Программа «Эстрадный вокал»

Автор программы уверен, что для пения рожден любой человек – просто не каждый из нас оценил и развил свои природные способности, данные ему с рождения. Но при желании, заняться вокалом и добиться определенных успехов можно в практически любом возрасте. В связи с выраженным интересом современных детей к занятиям сольным вокалом в последнее время появляется множество программ музыкального обучения.

 

Современная массовая культура негативно воздействует на развивающуюся личность ребенка, особенно подростка. Противостоять такому воздействию помогает искусство, обладающее большим воспитывающим потенциалом, поэтому актуальным направлением модернизации системы образования на сегодняшний день является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности, способной понимать художественные ценности и стремиться сохранить их посредством индивидуальной художественно-творческой деятельности.

 

Социальная ситуация развития общества актуализировала вопросы эстетического воспитания подрастающего поколения, что повлекло за собой значительные изменения в постановке целей и задач образовательно-воспитательного процесса.

 

Осуществляемые преобразования призваны обеспечить развитие личности, рост ее нравственного, духовного, творческого потенциала. На мой взгляд, господствующая практика группового обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны, заключающиеся в нивелировании индивидуальности, замедлении личностного развития, нередком усвоении ребенком норм и ценностей детских «группировок» негативной ориентации.

 

Индивидуальное же обучение, в частности, такому специфическому навыку, как сольное пение, способствует духовно-эмоциональному развитию обучающегося, раскрытию его творческих и артистических способностей, ускорению взросления личности, формированию зрелой жизненной позиции, основанной на позитивных ценностных ориентирах.

 

В процессе индивидуального обучения реализуются принципы субъект-субъектной педагогики, предполагающей видение ученика как неповторимой личности – носителя определенной генетической информации, не только формируемой в результате внешних воздействий, но и активно формирующей окружающий мир.

Педагоги

Андриевская Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Стаж работы: более 25 лет.

Содержание программы

Учебный план первый года обучения (40 часов):

  1. Распевки на поступенное движение на слоги и со словами.
  2. Освоение распевок с движением по звукам трезвучий и их обращений; интервалы большой и малой терции.
  3. Концертное выступление, посвященное Дню пожилых людей
    Основы постановки вокального дыхания. Упражнения на активизацию работы диафрагмы.
  4. Интонационные упражнения на освоение интервала кварты в восходящем и нисходящем движении. Пунктирный ритм «четверть с точкой и восьмая».
  5. Интонационные упражнения на поступенное движение в пределах тетрахорда.
  6. Распевки и упражнения на освоение интервала квинты в восходящем и нисходящем движении. Пунктирный ритм «восьмая с точкой и шестнадцатая».
  7. Интонационные упражнения на освоение интервалов малой и большой сексты. Поступенное движение в пределах гексахорда.
  8. Интонационные упражнения на освоение интервалов малой и большой септимы, синкопированного ритма.
  9. Подготовка к новогодним концертам.
  10. Концертные выступления к Новому году.
  11. Повторение: распевки, разученные в 1 полугодии, ритмические рисунки, интервалы, дыхательные упражнения.
  12. Интонирование полного звукоряда гамм натурального мажора и минора.
  13. Освоение особенностей интонирования гаммы и интервалов гармонического минора.
  14. Концертные выступления к Международному дню солидарности трудящихся и ко Дню Победы
  15. Итоговый концерт класса. Концертные выступления к Международному дню защиты детей.

 

Учебный план второй года обучения (38 часов):

  1. Определение типа голоса учащегося.
  2. Основы техники правильного вокального округлого вздоха.
  3. Концертное выступление, посвященное Дню пожилых людей.
  4. Освоение методики правильного исполнения переходных звуков.
  5. Особенности академического исполнения русских народных песен.
  6. Основы пения на иностранных языках.
  7. Дыхательные упражнения на развитие опоры на диафрагму.
  8. Начальные опыты исполнения на опоре.
  9. Понятие импеданса как равновесия между подсвязочным и надсвязочным дыханием.
  10. Концертные выступления к Новому году.

 

Учебный план третий года обучения (72 часа):

  1. Звуковедение. Распевочный комплекс.
  2. Развитие протяженности дыхания.
  3. Интонирование.
  4. Подбор вокальных упражнений.
  5. Кантилена, дикция, артикуляция.
  6. Солфеджирование.
  7. Работа над репертуаром.
  8. Создание сценического образа. Сценическое движение.
  9. Жанры. Работа над драматургией произведения.

