Программа «Белый Ферзь»

Программа предназначена для формирования интеллектуальных умений учащихся анализировать, логически мыслить, развивает память, внимание, силу воли, формирует коммуникативные умения, стремление к победе.

 

Шахматы являются одним из средств развития проявления целеустремленности, самообладании и воли. Отсюда, шахматы представляют собой весьма удобную и работоспособную модель для апробации эффективности различных психолого-педагогических теорий и методических приемов для развития интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

 

Со стороны педагога необходимо чуткое, умное педагогическое и психологическое руководство.

 

При построении учебного процесса рекомендуется учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности обучающихся, но большое внимание уделять игре, созданию ситуации успеха. Учащиеся стремятся добиться поставленной цели в течение одного занятия и желают видеть наглядный результат своего труда.

Педагоги

Горячев Дмитрий Александрович, прошёл курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе "Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ".

1. Благодарность РОО "Федерация шахмат Новосибирской области".

2. Грамота за 2 место в муниципальном этапе зимних сельских спортивных игр Новосибирской области по шахматам.

3. Грамота за 3 место в первых областных соревнованиях по шахматам среди педагогов "Шаг вперёд«.

4. Присвоена квалификация судья 2 категории.

Обучающиеся детского творческого объединения «Белый Ферзь» являются победителями районных соревнований.

 

Киселёв Владимир Александрович педагог дополнительного образования

Содержание программы

Первый год обучения

1. Вводное занятие. Классификационная система. Организация шахматных соревнований (2 часа).

2. История организации шахматных соревнований (2 часа).

3. Первоначальные понятия (4 часа).

4. Правила игры (6 часов).

5. Тактика игры (10 часов).

6. Стратегия игры (10 часов).

7. Эндшпиль. Сложные окончания (14 часов).

8. Дебют (12 часов).

9. Конкурсы решений задач, этюдов (4 часа).

10. Сеансы одновременной игры (2 часа).

11. Повторение (4 часа).

12. Итоговое занятие (2 часа).

Всего: 72 часа

Цели программы

Цель программы: создать условия для развития творческого потенциала обучающихся посредством обучения игре в шахматы.

 

Задачи:

Обучающие:

1. Обеспечить формирование ключевых компетенций средством игры в шахматы.

2. Создать условия для развития критического мышления.

3. Сформировать умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре.

4. Сформировать умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес.

5. Сформировать навыки игры в эндшпиле.

 

Развивающие:

1. Формирование системного мышления.

2. Обеспечить развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления.

3. Обеспечить формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

 

Воспитательные:

1. Сформировать навыки саморегуляции (самооценки, самообладания, выдержки).

2. Воспитать уважение к чужому мнению.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся должны знать:

1. Организацию шахматных соревнований, основные положения шахматного кодекса, проведения турнира по круговой системе.

2. Тактику игры. Ловушки для коня, ферзи, слона. Игра без рокировки. Жертва фигуры или пешки для позиционного перевеса.

3. Комбинации на спёртый мат. Как не потерять темп (игра на время 10 мин, 15 мин).

 

Должны уметь:

1. Разыгрывать партию с середины игры. Составлять план игры .   Разрабатывать свою стратегию (нападения, контратака, защиты). Решать задачи (мат в один, мат в два хода, мат в три хода).

2. Применять в игре жертва пешки, жертва фигуры. Пять основных дебютов.  Дебютные ловушки.  Пешечный эндшпиль. Удержание центра. Мельница конём. Мат слонами. Мат слоном и двумя конями. Ладейные окончания.

 

Личностные результаты:

1. Формирование установки на здоровый образ жизни.

2. Личностный рост каждого ребенка из года в год, от соревнования к соревнованию.

3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

4. Умение не создавать конфликтов и находить выходы с спорных ситуаций.

5. Способность работать в команде.

 

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Материально-техническая база

1. Комплекты шахмат.

2. Шахматные часы.

3. Демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур.

4. Стол для руководителя.

5. Столы и стулья для учащихся.

6. Рабочие тетради для записи.

7. Раздаточный дидактический материал (учебники с задачами, учебники-тесты).