Программа «Юные спасатели»

Программа рассчитана на 4 года обучения. В течении первого года обучения дается общие базовые знания по туризму, проводятся простые по организации и сложности соревнования и работа на местности представляет из себя короткие походы. Кроме общефизической подготовки проводится незначительная по объему специальная физическая подготовка.

 

Данная программа базируется на типовой программе. Типовая программа подготовлена Центром детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования России. В типовой программе предусматривается возможность внесения изменений и дополнений с учетом специфики работы.

 

Со второго года обучения начинается введение в специализацию – юный спасатель. Хотя количество часов уделяемое спецподготовке меняется незначительно – меняется содержание занятий. Вводятся специальные упражнения, имитирующие работу туриста-спасателя в экстремальной обстановке, в условиях проведения спасательных работ. С третьего года обучения вводятся факультативные курсы в размере 20 часов для подготовки одаренных детей – самодеятельная песня и игра на гитаре, изготовление снаряжения, работа с аквалангом. В течении 3 – 4 года обучения большее внимание уделяется работе с картой, проведению спасательных работ. Особое внимание уделяется нормативной базе как туризма в целом, так и работе туриста-спасателя.

 

Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

 

В процессе туристско-спортивной деятельности у детей формируются такие жизненно важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. Сама обстановка педагогически правильно организованного похода способствует выявлению и развитию этих качеств. Поэтому учебная программа «Туристы-спасатели» логично вытекает из самой сути туристско-спортивной деятельности. Основной ее смысл заключается в том, что ребенок, научившись сам основам туризма и проведению спасательных работ, впоследствии помогает педагогу в обучении младших, новичков. Эта деятельность при благоприятной обстановке может стать определяющей в выборе обучающимся своей будущей профессии.

 

Система контроля и зачетные требования программы включают в себя:

· нормативы общей физической и специальной физической подготовки, учитывая возрастные особенности обучающихся;

· проведение зачетных походов, участие в мероприятиях согласно плана работы МКУДО «ИР СЮТур».

Педагоги

Глибин Сергей Анатольевич – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 17 лет.

Уровень образования: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, учитель ОБЖ.

 

Профессиональная компетентность:

  • Заслуженный учитель ОБЖ.
  • инструктор детско-юношеского туризма с 2016 года.
  • повышение квалификации в ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО по теме: «Психолого-педагогическая компетентность инструктора детско-юношеского туризма», 72 часа, 2016 г.

 

Награды, поощрения педагога:

  • Грамота Главы Искитимского района 2008 г.
  • Почётная грамота департамента образования Новосибирской области 2006 г.
  • Почетная грамота Законодательного Собрания Новосибирской области 2011 г.
  • Почётная грамота Губернатора Новосибирской области 2008 г.
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации 2015 г.

 

Щербаков Сергей Сергеевич – педагог дополнительного образования.

Педагогический стаж: 6 мес.

Уровень образования: среднее профессиональное.

 

Профессиональная компетентность: инструктор детско-юношеского туризма.


Повышение квалификации:

АНО ДПО СПН "Первая помощь" по программе: "Оказание первой помощи", 2019 г.

Содержание программы

Учебно-тематический план 1 года обучения (9 часов в неделю /324 часа в год):

1. Основы туристской подготовки – 146 часов.

2. Топография и ориентирование – 44 часа.

3. Краеведение – 42 часа.

4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности – 20 часов.

5. Общая и специальная физическая подготовка – 72 часа.

 

Учебно-тематический план 2 года обучения (9 часов в неделю /324 часа в год):

1. Основы туристской подготовки – 112 часов.

2. Топография и ориентирование – 40 часов.

3. Краеведение – 36 часов.

4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности – 20 часов.

5. Общая и специальная физическая подготовка – 72 часа.

6. Специальная подготовка – 44 часа.

 

Учебно-тематический план 3 года обучения (9 часов в неделю /324 часа в год):

1. Основы туристской подготовки – 82 часа.

2. Топография и ориентирование – 32 часа.

3. Краеведение – 28 часов.

4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности – 22 часов.

