Программа «Семицветик»

  • (9)

Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации в обществе. Программа дополнительного образования «Семицветик» средствами художественного творчества (музыка, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, развитие речи и художественное слово) решает задачи общего развития и развития творческих способностей детей, формирует их жизненные и социальные компетенции.

 

Учащиеся по выбору могут осваивать как один, так и несколько предметных блоков программы. Занятия проходят в различных организационно-педагогических формах: групповые и индивидуальные; в учебном классе и с выходом на экскурсии, концерты, спектакли; в форме учебного занятия, праздника, концерта и др.

 

Реализация данной программы создает условия для вариативного вхождения детей с ОВЗ образовательное пространство и детско-взрослое сообщество ДДТ им. В. Дубинина, позволяет им осваивать новые социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего образовательного и жизненного пути.

 

Реализация данной программы создает условия для вариативного вхождения детей с ОВЗ образовательное пространство и детско-взрослое сообщество ДДТ им. В. Дубинина, позволяющие им осваивать новые социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего образовательного и жизненного пути.

Педагоги

Музыка

Жеребненко Анна Викторовна - педагог дополнительного образования ервой квалификационной категории по музыке; социальный педагог.

Образование: высшее, НГПУ, бакалавр по направлению "Психолого-педагогическое образование".

Повышение квалификации: профессиональная переподготовка Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, г. Москва, направление «Учитель музыки», 250 часов, 2020г.; Новосибирский профессионально-педагогический колледж, Инклюзивное образование инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных учреждениях, 72 часа, 2017г.

Профессиональные достижения:

· Лауреат регионального проекта «Открытый конкурс по выявлению лучших практик дополнительного образования детей», номинация «Различные образовательные проекты», 2019

· Лауреат районного этапа X городского конкурса инновационных проектов «Инновации в образовании» в номинации «Социализация и развитие личности школьника», 2018

· Лауреат Городского фестиваля «Методический подиум», номинация «Выставка методического портфолио», 2018

· Дипломант Методического фестиваля-конкурса ДДТ им. В. Дубинина «Есть идея!», номинация «Социально-педагогический проект» – 2017, номинация «Методическое пособие» – 2019

· За высокий уровень профессионального педагогического мастерства отмечена Дипломом Всероссийского фестиваля-конкурса детского, юношеского и профессионального творчества «Путеводная звезда», 2019

Публикации

· Музыкальные занятия в студии художественного творчества «Семицветик» как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Интерактивное образование. Вып. № 64, апрель 2016. URL: http://io.nios.ru/articles2/80/9/muzykalnye-zanyatiya-v-studii-hudozhestvennogo-tvorchestva-semicvetik-kak-sredstvo

· Город без границ: освоение городской среды детьми-инвалидами, обучающимися в инклюзивном образовательном пространстве [Электронный ресурс] // Интерактивное образование. Вып. № 69, февраль 2017. URL: http://io.nios.ru/articles2/87/9/gorod-bez-granic-osvoenie-gorodskoy-sredy-detmi-invalidami-obuchayushchimisya-v

· Создание диагностической методики в инклюзивной практике работы педагога дополнительного образования // Социальное партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования: мат-лы VII Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 19–21 апреля 2018 г. М.: Пробел-2000, 2018. С. 411–425.

Достижения обучающихся в области музыкального творчества

Лауреаты и Дипломанты Международного фестиваля-конкурса творческих коллективов «Адмиралтейская звезда», 2019, Открытого всероссийского фестиваля искусств «Снегопад», 2019, Всероссийского фестиваля-конкурса «Путеводная звезда», 2019, Первого Городского Фестиваля театральных коллективов детей с ОВЗ, 2019, Городского фестиваля творчества детей и юношества с ОВЗ «Поверь в мечту», 2017, 2018, Районных отборочных этапов и Городского фестиваля творчества детей с ОВЗ «Мы- талантливы», обладатели премии «Светоч» для одаренных детей с ОВЗ и достигнутые результаты в сфере культуры и искусства −2018, 2019.

 

Павлоцкая Ольга Владимировна - педагог дополнительного образования по развитию речи, первая квалификационная категория.

Образование: высшее МПГУ, педагог-психолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии, учитель-логопед. повышение квалификации

Повышение квалификации: НИПКиПРО, Логопедический массаж в структуре коррекционной работы при нарушениях речи, 72 часа, 2018г.

