Программа «Моделирование и конструирование кукол»

  • (37)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моделирование и конструирование кукол» имеет художественную направленность. По типу программа модифицированная. Она направлена на развитие эмоционального восприятия и образного мышления, коммуникативные навыки, самостоятельность в поступках и действиях, на формирование духовных и культурных ценностей, приобщение к многообразию окружающего мира.

 

Новизна программы заключается в новых подходах к методам и организационным формам обучения. Суть подхода состоит в том, что каждая детская творческая работа проходит через призму личного восприятия какого-либо литературного произведения (сказка, притча, басня и т.д.) где ребенок не только знакомится с его содержанием, но и преобразовывает ход повествования. Весь процесс изготовления куклы сопровождается проигрыванием жизненных ситуаций, что позволяет обеспечить у обучающихся реализацию мотивационной свободы, развитие коммуникативных навыков и самостоятельности. Каждое свое произведение (куклу) ребенок наделяет определенными, заданными личностными характеристиками, присущими герою и проигрывает в смоделированных ситуациях.

 

Применяемая на занятиях игровая технология помогает развивать у детей лидерские качества, коммуникативные навыки и стимулировать их творческую деятельность. Такой подход помогает выявлять проблемы имеющегося воспитания и проблемы формирующейся личности ребенка и корректировать их.

 

Образовательный процесс, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации, так как мотивирует детей на выход из создавшейся ситуации, за счет проигрывания жизненных ситуаций с созданными своими руками героями. Тем самым учит детей анализировать, искать различные варианты решения проблем и развивать умение применять такие возможности, а значит избежать многих конфликтов, овладеть умениями предугадывать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейшие взаимоотношения и мотивы нравственного поведения.

 

Программа способствует развитию творческих способностей детей через нравственное воспитание, что  имеет для школьников большое значение, так как это обеспечивает присвоение ими соответствующих ценностей и позитивного отношения к жизни, приобретению коммуникативных навыков.

Педагоги

Кулага Татьяна Николаевна - педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 2 года.

Уровень образования: высшее, окончила Новосибирский государственный педагогический университет, учитель декоративно-прикладного искусства.

Обучающиеся педагога являются Победителями различных Областных, Всероссийских конкурсов по декоративно-прикладному творчеству.

Расписание

Занятия проводятся еженедельно с понедельника по четверг с 11.00-17.00 часов.

Содержание программы

Первый год обучения (4 часа в неделю):

  1. Вводное занятие: Понятие скульптурный текстиль, Чулочная техника. «Фотоателье куклы» – 2 часа.
  2. Изучение техники выполнения шва «вперед иголка». Создание куклы «Домовушка» – 2 часа.
  3. Изучение техники выполнения шва «вперед иголка», «Тамбурный шов». Создание кукол – 6 часов.
  4. Изучение техники выполнения шва «назад иголка» и применение его в шитье кукол – 8 часов.
  5. Процесс утяжки. Изучение схем. Шитье кукол – 10 часов.
  6. Понятие мимики. Работа над шитьем мимики при создании чулочной куклы. Утяжка лица – 12 часов.
  7. Типы тканей их свойства. Цветовая гамма – 2 часа.
  8. Значение слова «шаблон». Перенос шаблона на ткань при шитье кукол и их элементов – 4 часа.
  9. Значение слова «образец». Применение его в шитье кукол в чулочной технике – 4 часа.
  10. Понятие о декупаже. Применение этой техники в шитье кукол – 6 часов.
  11. Понятие «природный материал». Использование его при шитье кукол – 6 часов.
  12. Бумага и ее особенности при шитье кукол в чулочной технике. Использование в работе газет – 8 часов.
  13. Акриловые краски. Использование красок при изготовлении кукол в чулочной технике – 6 часов.
  14. Особенности кукольных пропорций. Создание кукол – 14 часов.
  15. Понятие «бросовый материал». Использование его при шитье кукол в чулочной технике – 8 часов.
  16. Понятие «Фурнитура». Использование ее в работе при создании кукол – 10 часов.
  17. Использование проволоки в работе с куклами – 14 часов.
  18. Техника «Плетение из газетных трубочек, с использованием чулочной куклы» – 16 часов.
  19. Творческий отчет. Выставка работ. Подведение итогов – 4 часа.

