Программа «Чудо – лоскут»

  • (7)

Издавна лоскутное шитье (пэчворк) было излюбленным занятием женщин во многих странах мира и со временем стало самостоятельным видом декоративно – прикладного искусства.

 

Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутками означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Лоскутное шитье – творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения

 

Программа развивает личностные качества и психические процессы обучающихся. В ходе систематического труда рука ребенка приобретает уверенность, точность. Это способствует развитию сенсорики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

 

В процессе изготовления изделий  развивается творческое мышление, что сказывается на умственном развитии детей. Так постепенно образуется система формирования специальных навыков и умений. Приобщение обучающихся к искусству лоскутного текстильного дизайна оказывает влияние на развитие их художественного вкуса, воспитывает терпение и аккуратность, обогащает внутреннюю жизнь.

 

Сегодня лоскутная техника переживает по – настоящему второе рождение, и широко применяется для изготовления одежды, аксессуаров, предметов украшения интерьера и быта. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность мастера.

Педагоги

Муравьева Наталья Геннадьевна, педагогический стаж работы- 11 лет.

Новосибирский техникум легкой промышленности, специальность: моделирование и конструирование изделий народного потребления, квалификация: модельер-конструктор.

НГПУ, квалификация: учитель изобразительного искусства и художественного труда по специальности: изобразительное искусство и художественный труд.

 

Повышение квалификации:

ГАОУ ДПО НСО НИПКиПКРО.

Программа: «Профессиональная мобильность педагога дополнительного образования в условиях внедрения профессионального стандарта» - 72 часа. 2019г.

 

Профессиональные достижения:

Публикация статьи «Кошкин дом». Журнал "Бурда. Пэчворк" № 3 2019г.

Почетная грамота Главы администрации Калининского района за добросовестный труд, высокие результаты в профессиональной деятельности по итогам работы в 2019\2020 учебном году.

Расписание

Учебный год длится с сентября по май.

1, 2 год обучения занятия проходят 2 раза в неделю, по 2 часа;

3,4, 5 год обучения занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа.

Содержание программы

Образовательная программа является разноуровневой. 

 

Стартовый уровень - 1 год обучения. Включает в себя знакомство:

  •  с основными терминами и понятиями, текстильными материалами, умением различать их и пользоваться ими, ориентируясь в цветовой гамме;
  • с основными видами швейных машин, их устройство, характеристики и функции.

Получение знаний и овладение простыми лоскутными техниками (шитье из полос, шитье из квадратов);

 Происходит освоение:

  • основных стачивающих стежков;
  • изготовления простых игрушек и других изделий по образцу, по готовым выкройкам.

 

Базовый уровень - 2, 3 год обучения –  включает в себя:

  • умение пользоваться разными материалами;
  • владение вышивальными стежками;
  • овладение навыками работы на швейной машинке;
  • умение изготавливать игрушки (изделия) по готовым и своим выкройкам, самостоятельно декорировать их;
  • работу с различными художественными материалами и оборудованием в различных видах техник (в объеме изученного материала).

 

Углубленный уровень - 4, 5 год обучения. На этом этапе происходит закрепление навыков, полученных в процессе освоения основной части программы, приобщение детей к самостоятельной реализации творческих проектов это:

  • самостоятельная разработка изделия и игрушки, умение делать выкройки, оформлять и украшать их декором;
  • участие в различных творческих проектах, конкурсах фестивалях.

 

Основные разделы учебного плана (1,2,3,4,5 года обучения -  144\ 144\ 216\ 216\ 216 - часов).