Цели программы

Цель программы – развитие личности ребенка средствами музыкального воспитания и вокальной деятельности.

 

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить с различными методами и приемами, используемыми в разных видах искусства;
  • формировать специальные навыки и умения для достижения определенных результатов;
  • формировать общий эстетический вкус, культуру поведения, умение видеть и ценить красоту в окружающем мире;
  • формировать у обучающихся устойчивое желание к дальнейшему совершенствованию полученных знаний, умений, навыков сольного пения;
  • формировать у обучающихся систему эстетических представлений и ценностей на основе изучения образцов музыкального искусства.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, включенность в познавательную деятельность;
  • выявлять и развивать творческий потенциал у каждого обучающегося в данном виде деятельности;
  • развивать творческую активность и инициативу, самостоятельность в создании образа и в решении сложных задач;
  • развивать музыкальный слух и голосовой аппарат, способность владеть собственным телом;
  • развивать интерес к наследию прошлого, путем ознакомления с лучшими образцами песенного творчества различных времен и народов;
  • развивать личностные коммуникативные способности в процессе публичной концертной деятельности с целью социализации детей.

Воспитательные:

  • приобщать обучающихся к достижениям мировой художественной культуры, развивать их как участников культурного процесса;
  • воспитывать у обучающихся эстетических критериев понимания и оценки феноменов- профессиональной музыкальной культуры и современной музыкальной продукции;
  • в отдельных случаях – формировать профессиональную мотивацию к продолжению обучения, перспектив поступления в профессиональные творческие и музыкальные учебные заведения среднего и высшего звена.

Результат программы

Первый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать и уметь:

Предметные (образовательные):

  • знакомить с различными методами и приемами, используемыми в разных видах искусства;
  • формировать специальные навыки и умения для достижения определенных результатов.

Метапредметные (развивающие):

  • развивать познавательный интерес, включенность в познавательную деятельность;
  • выявлять и развивать творческий потенциал у каждого обучающегося в данном виде деятельности.

Личностные (воспитательные):

  • приобщать обучающихся к достижениям мировой художественной культуры, развивать их как участников культурного процесса.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать и уметь:

Предметные (образовательные):

  • формировать у обучающихся устойчивое желание к дальнейшему совершенствованию полученных знаний, умений, навыков сольного пения;
  • развивать музыкальный слух и голосовой аппарат, способность владеть собственным телом.

Метапредметные (развивающие):

  • развивать творческую активность и инициативу, самостоятельность в создании образа и в решении сложных задач.

Личностные (воспитательные):

  • воспитывать у обучающихся эстетических критериев понимания и оценки феноменов- профессиональной музыкальной культуры и современной музыкальной продукции.

 

Третий год обучения:

Предметные:

  • формировать у обучающихся систему эстетических представлений и ценностей на основе изучения образцов музыкального искусства.

Метапредметные:

  • развивать интерес к наследию прошлого, путем ознакомления с лучшими образцами песенного творчества различных времен и народов;
  • развивать личностные коммуникативные способности в процессе публичной концертной деятельности с целью социализации детей.

Личностные:

  • формировать профессиональную мотивацию к продолжению обучения, перспектив поступления в профессиональные творческие и музыкальные учебные заведения среднего и высшего звена.

Особые условия проведения

Учебный материал отбирается, исходя из индивидуальных особенностей учащихся и эффективности реализации творческой концепции автора предлагаемой технологии, поставленных целей и задач.

 

Определяющими факторами отбора учебного материала являются:

  • задачи постоянного освоения нового репертуара с равным обращением к музыке разных стилей и направлений;
  • использование технологических разработок, идей и опыта итальянской вокальной педагогики. 

Процесс обучения направлен на аутентичную интерпретацию осваиваемого материала и его публичное исполнение.

Материально-техническая база

Материально-техническая база:

  1. концертный зал на базе ЦРТДиЮ, со специально оформленной сценой, оснащенный техническими средствами;
  2. цифровая видеокамера;
  3. музыкальный центр;
  4. ноутбук, DVD-плеер;
  5. принтер;
  6. микрофон студийный;
  7. фотоаппарат.

Видео