5. Общая и специальная физическая подготовка – 70 часов.

6. Специальная подготовка – 70 часов.

7. Факультативные занятия – 20 часов.

 

Учебно-тематический план 4 года обучения (9 часов в неделю /324 часа в год):

1. Основы туристской подготовки – 76 часов.

2. Топография и ориентирование – 26 часов.

3. Краеведение – 22 часа.

4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности – 20 часов.

5. Общая и специальная физическая подготовка – 68 часов.

6. Специальная подготовка – 74 часа.

7. Факультативные занятия – 38 часов.

 

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов, а также почасовая разбивка учебного курса определяются педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.

Цели программы

Цель программы детского туристского объединения «Юные спасатели» – всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристской деятельности, подготовка юных туристов-спасателей к проведению познавательных и безаварийных путешествий, участию в соревнованиях "Юный спасатель" и "Школа безопасности". Она направлена на совершенствование физического и умственного развития, способствует изучению Родины, приобретению полезных навыков.

 

Одними из основных принципов деятельности объединения "Юных спасателей" являются:

· создание постоянного коллектива Юных спасателей – одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;

· формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников;

· внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения.

 

Задачи данной программы подготовки многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание учащихся.

 

Предлагаемая программа носит комплексный характер. Методика построения отличается тем, что можно на используемом материале развивать межпредметные связи, формируя комплексное восприятие окружающего мира.

Результат программы

В результате освоения программы предусматривается:

· формирование необходимого комплекса туристских знаний, умений и навыков для успешного выступления на соревнованиях, организации походов, развитие умений адекватно оценивать сложившуюся нестандартную ситуацию в полевых условиях, быстро и правильно принимать решение выхода из неё и практически осуществлять это с учётом техники безопасности;

· комплексное познание окружающей действительности во всём её многообразии (история, природа, культура), углубление знаний учебных дисциплин общеобразовательного цикла;

· поддержание двигательной активности с учётом возрастных требований, повышение физической и умственной работоспособности, снижение заболеваемости и травматизма;

· через систематическое участие в тренировках, соревнованиях, походах, формирование межличностных отношений, воспитание патриотизма, чувства ответственности за свои выступления на соревнованиях, подчинение в спортивной борьбе личных интересов интересам коллектива, команды, уважения к товарищам по команде, соперникам, судьям, соблюдение принципам честной спортивной борьбы;

· осуществление профессиональной ориентации воспитанников с учётом полученных знаний, туристско-спортивных навыков;

· организация содержательного досуга;

· приобретение разрядов по спортивному туризму.

Особые условия проведения

Обучающиеся не должны иметь медицинских противопоказаний для занятий спортивным туризмом.

Материально-техническая база

1. Учебный класс с разнообразным учебным оборудованием.

2. Спортивный зал с возможностью крепления перил на различной высоте, скалодром.

 

3. Туристское снаряжение для обеспечения тренировок, совершения походов и участия в соревнованиях Юных спасателей (палатки туристские, плавсредства с веслами и спасательными жилетами, спальные мешки, рюкзаки и гермовставки, коврики пенополиуретановые, тенты, шатры, веревки основные (50 м. - 6 шт.), веревки основные (40 м. - 8 шт), веревки основные (30 м. - 10 шт.), веревка вспомогательная (40 м. - 3 шт.), системы страховочные - 16 комплектов (комплект - 4 карабина, жумар, БСУ, ус самостраховки), разнообразное дополнительное альпинистское и спасательное снаряжение, компаса, курвиметры, аптечка медицинская, пила двуручная в чехле, пилы цепные, топоры в чехлах, костровое оснащение, котлы, чайник, ремонтный набор.

 

4. Дидактические, информационно-методические материалы, технические средства обучения (компьютер с выходом в сеть Интернет, проектор, учебные карты и плакаты, медицинские шины, учебный перевязочный материал, противогазы, гидравлический аварийно-спасательный инструмент, пожарные рукава и стволы, учебные огнетушители, приборы радиационной и химической разведки, манекен для отработки сердечно-легочной реанимации.