Профессиональные достижения:

· Участник регионального проекта «Открытый конкурс по выявлению лучших практик дополнительного образования детей», номинация «Различные образовательные проекты», 2019

· Дипломант Методического фестиваля-конкурса ДДТ им. В. Дубинина «Есть идея!», номинациях «Социально-педагогический проект», «Открытое занятие, мероприятие», 2019

Публикации:

· Развивающе-воспитательный потенциал сказки. // Материалы ХI районных межведомственных педагогических чтений. – Новосибирск, 2017. – с. 56-58.

Достижения обучающихся в конкурсах художественного чтения

Лауреаты и Дипломанты Открытой Международной Олимпиады талантов «Богатство России», 2020, Международного фестиваля-конкурса творческих коллективов «Адмиралтейская звезда», 2019, Международного фестиваля «Мир, в котором я живу», 2019, Открытого всероссийского фестиваля искусств «Снегопад», 2019, Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества «Сокровища нации», 2019, Первого Городского Фестиваля театральных коллективов, 2019, Районных отборочных этапов и Городского фестиваля творчества детей с ОВЗ «Мы- талантливы», обладатели премии «Светоч» для одаренных детей с ОВЗ и достигнутые результаты в сфере культуры и искусства, 2018, 2019.

 

Яковлева Светлана Андреевна - педагог дополнительного образования по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству.

Образование: Куйбышевский педагогический колледж, педагог дополнительного образования в области изо и декоративно-прикладного творчества, 2018; студентка НГПУ (Институт искусств) по специальности "Педагогическое образование ("художественное образование").

Содержание программы

Музыка – блок "Вместе поем и играем"

1 год обучения

1. Формирование певческой установки – 8 ч.

2. Формирование певческих навыков – 10 ч.

3. Работа над певческим репертуаром – 18 ч.

4. Восприятие музыки – 16 ч.

5. Музыкально-игровое творчество – 20 ч.

Итого: 72 ч.

 

2 год обучения

1. Формирование певческой установки – 8 ч.

2. Формирование певческих навыков – 10 ч.

3. Работа над певческим репертуаром – 19 ч.

4. Восприятие музыки – 16 ч.

5. Музыкально-игровое творчество – 19 ч.

Итого: 72 ч.

 

3 год обучения

1. Формирование певческой установки – 6 ч.

2. Формирование певческих навыков – 11 ч.

3. Работа над певческим репертуаром – 20 ч.

4. Восприятие музыки – 3 ч.

5. Музыкально-игровое творчество – 16 ч.

Итого: 72 ч.

 

Изобразительное творчество – блок "Вместе поем и играем"

1 год обучения

1. Предметное рисование – 25 ч.

2. Сюжетно-тематическое рисование – 4 ч.

3. Декоративное рисование – 7 ч.

Итого: 36 ч.

 

2 год обучения

1. Предметное рисование – 26 ч.

2. Сюжетно-тематическое рисование – 6 ч.

3. Декоративное рисование – 4 ч.

Итого: 36 ч.

 

3 год обучения

1. Предметное рисование – 4 ч.

2. Сюжетно-тематическое рисование – 1 ч.

3. Декоративное рисование – 16 ч.

4. Жанры изобразительного искусства – 15 ч.

Итого: 36 ч.

 

Декоративно-прикладное творчество – блок "Калейдоскоп"

1 год обучения

5. Рельефное изображение – 17 ч.

6. Объёмная лепка рисование – 9 ч.

7. Бумагопластика – 3 ч.

8. Народные промыслы – 7 ч.

Итого: 36 ч.

 

2 год обучения

1. Рельефное изображение – 17 ч.

2. Объёмная лепка рисование – 10 ч.

3. Бумагопластика – 9 ч.

Итого: 36 ч.

 

3 год обучения

4. Рельефное изображение – 7 ч.

5. Объёмная лепка рисование – 7 ч.

6. Бумагопластика – 12 ч.

7. Народные промыслы – 10 ч.

Итого: 36 ч.

 

Развитие речи – блок «Говоруша»

1 год обучения

8. Диагностика – 6 ч.

9. Звукопроизношение – 4 ч.

10. Общие речевые навыки – 2 ч.

11. Развитие фонематического слуха – 4 ч.

12. Грамматика – 3 ч.

13. Лексика – 10 ч.

14. Развитие связной речи – 3 ч.

15. Развитие мелкой моторики – 3 ч.

Итого: 36 ч.

 

2 год обучения

16. Звукопроизношение – 5 ч.

17. Общие речевые навыки – 2 ч.

18. Развитие фонематического слуха – 4 ч.

19. Грамматика – 4 ч.

20. Лексика – 12 ч.

21. Развитие связной речи – 5 ч.

22. Развитие мелкой моторики – 4 ч.

