Программа «Туристы-спасатели»

Содержание программы предполагает изучение обучающимися основ туризма, краеведения и спортивного ориентирования, расширение краеведческих знаний, достижение спортивных результатов в активных формах: походах, соревнованиях.

 

Данная программа ориентирована на развитие познавательных, исследовательских навыков учащихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение учащихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры, на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.

 

Программа «Юные туристы – спасатели» создаёт условия для приобретения обучающимися необходимых знаний в области спортивного туризма, ознакомления с научно-техническими и практическими задачами, приобретения навыков самостоятельного решения и практического применения теоретических знаний в различных чрезвычайных ситуациях. Большая часть программы отведена практическим занятиям. Они проводятся как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы и времени года.

 

По итогам обучения предполагается получение спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию, званий «Юный турист России», «Турист России», «Юный судья», «Младший инструктор туризма», «Юный спасатель».

 

Программа модифицированная, за основу взята типовая программа для системы дополнительного образования детей И.А. Дрогова «Юные туристы-спасатели», г. Москва, «ЦДЮТиК».

 

Программа «Туристы-спасатели» реализуется в туристском объединении «Ровесник» на базе МКОУ «СОШ д. Бурмистрово им. В.С. Чумака».

Педагоги

Щеблетов Константин Эдуардович – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж – 16 лет.

Уровень образования: высшее профессиональное (Красноярский государственный педагогический университет).

 

Профессиональная компетентность: инструктор детско-юношеского туризма с 2017 года.

Повышение квалификации:

  • 2016 г. – ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО по теме: «Психолого-педагогическая компетентность инструктора детско-юношеского туризма».
  • 2017 г. – ФГБОУ ДО «ФЦДЮТиК» по теме: «Инструктор детско-юношеского туризма».
  • 2019 г. - АНО ДПО СПН "Первая помощь" по программе: "Оказание первой помощи".

 

Награды, поощрения педагога:

  • Почетная грамота Совета депутатов Искитимского района «За многолетний и добросовестный труд, высокий профессионализм, за вклад в развитие туризма в Искитимском районе», 2017 г.
  • Грамота управления образования администрации Искитимского района Новосибирской области «За добросовестный труд и в честь 100-летия детско-юношеского туризма в Российской Федерации», 2018 г.
  • Почетная грамота Главы Искитимского района «За многолетний труд и в честь 100-летия детско-юношеского туризма в Российской Федерации», 2018 г.

Содержание программы

Учебная программа каждого года обучения рассчитана на 324 часа (9 часов в неделю).

Учебный план содержит шесть основных разделов:

  • Основы туристской подготовки.
  • Топография и ориентирование.
  • Краеведение.
  • Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности.
  • Общая и специальная физическая подготовка.
  • Специальная подготовка.

 

Материал каждого последующего года обучения подобран по принципу усложнения и увеличения самостоятельной работы обучающихся.

 

Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, экспедиции, участия в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года.

Цели программы

Цель программы – всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.

 

Для достижения цели поставлены задачи:

  • Образовательные – получение навыков туристской направленности, знаний о своем крае.
  • Личностные – формирование общественной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, формирование жизненно важных качеств – упорство, честность, мужество, взаимовыручка, навыков здорового образа жизни.
  • Метапредметные – развитие мотивации к познавательному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.

Результат программы

По итогам полного курса обучения по программе «Туристы-спасатели» обучающиеся будут знать:

  • правила подготовки и организации многодневного похода;
  • меры безопасности при подготовке и проведении походов и соревнований;
  • правила и методику организации проведения туристических соревнований со школьниками;
  • способы преодоления этапов 3 класса дистанции;
  • способы транспортировки пострадавшего с элементами спасательных работ;
  • виды соревнований по спортивному ориентированию и правила их проведения;
  • права и обязанности спасателя;
  • алгоритмы выживания в условиях природной среды;
  • основные приемы туриста-спасателя.

 

По завершении полного курса обучения обучающиеся должны уметь:

  • применять полученные знания, умения и навыки в ходе категорийных походов и соревнований разного уровня;
  • организовывать туристический поход с младшими школьниками;
  • проходить дистанции по спортивному туризму, ориентированию и поисково-спасательным работам;
  • оказать первую доврачебную помощь;
  • продемонстрировать способы транспортировки пострадавшего с элементами спасательных работ («волокуша»);
  • работать в судейской бригаде туристических соревнований;
  • обработать краеведческие наблюдения в походе и оформить собранный краеведческий материал.

 

По итогам освоения программы у обучающихся будут сформированы базовые компетентности:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию);
  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью).

Особые условия проведения

Набор в группы осуществляется на добровольной основе, по личному заявлению родителей, при условии отсутствия медицинских противопоказаний для занятий в объединениях туристско-краеведческой направленности.

Материально-техническая база

  1. Помещение для учебно-тренировочных занятий.
  2. Учебное оборудование, туристское снаряжение и инвентарь.
  3. Дидактические и раздаточные материалы в виде таблиц, наглядных пособий, необходимых для реализации программы (карточки с изображением топографических знаков, учебные карты, компасы, образцы туристских узлов и т.д.).

Видео