Программа «Пеше-лыжный туризм»

Туризм во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности ребенка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, совершенствованию технико-тактического туристского мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности и коллективизма, изучению своего края и воспитывает патриота своей Родины.

 

Программа «Пеше-лыжный туризм» составлена с учетом природных особенностей родного края, когда в течение одного учебного года предоставляется возможность заниматься пешеходным (в бесснежный период) и лыжным видами туризма. Занятия пешеходным и лыжным туризмом, краеведением предполагают погружение обучающихся во многие области знаний как общеобразовательного цикла (география, история, биология, физическая культура), так и дополнительного образования.


Полученные знания помогут обучающимся сориентироваться в любой незнакомой местности и при чрезвычайных обстоятельствах.

 

Материал в программе подобран по принципу усложнения и увеличения самостоятельной работы в процессе реализации каждого последующего года обучения. Значимая сторона программы – постоянное углубление материала на протяжении всего периода обучения при неоднократном повторении материала предыдущих тем, разделов на более самостоятельном и осознанном восприятии материала – всё это позволяет пройти обучающемуся индивидуальный образовательный путь.

 

Программа является модифицированной, составлена на основе программы детского туристского объединения «Пеше-лыжный туризм» Ю.С. Константинова и В.М. Рыжкова, подготовленная Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения совместно с Международной академией детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова.

 

Программа реализуется на базе МКОУ "СОШ с. Новолокти".

Педагоги

Тупиков Александр Викторович – педагог дополнительного образования.

Педагогический стаж – 4 года.

Уровень образования: высшее.

Профессиональная компетентность: преподаватель основ безопасности жизнедеятельности.

Повышение квалификации:
МКУ ДПО г. Новосибирска «Городской центр развития образования» по дополнительной профессиональной программе «Актуальные вопросы организации воспитания в образовательном учреждении», 2018 г.;
ГАОУ ДПО НСО «УМЦ ГОЧС Новосибирской области» обучение по профессиональной программе «Правила оказания первой помощи», 2018 г.

Награды, поощрения педагога:

  • Грамота Управления образования администрации Искитимского района «За добросовестный труд и в честь 100-летия детско-юношеского туризма в Российской Федерации», 2018 г.

Содержание программы

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Учебный план каждого года обучения рассчитан на 324 часа и содержит шесть основных разделов:

  1. Основы туристской подготовки.
  2. Топография и ориентирование.
  3. Краеведение.
  4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности.
  5. Общая и специальная физическая подготовка.
  6. Специальная подготовка.

 

Тематические разделы учебного плана самостоятельны по своему внутреннему строению, при этом тесно взаимосвязаны между собой и чередуются в процессе обучения в зависимости от конкретных условий работы туристского объединения, плана массовых мероприятий МБУ ДО «ИР СЮТур», погодных условий. Материал каждого последующего года обучения подобран по принципу усложнения и увеличения самостоятельной работы обучающихся.

Цели программы

Цель программы – освоение учащимися базовых знаний, умений и навыков по туризму и спортивному ориентированию, создание оптимальных условий для удовлетворения творческих потребностей обучающихся и их самоопределения, подготовка юных туристов к проведению познавательных и безаварийных путешествий.

 

Программа предусматривает решение следующих основных задач:

Обучающие - обучение основам туристской подготовки, топографии и ориентированию, основам специальной подготовки туриста, основам гигиены и первой доврачебной помощи, основам техники и тактике различных видов туризма.

Развивающие – развитие двигательных навыков и применение их в различных жизненных ситуациях.

Воспитывающие – воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • работать с картой и компасом на местности;
  • двигаться по азимуту;
  • определять стороны света по компасу и без него;
  • знать правила оказания первой доврачебной помощи;
  • уметь готовить пищу на костре в полевых условиях. 

Знать:

  • основы туристской подготовки;
  • основы топографии и ориентирования;
  • историю родного края;
  • личную гигиену, занимающихся туризмом;
  • основы оказания первой доврачебной помощи в походе.

У обучающихся в процессе реализации программы будут развиваться такие качества как:

  • физическая сила;
  • выносливость;
  • коммуникабельность;
  • чувство товарищества;
  • взаимовыручка;
  • ответственность и др.

Особые условия проведения

Набор в группы осуществляется на добровольной основе, по личному заявлению родителей, при условии отсутствия медицинских противопоказаний для занятий в объединениях туристско-краеведческой направленности.

Материально-техническая база

  • Помещение для учебно-тренировочных занятий.
  • Учебное оборудование, туристское снаряжение и инвентарь.
  • Дидактические, информационно-методические материалы, технические средства обучения (карточки с изображением топографических знаков, учебные карты, компасы, образцы туристских узлов и т.д.).