Итого: 36 ч.

Цели программы

Помимо целей, вытекающих из конкретной предметности отдельных блоков программы, предполагается реализация цели и задач интегративного подхода к дополнительному образованию детей с ОВЗ:

Цель: социализация детей с инвалидностью и ОВЗ в процессе расширения пространства их жизнедеятельности, поддержка родителей в воспитании в детях самостоятельности и независимости.

 

Задачи:

  • сформировать новый опыт социального взаимодействия;
  • развить социально-бытовые навыки детей в процессе освоения городского пространства;
  • сформировать/усилить мотивацию родителей для воспитания в детях самостоятельности и независимости;
  • расширить представления детей и их родителей о социокультурных возможностях городского пространства.

 

БЛОК "ВМЕСТЕ ПОЕМ И ИГРАЕМ»

Основная цель музыкальных занятий: создание условий для развития творчества, фантазии, способности к самовыражению средствами музыкальной деятельности.

Обучающие задачи:

1. формировать элементарные певческие и двигательные навыки, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений;

2. знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на музыкальных инструментах.

Развивающие задачи:

1. развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;

2. обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;

3. развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений;

4. стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребёнка;

5. развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Воспитательные задачи:

1. повысить культурный уровень детей; развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;

2. воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми;

3. формировать любовь и интерес к музыке.

 

БЛОК "ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА"

Основная цель занятий по изобразительной деятельности: создание условий для развития фантазии и творческого воображения, пробуждение у ребенка эмоциональной отзывчивости к окружающему миру.

Обучающие задачи:

1. обучать начальным изобразительным умениям и навыкам в рисовании;

2. обучать владению различными техниками и средствами художественной выразительности;

3. формировать у детей представления о жанрах изобразительного искусства и народного творчества.

Развивающие задачи:

1. развивать мелкую моторику рук, координацию формообразующих движений рук и глаз;

2. развивать творческое воображение.

Воспитательные задачи:

1. формировать душевный отклик, отзывчивость к родной природе, животным, человеку;

2. формировать интерес к живописи через знакомство с живописными произведениями;

3. развивать творческую инициативу и самостоятельность.

 

БЛОК "КАЛЕЙДОСКОП"

Основная цель занятий по декоративно-прикладному творчеству: раскрытие и развитие творческих способностей в процессе овладения разными видами декоративно-прикладного искусства, создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка.

Обучающие задачи:

1. обучать основам изобразительной грамотности;

2. формировать практические навыки работы в различных видах художественно-творческой деятельности (лепка, аппликация);

3. знакомить детей с различными материалами и их выразительными особенностями.

Развивающие задачи:

1. развивать мелкую моторику рук, координацию и силу движения;

2. развивать образное и пространственное мышление;

3. развивать коммуникативные навыки;

4. формировать умение анализировать результат своей деятельности.

Воспитательные задачи:

1. воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры, народные и художественные традиции;

2. формировать аккуратность, усидчивость, терпение.

 

БЛОК "ГОВОРУША"

Основная цель занятий по развитию речи – создание условий для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с различными нарушениями речи (ФНР, ФФНР и ОНР).

Обучающие задачи:

1. формировать грамматический строй речи;

2. выявлять и своевременно предупреждать речевые нарушения;

3. уточнять, расширять и обогащать лексический запас.

Развивающие задачи:

1. развивать навыки звукового анализа;

2. развивать связную речь;

3. развивать способность к речевой коммуникации.

Воспитательные задачи:

1. формировать эмоционально-положительное отношение к общению, через опыт успешной коммуникации.

Результат программы

  • В результате реализации программы будут достигнуты следующие результаты:

    Личностные:

    новый опыт позитивного социального взаимодействия;

    Ø положительная динамика в развитии социально-бытовые навыки детей в процессе освоения городского пространства;

    Ø положительная динамика в формировании самостоятельности;

    Ø развитие эмоциональной сферы личности;

    Ø положительная динамика в самостоятельной игровой, коммуникативной и речевой активности ребёнка;

    Метапредметные:

    Ø расширение представлений детей и их родителей о социокультурных возможностях городского пространства;

    Ø формирование потребности в самовыражении в различных видах творческой деятельности;

    Ø развитие сенсорных способностей, мелкой моторики, силы движений, координации движений рук и глаз;

    Ø развитие творческой активности в различных доступных детям видах творческой деятельности;

    Ø формирование умения анализировать результат своей деятельности;

    Ø положительная динамика в формировании аккуратности, усидчивости, терпения и других произвольных форм поведения

    Предметные

    БЛОК "ВМЕСТЕ ПОЕМ И ИГРАЕМ"

    Ø формирование элементарных певческих и музыкально-ритмических двигательных навыков, умения выразительно исполнять музыкальные произведения;

    Ø знакомство с простейшими музыкальными понятиями, обогащение музыкальных впечатлений детей;

    Ø развитие навыков в области слушания музыки, игры на музыкальных инструментах;

    Ø развитие ладо-высотного слуха, чувство ритма;

    Ø формирование устойчивого интереса к музыке.

