Программа «Азбука натуралиста»

Важное место в программе занимает проблема нравственного развития личности, воспитания чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, формирования ценностных ориентиров. Предлагаемые занятия не только стимулируют детскую любознательность, но и будут способствовать проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы. Программа дает детям основы знаний и навыков, позволяющих понять пути развития окружающего мира и осознать необходимость бережного отношения к природе.

 

Программа построена с учетом естественного интереса детей к объектам окружающей природной среды, в том числе и к себе самим как неотъемлемой части природы. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, разнообразных сведений о жизни растений и животных. В результате учащиеся должны почувствовать вкус к получению подобной информации, понять, а не выучить, как устроена жизнь живых существ на Земле.

 

Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по изучению природы родного края через познание растительного и животного мира. Поэтому и возникла необходимость в разработке данной программы.

Педагоги

Соболевская Елизавета Николаевна: педагог дополнительного образования, без категории, стаж работы – 2 года.

 

Курсы прохождения квалификации:

"Естественнонаучное образование (по профилям: химия, биология, экология, география)" АНО АПО «СИПППИСР», 2018 год.

Содержание программы

1-й год обучения:

  1. Осенние дары - 16 часов.
  2. Введение − 4 часа.
  3. В гости к осени − 14 часов.
  4. Разнообразие растительного мира − 14 часов.
  5. В гости к зиме - 16 часов.
  6. Разнообразие животного мира − 12 часов.
  7. Мы – исследователи - 16 часов.
  8. Красная книга- 6 часов.
  9. В гости к весне − 18 часов.
  10. Охрана природы - 4 часа.
  11. Впереди лето – 6 часов.
  12. «Невидимые нити» − 2 часа.
  13. Весна красна − 6 часов.

Итого: 136 часов.

 

2-й год обучения:

  1. Осенние дары – 16 часов.
  2. Введение − 2 часа.
  3. Земля – наш общий дом − 20 часов.
  4. Земля – живая планета − 22 часа.
  5. Карта рассказывает о Земле − 22 часа.
  6. Тайны природы − 22 часа.
  7. Природа и человек − 14 часов.
  8. Основы безопасности обучающихся - 10 часов.
  9. Весна красна − 12 часов.

Итого: 136 часов.

 

3-й год обучения:

  1. Осенние дары - 16 часов.
  2. Введение - 6 часов.
  3. Экологические связи в живой природе - 16 часов.
  4. Среда обитания - 8 часов.
  5. Среды жизни и приспособления к ним живых организмов − 40 часов.
  6. Естественные и искусственные сообщества живых организмов − 42 часа.
  7. Весна красна − 8 часов. 

Итого: 136 часов.

Цели программы

Цель программы – формирование у учащихся экологической культуры, одним из проявлений которой является восприятие ребенком всех живых существ, как равноправных с человеком соседей в общем доме природы.

 

Содержание предполагает решение следующих задач:

Предметные:

  • формировать у учащихся понимание взаимосвязей в природе и мест, человека в окружающей его природной среде;
  • знакомить с жизнью растений и животных;
  • знакомить с комнатными и цветочно - декоративными растениями.

 

Метапредметные:

  • развивать творческую личность учащихся;
  • развивать эмоциональную сферу у учащихся через природную среду;
  • овладевать основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в обучающей и познавательной деятельности;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

 

Личностные:

  • воспитывать чувство бережного отношения к природе;
  • овладевать навыками поведения в окружающей природной среде и приемами постижения природных закономерностей;
  • знать основные принципы и правила отношения к живой природе.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • что такое природа, компоненты составляющие природу;
  • основные виды растений и животных нашей местности;
  • правила поведения в природе;
  • называть по 2-4 представителя разных групп животных своей местности: млекопитающих, птиц, земноводных, пресмыкающихся, насекомых;
  • назвать 2-3 примера перелетных и оседлых птиц своей местности;
  • называть примеры: опасные растения, лекарственные растения и т.д.;
  • значение растений в жизни человека;
  • знать комнатные растения;
  • описание и особенности обитателей живого уголка.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • различать съедобные грибы или несъедобные;
  • отличать ядовитые растения от других растений;
  • различать представителей дикорастущих и культурных растений;
  • определять среду обитания по внешним признакам животных и птиц;
  • высказывать свою точку зрения, логически рассуждать, доказывать свой ответ.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами.

Материально-техническая база

Учебное помещение: кабинет, расположенный по адресу город Барабинск, улица Пролетарская, 54, на базе МКОУ СОШ № 92, оснащенный компьютером, принтером, сканером, мультимедиапроектором.

 

Информационное обеспечение:

  • программа «Основы проектно-исследовательской деятельности школьников» размещена на портале «Навигатор»;
  • календарный учебный график на 2018-19 учебный год, выставлен на сайте «Вместе за руки».

 

Педагогические технологии, применяемые при реализации программы:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • групповая;
  • коллективной творческой деятельности;
  • проектного обучения;
  • здоровьесберегающая.