Программа «Пеше-лыжный туризм»

Программа «Пеше-лыжный туризм» реализуется на базе МКОУ «ООШ п. Александровский».

 

Данная программа модифицированная, за основу взята программа детского туристского объединения «Пеше-лыжный туризм» Ю.С. Константинова и В.М. Рыжкова, подготовленная Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения совместно с Международной академией детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова. 

 

Срок реализации – 4 года. Учебная программа каждого года обучения рассчитана на 324 часа.

 

Программа составлена с учетом природных особенностей родного края, носит комплексный характер и направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся, овладение туристскими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход.

 

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения. Предусматривается возможность внесения изменений и дополнений с учетом специфики образовательного учреждения. Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного похода, экспедиции, участие в лагере, подготовка к которым осуществляется в течение всего года.

Педагоги

Люфт Галина Геннадьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 30 лет.

Уровень образования: высшее профессиональное, Новосибирский государственный педагогический институт.

 

Профессиональная компетентность: инструктор детско-юношеского туризма с 2017 года.

 

Повышение квалификации:

2016 г. – ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО по теме: «Психолого-педагогическая компетентность инструктора детско-юношеского туризма».

2017 г. – ФГБОУ ДО «ФЦДЮТиК» по теме: «Инструктор детско-юношеского туризма».

2019 г. - АНО ДПО СПН "Первая помощь" по программе: "Оказание первой помощи".

2020 г. - ФГБОУ ВО «НГУЭУ «НИНХ» по дополнительной профессиональной программе «Подготовка педагогов дополнительного образования – инструкторов детско-юношеского туризма», 144 часа.

 

Награды, поощрения педагога:

  • Почетная грамота Совета депутатов Искитимского района «За многолетний и добросовестный труд, высокий профессионализм, за вклад в развитие туризма в Искитимском районе», 2017 г.
  • Почетная грамота Главы Искитимского района «За многолетний труд и в честь 100-летия детско-юношеского туризма в Российской Федерации», 2018 г.
  • Грамота Управления образования администрации Искитимского района «За добросовестный труд и в честь 100-летия детско-юношеского туризма в Российской Федерации», 2018 г.

Содержание программы

1 год обучения:

  1. Основы туристской подготовки (146 часов).
  2. Топография и ориентирование (44 часа).
  3. Краеведение (42 часа).
  4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности (20 часа).
  5. Общая и специальная физическая подготовка (72 часа).

2 год обучения:

  1. Основы туристской подготовки (112 часов).
  2. Топография и ориентирование (40 часов).
  3. Краеведение (36 часов).
  4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности (20 часов).
  5. Общая и специальная физическая подготовка (72 часа).
  6. Специальная подготовка (44 часа).

3 год обучения:

  1. Основы туристской подготовки (82 часа).
  2. Топография и ориентирование (32 часа).
  3. Краеведение (28 часа).
  4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности (22 часа).
  5. Общая и специальная физическая подготовка (70 часов).
  6. Специальная подготовка (70 часов).
  7. Факультативные занятия (20 часов).

4 год обучения:

  1. Основы туристской подготовки (76 часов).
  2. Топография и ориентирование (26 часов).
  3. Краеведение (22 часа).
  4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности (20 часов).
  5. Общая и специальная физическая подготовка (68 часов).
  6. Специальная подготовка (74 часа).
  7. Факультативные занятия (38 часов). 

Тематические разделы учебного плана тесно взаимос­вязаны между собой, но самостоятельны по своему внутреннему строению. Темы разделов могут пересекаться.

 

Значимая сторона программы – постоянное углубление материала на протяжении 4 лет, при неоднократном повторении материала предыдущих лет на более самостоятельном и осознанном восприятии материала – всё это позволяет пройти воспитаннику индивидуальный образовательный путь по трём уровням:

  • Начальный – уровень усвоения предполагает расширение кругозора ребёнка и информированности в области туристско-крае­ведческой деятельности, совершенствование навыков общения и умений совместной деятельности в коллективе.
  • Средний – предполагает развитие компетентности в данном виде деятельности, овладение основными знаниями на уровне практического применения, умение передавать свой опыт младшим членам коллектива.
  • Углубленный – предусматривает наличие хорошей спортивной и туристской подготовки, умение видеть структуру и возможные проблемы, принимать участие в организации и проведении мероприятий для своего образовательного учреждения, работать с младшими членами коллектива, быть помощником педагога.

 

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов, а также почасовая разбивка учебного курса определяются педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.

Цели программы

Цель программы – всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой дея­тельности, подготовка юных туристов к проведению познавательных и безаварийных путешествий. Она направлена на совершенствование физического и умственного развития, способствует изучению родного края, приобретению полезных навыков.

 

Программа предусматривает решение следующих основных задач:

Обучающие:

  • расширение и углубление знаний обучающихся, дополняющих школьную программу по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической культуре;
  • приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
  • приобретение специальных знаний по вопросам туризма и краеведения, доврачебной медицинской помощи;
  • обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

Воспитательные:

  • содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
  • формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
  • гуманное отношение к окружающей среде;
  • выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.

Развивающие:

  • физическое совершенствование обучающихся: развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
  • участие в соревнованиях и походах.

Результат программы

В результате освоения программы обучающиеся будут знать: основные виды туризма, туристское снаряжение, виды веревок, узлы, должности членов туристской группы и их обязанности, основные требования к месту стоянки, порядок работы на стоянках, меры безопасности и вопросы охраны природы, основы режима для путешествия, порядок преодоления препятствий, основы личной гигиены и основы оказания доврачебной помощи. Природные условия и достопримечательности родного края, лекарственные и ядовитые растения, способы ориентирования, технику передвижения на различных участках местности, технику передвижения на лыжах, виды лыжных ходов.

 

Будут уметь: применять компас, составлять перечень и подбирать индивидуально личное и групповое снаряжение, подгонять и укладывать рюкзак, готовить пищу на костре, разводить костер в сухую и дождливую погоду, выбирать дрова для костра, оказывать доврачебную помощь и транспортировать пострадавшего, ориентироваться по карте и компасу, правильно подбирать под рост лыжи и лыжные палки, определяют азимут, правильно выполнять и подбирать упражнения для развития отдельных групп мышц.

 

В результате освоения программы предусматривается приобретение обучающимися следующих личностных результатов:

  • укрепление здоровья;
  • получение спортивных разрядов по туризму;
  • формирование профессиональной ориентации;
  • повышение уровня знаний по предметам научно-практического цикла;
  • формирование практических навыков бережного отношения к природе, как составной части экологической культуры учащихся;
  • формирование жизненно необходимых практических навыков, таких как: самоорганизация, самоуправление, дисциплина, выносливость, коммуникабельность и т.д.

Материально-техническая база

  1. Помещение для учебно-тренировочных занятий.
  2. Компаса.
  3. Комплекты спортивных карт.
  4. Лыжный инвентарь (лыжи, планшеты, ботинки, лыжные палки).
  5. Снаряжение для походной деятельности (рюкзаки, палатки, спальные мешки, котелки, костровые принадлежности).
  6. Спортивный инвентарь.
  7. Снаряжение для спортивного туризма (страховочные системы, карабины, веревки).
  8. Аптечка.