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.

 

Образовательные задачи (предметные):

  • Формирование универсальных учебных действий по предмету.
  • Развитие у детей индивидуальных двигательных навыков таких как: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, координация движений, чувство равновесия.
  • Формирование умений и навыков разных форм двигательной деятельности в том числе самостоятельной.

 

Личностные задачи:

  • Формирование устойчивого интереса к занятиям по туризму.
  • Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.
  • Воспитание уважительного отношения друг к другу и к старшим.
  • Воспитание честности и дисциплинированности.
  • Воспитание у детей потребности ежедневно двигаться.

 

Метапредметные задачи

Регулятивные:

  • Формирование умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу.
  • Формирование умения сохранять заданную цель, в течение выполнения задания.
  • Формирование умения видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого.
  • Формирование умения планировать своё действие в соответствии с конкретной задачей.
  • Формирование умения контролировать свою деятельность по результату.
  • Формирование умения адекватно понимать оценку взрослого.
  • Формирование умения ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности).

 

Познавательные:

  • Развитие любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания.
  • Развитие воображения и творческой активности.
  • Формирование умения применять правила и пользоваться инструкциями.
  • Формировать умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач.

 

Коммуникативные:

  • Формирование установки на положительное отношение к миру, другим людям, к самому себе.
  • Формирование умения выражать свои мысли и желания, строить монолог и диалоговую речь.
  • Формирование умения владеть вербальными и не вербальными средствами общения.
  • Формирование умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
  • Формирование эмоционально-позитивного отношения к процессу сотрудничества.
  • Формирование умения слушать собеседника.
  • Формирования умения формулировать собственное мнение и позицию.

Результат программы

Предметные результаты

Теоретическая подготовка:

  • знание терминологии по учебному курсу;
  • знание правил поведения на тренировках и соревнованиях.

Практическая подготовка:

  • владение техникой выполнения базовых двигательных навыков;
  • владение разными формами двигательной активности.

 

Личностные результаты:

  • устойчивый интерес к занятиям туризмом;
  • позитивное отношение к здоровому образу жизни;
  • уважительное отношение к товарищам и к старшим;
  • честность и дисциплинированность;
  • потребность ежедневно двигаться.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • Умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
  • Умение сохранять заданную цель, в течении выполнения задания;
  • Умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
  • Умение планировать своё действие в соответствии с конкретной задачей;
  • Умение контролировать свою деятельность по результату;
  • Умение адекватно понимать оценку взрослого;
  • Умение ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной деятельности).

 

Познавательные:

  • наличие развитой любознательности и познавательной мотивации;
  • наличие сформированных познавательных действий;
  • наличие развитого воображения и творческой активности;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач.

 

Коммуникативные:

  • наличие установки на положительное отношение к миру, другим людям, к самому себе;
  • умение выражать свои мысли и желания, строить монолог и диалоговую речь;
  • владение вербальными и не вербальными средствами общения;
  • умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • умение слушать собеседника;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

 

По итогам освоения программы у обучающихся будут сформированы базовые компетентности:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы).

 

Особые условия проведения

Набор в группу осуществляется на добровольной основе, по личному заявлению родителей.

Материально-техническая база

  1. Учебное помещение на базе "МКОУ СОШ с Усть-Чём"

  2.  Спортивное оборудование и инвентарь.

  3.  Учебные наглядные пособия, картографический материал, курвиметры, секундомеры, линейки.

  4. Туристское снаряжение: палатки, тенты, рюкзаки, коврики, спальники, костровые принадлежности снаряжение.

  5.  Специальное туристское снаряжение: веревки, карабины, жумары, системы страховочные и т.д.

  6.  Ремонтный набор.

  7.  Аптечка.

Стоимость

Обучение бесплатное.