    БЛОК "ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА"

    Ø освоение начальных изобразительных умений и навыков в рисовании;

    Ø умение владеть различными техниками и средствами художественной выразительности;

    Ø формирование представлений о жанрах изобразительного искусства и народного творчества;

    Ø формирование интереса к живописи;

    Ø знакомство с живописными произведениями.

    БЛОК "КАЛЕЙДОСКОП"

     Ø формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (лепка, аппликация);

    Ø знакомство с различными материалами и их выразительными особенностями;

    Ø положительная динамика в развитии образного и пространственного мышления.

    БЛОК "ГОВОРУША"

    Ø положительная динамика в формировании грамматического строя речи;

    Ø выявление и предупреждение речевых нарушений;

    Ø расширение и обогащение лексического запаса;

    Ø положительная динамика в развитии связной речи;

    Ø положительная динамика в развитии способности к речевой коммуникации.

Особые условия проведения

Программа направлена на обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей с инвалидностью на дополнительное образование, что является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.

Материально-техническая база

Студия «Семицветик» располагается в помещении ДДТ им. В. Дубинина по адресу Степная, 3. Территория ограждена забором, обеспечена возможность парковки. Здание имеет все виды благоустройства: водопровод, канализацию, централизованное водяное отопление. Обеспечен оптимальный световой и питьевой режим. Есть зона ожидания для родителей.

Занятия проходят в четырех кабинетах (№№ 1, 2, 3, 5).

Специализированная мебель по необходимости оформляется в безвозмездную аренду (сотрудничество с Отделением реабилитации инвалидов Комплексного центра социального обслуживания населения Ленинского района, 1 пер. Серафимовича, 2). Обучающиеся обеспечены ортопедическими приспособлениями для сидения.

Учебный кабинете № 1 (занятия по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству) оборудован:

Ø учебной регулируемой мебелью (стол, стул) – 15 комплектов,

Ø доской,

Ø стеллажом для демонстрационных материалов,

Ø шкаф для хранения учебно-дидактических материалов,

Ø песочные столы (10шт.),

Ø материалы для изобразительного и художественного творчества: альбомы для черчения, цветная бумага, краски гуашевые, краски акварельные, кисти № 2, № 5, № 7, Клеевые кисти, Восковые мелки, Ножницы, Пластилин, Доски для лепки, Стеки, Фетр и др.

Кабинет № 2 (групповые и индивидуальные музыкальные занятия) оборудован следующими материально-техническими единицами:

Ø мебель для хранения учебно-дидактической базы и оборудования,

Ø стулья и мягкая зона для сидения,

Ø палас,

Ø электронное пианино,

Ø музыкальный центр,

Ø телевизор, ноутбук с выходом в интернет,

Ø элементы оборудования сенсорной комнаты: панель воздушно-пузырьковая, оптоволокно и источник света, координационные доски, лабиринты и др.

Ø детские музыкальные инструменты: шумовой оркестр; ударные инструменты: бубен, деревянные ложки, трещотка, треугольники, коробочка; колокольчики, металлофон (хроматический).

Кабинет № 3 (воспитательные мероприятия) оборудован:

Ø мебель для хранения учебно-дидактической базы и оборудования,

Ø мягкая зона для сидения,

Ø музыкальный центр,

Ø телевизор, ноутбук с выходом в интернет,

Ø игровой и дидактический материал.

Кабинет № 5 (групповые и индивидуальные занятия по развитию речи, индивидуальные музыкальные занятия) оборудован следующим:

Ø мебель для хранения учебно-дидактической базы и оборудования,

Ø учебной регулируемой мебелью (стол, стул) – 5 комплектов,

Ø палас,

Ø фортепиано,

Ø ноутбук с выходом в интернет,

Ø игровой и дидактический материал;

Ø настенное зеркало для работы над звукопроизношением;

Ø столы и стулья для групповых занятий с детьми;

Ø стол канцелярский;

Ø наборы цветных карандашей;

Ø настольные, развивающие игры;

Ø игрушки;

Ø маски для драматизации.