Программа «Туристы-водники»

 

Туристско-краеведческая деятельность объединяет несколько направлений: спортивный туризм, спортивное ориентирование, краеведение, которые в свою очередь также подразделяются на разные направленности. Туризм и краеведение во всем многообразии форм являются одними из  любимых видов деятельности детей. Туристские походы, соревнования, экскурсии, прогулки, полевые лагеря обладают большим потенциалом для восстановления и развития духовных и физических сил. Длительное пребывание на свежем воздухе, активное движение, физические нагрузки, положительные эмоции – все это благотворно влияет на здоровье, полноценное физическое развитие личности ребенка.

 

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Туристы - водники» заключается в том, что освоение ее содержания позволяет учащимся сформировать и укрепить ценностное отношение к родному краю, приобрести навыки подготовки и безопасного проведения туристских путешествий, опыт собственных наблюдений, развить волевые качества и стремление и самостоятельности. А также способствует решению приоритетных задач развития личности, сохранения и укрепления здоровья детей. Имеется в виду не только физическое, но и психическое, и интеллектуальное, и социальное здоровье. Что в результате способствует самореализации и развитию личности ребенка.

 

Данная программа комплексная, практико-ориентированная, дает представление обучающимся о специфике туризма и краеведения, использования приобретаемых навыков в будущих профессиях.

Педагоги

Кузярин Виталий Анатольевич – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 5 лет.

Уровень образования: высшее.

 

Профессиональная компетентность:

  • инструктор детско-юношеского туризма с 2011 года,
  • профессиональный спасатель,
  • повышение квалификации в ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО по теме: «Психолого-педагогическая компетентность инструктора детско-юношеского туризма», 72 часа, 2016 г.
  • ФГБОУ ВО «НГУЭУ «НИНХ» по дополнительной профессиональной программе «Подготовка педагогов дополнительного образования – инструкторов детско-юношеского туризма», 144 часа, 2020 г.

Награды, поощрения педагога:

  • Почетная грамота Главы Искитимского района «За высокий профессионализм, творческое отношение к воспитанию подрастающего поколения», 2017 г.
  • Грамота Управления образования администрации Искитимского района «За добросовестный труд и в честь 100-летия детско-юношеского туризма в Российской Федерации», 2018 г.
  • Памятная медаль Международной общественной организации «Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова» «90 лет со дня рождения А.А. Остапца-Свешникова», 2018 г.

Содержание программы

Программа расчитана на 4 года обучения,  ее значимая сторона — постоянное углубление материала на протяжении всего периода обучения, при неоднократном повторении материала предыдущих лет на более самостоятельном и осознанном восприятии материала.  

Продолжительность обучения по программе – 36 недель (9 часов в неделю), количество учебных часов по программе – 324 в год.

 

Каждый год обучения включает в себя пять основных разделов, тесно взаимосвязанных между собой, но самостоятельных по своему внутреннему строению:

1. Основы туристской подготовки.

2. Топография и ориентирование.

3. Краеведение.

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

5. Общая и специальная физическая подготовка.

 

 

 

Разделы учебного плана изучаются не в том порядке, в каком они предлагаются в учебной программе, а чередуются, в зависимости от конкретных условий работы туристского объединения, плана массовых мероприятий МБУ ДО «ИР СЮТур», погодных условий.

 

 

 

Цели программы

Цель программы детского туристско-краеведческого объединения «Туристы-водники» – всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности, подготовка юных туристов к проведению познавательных и безаварийных путешествий. Она направлена на совершенствование физического и умственного развития, способствует изучению Родины, приобретению полезных навыков.

 

Одними из основных принципов туристско-краеведческой деятельности являются:

  • создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения – одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;
  • формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников;
  • внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения.

 

Задачи данной программы подготовки многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся.

 

Предлагаемая программа носит комплексный характер. Методика построения отличается тем, что можно на используемом материале развивать межпредметные связи, формируя комплексное восприятие окружающего мира

Результат программы

 

В результате освоения программы предусматривается:

  • формирование необходимого комплекса туристских знаний, умений и навыков для успешного выступления на соревнованиях, организации походов, развитие умений адекватно оценивать сложившуюся нестандартную ситуацию в полевых условиях, быстро и правильно принимать решение выхода из неё и практически осуществлять это с учётом техники безопасности;
  • комплексное познание окружающей действительности во всём её многообразии (история, природа, культура), углубление знаний учебных дисциплин общеобразовательного цикла;
  • поддержание двигательной активности с учётом возрастных требований, повышение физической и умственной работоспособности, снижение заболеваемости и травматизма;
  • через систематическое участие в тренировках, соревнованиях, походах, формирование межличностных отношений, воспитание патриотизма, чувства ответственности за свои выступления на соревнованиях, подчинение в спортивной борьбе личных интересов интересам коллектива, команды, уважения к товарищам по команде, соперникам, судьям, соблюдение принципам честной спортивной борьбы;
  • осуществление профессиональной ориентации воспитанников с учётом полученных знаний, туристско-спортивных навыков;
  • организация содержательного досуга;
  • приобретение разрядов по спортивному туризму.

Особые условия проведения

Обучающиеся не должны иметь медицинских противопоказаний для занятий туризмом.

Материально-техническая база

  1. Помещение для учебно-тренировочных занятий.
  2. Учебное оборудование, туристское снаряжение и инвентарь для обеспечения работы объединения туристов-водников (палатки туристские, плавсредства с веслами, спасательные жилеты, защитные шлемы, спальные мешки, рюкзаки, коврики полиуретановые, тенты, веревка основная (40 м), веревка основная (30 м), веревка вспомогательная (60 м) , репшнуры (длина 2–3 м, диаметр 6–8 мм), системы страховочные, карабин туристский, компас жидкостный, курвиметр, секундомер, аптечка медицинская, пила двуручная в чехле, топор в чехле, каны (котлы) туристские, тросик костровой, тент хозяйственный, ремонтный набор).
  3. Дидактические, информационно-методические, иллюстрированные материалы, технические средства обучения (карточки с изображением топографических знаков, учебные карты, компасы, образцы туристских узлов).