  • Вводное занятие. Техника безопасности – 2\ 2\ 3\ 3\ 3 часа.
  • История возникновения и развитие лоскутного шитья – 4\ 4\ 6\ 6\ 6 часов. 
  • Материалы и инструменты – 4\ 6\ 6\ 6\ 6 часов.
  • Швейное оборудование - 6\ 6\ 6\ 6\ 6 часов.
  • Цветоведение – 8\ 8\ 12\ 12\ 6 часов.
  • Основы композиции – 6\ 8\ 12\ 12\ 12 часов.
  • Вышивка и шитьё руками – 24\ 24\ 24\ 24\ 24 часа.
  • Техники лоскутного шитья – 30\ 30\ 60\ 60\ 60 часов.
  • Виды орнаментов – 8\ 8 \24\ 24\ 24 часа.
  • Куклы и игрушки - 24 \20\ 30\ 30\ 24 часа. 
  • Творческие проекты – 26\ 26\ 30\ 30\ 36 часов.
  • Итоговое занятие. Тестирование 2\ 2\ 3\ 3\ 3 часа.  

Цели программы

Развитие творческого потенциала ребенка средствами обучения технике традиционного лоскутного искусства.

 

Задачи. 

Предметные:

  • познакомить с историей и развитием лоскутного шитья;
  • научить детей основным правилам лоскутного шитья: составление схем изделий, изготовлению шаблонов, правилам раскроя лоскутков;
  • познакомить с основными законами композиции и законами цветоведения;
  • учить детей самостоятельно создавать изделия в различных техниках декоративно-прикладного творчества;
  • обучить работе на швейной машине.

 

Развивающие

развивать:

  • практические навыки в работе с лоскутным материалом, с утюгом и на швейных машинах;
  • художественно-эстетический вкус при составлении композиций – объектов лоскутного дизайна;
  • творческую активность обучающегося.

 

Личностного развития: 

формировать:

  • потребности в самопознании и саморазвитии;
  • культуру взаимодействия ребенка с миром природы и искусства.
  • навыки разумной организации своего рабочего (учебного) и свободного времени
  • формировать бережное отношение к природе, понятия об экономии и рациональном использовании материалов.
  • Воспитывать интерес к искусству лоскутного шитья разных народов;
  • воспитывать трудолюбие, терпение и настойчивость.

     

Метапредметные:

  • развивать умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
  • формировать навыки взаимодействия и сотрудничества в процессе совместной деятельности, умения вести диалог, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Результат программы

В процессе реализации программы обучающиеся

будут знать:

  • правила техники безопасности при работе с материалами и инструментами;
  • основные виды декоративно-прикладного искусства, историю их возникновения и развития, и их особенности;
  • термины и понятия, используемые в опыте мастеров искусства;
  • понятия о красоте, культуре, культурных ценностях, о хороших и плохих поступках;
  • основные требования составления эскиза и композиции.

Будут  уметь:

  • правильно выполнять задания;
  • грамотно анализировать выполненное изделие;
  • ориентироваться в цветовой гамме;
  • подбирать инструмент и материалы;
  • самостоятельно изготавливать изделия по собственному замыслу и эскизу и контролировать правильность выполнения работы;
  • работать различными художественными материалами и оборудованием в различных видах техник.

 

Ожидаемые метапредметные результаты

умение:

  • принимать учебную задачу и в сотрудничестве с педагогом планировать действия;
  • делать выводы, принимать правильные позиции, адекватно, оценивать результат своей деятельности;
  • строить художественный образ - выделять главное, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиции задуманного образа;
  • обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;
  • иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.  

 

Личностные результаты:

  • стремление развивать свои творческие способности;
  • стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • способность анализировать собственную художественную деятельность с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Материально-техническая база

Учебный кабинет соответствует санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям.

Материально – техническая база соответствует требованиям по предмету

Имеются:

  • рабочие (раскройные) столы,
  • зеркало, полки настенные, шкафы, учебная доска для записей.

 

Техническое оборудование:

швейные машинки, оверлок, утюги, гладильная доска, клеевой пистолет.

Швейные принадлежности: иглы, нитки, ножницы, лекала.

 

Информационное  обеспечение:

  • справочные пособия, энциклопедии по искусству
  • методические таблицы;
  • инструкционные карты;
  • аудио-, видео записи;
  • фотоальбомы. 
  • Использование различных интерет – ресурсов и порталов, связанных с профилем образовательного предмета.
  • Информационный стенд для детей и родителей текстильно-художественной мастерской «Чудо-лоскут».