Программа «Туристы-проводники»

Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности, что делает данную программу актуальной.

 

Новизна данной программы заключается в том, что обучаясь в туристском объединении и неоднократно участвуя в походах, туристских соревнованиях, массовых туристско-краеведческих мероприятиях, обучающиеся приобретают богатый туристский опыт, а также знания и навыки, необходимые для выживания и организации быта на природе, которые впоследствии могут быть приумножены, систематизированы.

 

Эта деятельность при благоприят­ной обстановке может стать определяющей в выборе обучающимся своей будущей профессии.

 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена стремлением ребёнка к духовному общению с другими людьми, к физическому совершенствованию, к самоутверждению, естественной тяге к миру природы.

 

Программа предлагает эффективный способ формирования здорового образа жизни человека и общества в целом, что также является актуальным во все времена.

 

Программа «Туристы-проводники» реализуется в туристском объединении «Феникс» на базе МКОУ "СОШ ст. Евсино".

Педагоги

Шаманаев Валерий Олегович – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагогический стаж – 5 лет.

Уровень образования: высшее профессиональное.

Профессиональная компетентность: инструктор детско–юношеского туризма с 2018 г.; преподаватель основ безопасности жизнедеятельности.

 

Повышение квалификации:

  • ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО по теме «Психолого-педагогическая компетентность инструктора детско-юношеского туризма», 2016 г.
  • ФГБОУ ДО «ФЦДЮТиК» по теме «Инструктор детско-юношеского туризма», 2017 г.
  • АНО ДПО СПН "Первая помошь" по программе: "Оказание первой помощи", 2019 г.

 

Награды, поощрения педагога:

  • Благодарственное письмо Туристско-Информационного Центра Новосибирской области, 2017 г.
  • Благодарность Министерства социального развития Новосибирской области "За личный вклад в организацию отдыха и оздоровления детей в Новосибирской области", 2017 г.
  • Грамота Управления образования администрации района "За добросовестный труд и в честь 100-летия детско-юношеского туризма в Российской Федерации", 2018 г.

Расписание

Занятия проводятся 3 раз в неделю. Продолжительность занятия – 3 академических часа.

Содержание программы

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Учебный план каждого года обучения рассчитан на 324 часа и содержит шесть основных разделов:

  1. Основы туристской подготовки.
  2. Топография и ориентирование.
  3. Краеведение.
  4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности.
  5. Общая и специальная физическая подготовка.
  6. Специальная подготовка.

 

Тематические разделы учебного плана самостоятельны по своему внутреннему строению, при этом тесно взаимосвязаны между собой и чередуются в процессе обучения в зависимости от конкретных условий работы туристского объединения, плана массовых мероприятий МКУДО «ИР СЮТур», погодных условий.

Материал каждого последующего года обучения подобран по принципу усложнения и увеличения самостоятельной работы обучающихся.

Цели программы

Цель программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, творческого развития и профессионального самоопределения личности, в том числе привлечение детей к занятиям туризмом, укрепление физического и психологического здоровья, организация активного отдыха, расширение и углубление знаний по туризму, получение навыков жизни в полевых условиях, развитие интересов учащихся к туризму.

 

Основные задачи программы:

Обучающие:

  • обучение технике туризма, приемам техники безопасности, организации быта в походах, экспедициях;
  • обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы;
  • обучение приемам оказания доврачебной медицинской помощи;
  • приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом, специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, умение рассуждать, умение делать правильные выводы;
  • развивать навыки самообслуживания и туристического быта;
  • развивать творческое мышление учащихся через решение задач исследовательского характера;
  • создавать условия для активной познавательной и практической деятельности обучающихся;
  • развивать навыки работы с топографической картой и картой спортивного ориентирования;
  • формировать навыки работы с туристским снаряжением.

Воспитательные:

  • повышать уровень экологической культуры;
  • воспитывать выдержку, выносливость;
  • способность к толерантному общению;
  • воспитывать ответственность, целеустремленность, способность к взаимопомощи взаимовыручке и сотрудничеству;
  • воспитывать чувство патриотизма;
  • развивать умение проводить самоанализ деятельности.

Результат программы

По окончанию реализации программы обучающиеся

будут знать:

  • виды и типы костров, правила разведения костров и пожарной безопасности;
  • правила установки палаток в походе, виды палаток;
  • правила техники безопасности при выполнении движения в туристской группе;
  • принцип работы и составные части туристского компаса, правила ориентирования по топографической карте и компасу, топографические знаки;
  • способы оказания доврачебной помощи, состав туристской аптечки;
  • виды туристских узлов и способы их применения;
  • «составные части» туристского бивака и правила расположения его элементов.

 

Будут уметь:

  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • собирать снаряжение для многодневного похода с учётом метеорологических прогнозов;
  • оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
  • ориентироваться по компасу и топографической карте;
  • применять на практике технику вязания узлов;
  • организовать питание в походных условиях;
  • разбить бивак для привала на маршруте похода и для ночёвки в многодневном походе.

 

По итогам освоения программы у обучающихся будут сформированы базовые компетентности:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы).

Особые условия проведения

Набор в группы осуществляется на добровольной основе, по личному заявлению родителей, при условии отсутствия медицинских противопоказаний для занятий в объединениях туристско-краеведческой направленности.

Материально-техническая база

  1. Помещение для учебно-тренировочных занятий.
  2. Учебное оборудование, туристское снаряжение и инвентарь.
  3. Дидактические, информационно-методические материалы, технические средства обучения (карточки с изображением топографических знаков, учебные карты, компасы, образцы туристских узлов и т.д.).

Стоимость

Обучение бесплатное.

Видео