 

Второй год обучения (6 часов в неделю):

  1. Повторение понятия «Скульптурный текстиль». Повторение техник выполнения шва «вперед иголка», «тамбурный шов», «назад иголка» – 8 часов.
  2. Повторение процесса утяжки при изготовлении кукол в чулочной технике – 8 часов.
  3. Изучение техники выполнения шва «петельный шов». Использование его в работе при шитье кукол в чулочной технике – 10 часов.
  4. Повторение понятия «мимика». Изучение схем по утяжке мимики с открытым ртом, языком, естественными глазами, морщинами – 16 часов.Изучение техники выполнения шва «гладь» – 6 часов.
  5. Изучение техники «Канзасе», её особенности – 10 часов.
  6. Знакомство со швейной машинкой. Ее особенности и применение в быту и изготовлении кукол в чулочной технике – 12 часов.
  7. Изучение машинных швов (краевой, отделочный, соединительный). Изготовление кукол в чулочной технике – 8 часов.
  8. Техника «Тканевая флористика» – 10 часов.
  9. Изучение техники «Плетение изделий из атласных лент» – 8 часов.
  10. Изучение техники"Декупаж на стекле" – 6 часов.
  11. Авторская кукла. Изготовление авторских кукол различными техниками (квиллинг, декупаж, цветочная флористика, канзаши). Понятие определений «стиль» и «мода» – 12 часов.
  12. Стиль и мода. Изготовление авторской куклы в чулочной технике, при использовании правил стиля и моды. – 15 часов.
  13. Понятие флористика. Использование в работе с куклами – 15 часов.
  14. Определение топиарий. Его свойства и применение в быту. – 15 часов.
  15. Техника – плетением из газетных трубочек – 18 часов.
  16. Техника «Торцевание» – 6 часов.
  17. Картины в технике кинусайга – 12 часов.
  18. "Волшебник – это я" - самостоятельный выбор техники и авторской куклы – 21 часов.
  19. Коллективного панно в технике "скульптурный текстиль" – 9 часов.

Цели программы

Цель программы:

Формирование нравственной и творческой личности через воплощение выбранного образа, путём создания куклы.

Задачи программы:

1. Обучающие задачи:

- учить способам поиска цели деятельности, ее осознания и оформления;

- учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширения способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения;

- учить критически, оценивать свою и чужую работу;

- научить использовать различные изобразительные выразительные средства для передачи чувств, настроения, впечатления от окружающего мира;

- сформировать у обучающихся знания об истории куклы;

- сформировать индивидуальный стиль при изготовлении куклы в скульптурном текстиле.

 

2. Воспитательные задачи:

- воспитать личностно-значимые, коммуникативные качества детей через общение в коллективе;

- формировать у детей положительное отношение к труду и творчеству, стремление своим посильным трудом доставить окружающим радость и получить от этого моральное удовлетворение.

 

3. Развивающие задачи:

- развить творческую активность ребёнка путём самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа);

- активизировать образное мышление и творческий поиск ребёнка посредством освоения различных технологий изготовления куклы;

- развить коммуникативные способности;

- развитие психических процессов (память, мышление, воображение);

- развитие мелкой моторики рук.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

- правила поведения на занятиях;

- термины и ими владеть;

- историю техники скульптурный текстиль;

- теоретические основы по созданию кукол в чулочной технике;

- основные приемы;

- материал и инструменты, используемые для их изготовления;

- последовательность изготовления чулочной куклы;

- техники шитья разными швами;

- цветовое решение игрушек;

- последовательность изготовления изделия;

- как самостоятельно подбирать цветовую гамму;

- виды тканей и материалов.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;

- изготавливать текстильную куклу из доступных материалов по выкройкам и описанию;

- выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;

- проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;

- осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой куклы;

- использовать материалы и инструменты для изготовления чулочной куклы;

- творчески подходить к выполнению работ.

 

У обучающихся будут развиты личностные качества:

  • Коммуникативные качества через общение в коллективе.
  • Художественно-эстетический вкус, аккуратность.
  • Творческая активность ребёнка путём самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа).
  • Активизация образного мышления и творческого поиска ребёнка посредством освоения различных технологий изготовления куклы.
  • Навыки самообслуживания.
  • Трудолюбие и целеустремленность.

Особые условия проведения

Приглашаются на занятия по декоративно - прикладному творчеству дети в возрасте от 7 -16 лет.

Материально-техническая база

  • - Классная комната, удовлетворяющие санитарно-гигиеническим нормам и оборудованная ученическими столами, стульями, мольбертом, шкафами.

    - Оборудование: швейная машинка, утюг.

    - Инструменты: булавки, иглы, ножницы, мелки, наперстки, сантиметровая лента.

    - Материал для изготовления изделий: ткань разного вида, синтепон, нитки, тесьма и т. п.;

    - Выкройки, шаблоны, линейки, лекало, карандаши, бумага.

    - Кисти, акриловые краски, растворы для тонировки (клей ПВА), деревянные подставки для кукол.

Стоимость

Занятия проводятся бесплатно.

Видео