Программа «Основы проектно-исследовательской деятельности» МЗ

Актуальность данной программы заключается в том, что в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, и поэтому сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области экологии. Также организация научных обществ учащихся предполагает использование новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, формированию интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.


Такая форма работы, как научное общество, как нельзя лучше предоставляет ребенку возможность пробовать, учиться на собственных ошибках, выбирать, моделировать собственный стиль жизни, развивать свой творческий и интеллектуальный потенциал, максимально реализовывать себя. Новизна программы в том, что в состав научного общества могут входить не только старшеклассники, но и учащиеся среднего звена и младшие школьники. Опыт показал, что, начиная осваивать методы и приемы исследовательской деятельности в начальной школе, к основной школе ребята повышают качество своих исследовательских работ, у них формируется устойчивый познавательный интерес в изучаемой области.

 

В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

 

Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся самостоятельно получать новые знания, делать открытия, глубже понимать законы природы, что способствует формированию мышления и культуры современного молодого человека. Наконец, организация проектно-исследовательской деятельности позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, а также учит применять полученные знания на практике.

Педагоги

Ноздренко Валентина Ивановна - педагог высшей квалификационной категории. Педагогический стаж - 31 год. Образование - высшее, НГПУ.

 

Курсы повышения квалификации:

  1. 2017 год «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в системе дополнительного образования», ЧУДПОСИПППиСР, 72 часа;
  2. 2014 год «Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллекта» ГБОУДПО СКИРО ПР и ПРО, 108 часов.

Содержание программы

Учебный план 1-го года обучения:

  1. Введение - 2 часа.
  2. Проектная деятельность - 38 часов.
  3. Исследовательская деятельность - 72 часа.
  4. Экскурсионно-познавательная деятельность - 32 часа.

Цели программы

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

 

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Результат программы

В конце 1-го года обучения обучающиеся:

должны знать (иметь):

  • представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования. 

должны уметь и приобрести навыки:

  • видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
  • работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
  • владеть планированием и постановкой эксперимента.


Реализация Программы предполагает достижение учащимися следующих результатов:

Личностные результаты:

  • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 

Предметные результаты:

  • умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. 

Метапредметные результаты:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Материально-техническая база

Учебное помещение: кабинет, расположенный по адресу: город Барабинск, улица Пролетарская, 54, на базе МКОУ СОШ № 92, оснащенный компьютером, принтером, сканером, мультимедиапроектором.

 

Информационное обеспечение:

  • программа «Основы проектно-исследовательской деятельности школьников», размещена на портале «Навигатор ДОД НСО»;
  • календарный учебный график на 2018-19 учебный год выставлен на сайте «Вместе за руки».

 

Педагогические технологии, применяемые при реализации программы:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • групповая;
  • коллективной творческой деятельности;
  • проектного обучения;
  • здоровьесберегающая.