Программа «Мотоспорт – путь в профессию»

Мотоспорт в отличие от других видов технического творчества имеет свою специфику и особенности: это такой вид спорта, которым подросток может активно заниматься круглый год, что создает возможность для непрерывного совершенствования его компетенций в сфере обслуживания, ремонта и эксплуатации технических средств.

 

Мотоспорт включает в себя несколько направлений деятельности актуальных для современных подростков - мотомногоборье, скийоринг (экипаж мотоциклиста и лыжника). Например, скийоринг, один из новых видов мотоспорта- закаляет физически, дает возможность совершенствовать свое спортивное мастерство, учит работать в команде, доверять и чувствовать партнера.

 

Занятия мотоспортом позволяют подросткам не только овладеть техникой вождения мотоцикла в различных условиях дорожно-транспортной среды, но и приобрести навыки работы со слесарным инструментом, научиться тонкостям регулировки двигателя и ходовой части мотоцикла, освоить работу на различных металлообрабатывающих станках и овладеть основами сварочных работ.

 

При разработке структурно-содержательной модели программы учтены новейшие достижения мотоконструирования, изменения в правилах соревнований по мотоспорту и системе правил дорожного движения.

 

Актуальность программы обусловлена социально-экономическими и образовательными потребностями подростков, проживающих в сельской местности.

Педагоги

Швец Игорь Олегович - педагог дополнительного образования.

Образование: окончил Новосибирский государственный педагогический университет 2015 г.

 

Курсы повышения квалификации:

НИПКиПРО по программе "Педагогика доп. образования", тема "Психолого-педагогическая компетентность педагога-тренера" (72 ч), 2012 г.

Сертификат об обучении на областном семинаре повышения квалификации судей по спортивному туризму по группе спортивных дисциплин "Дистанция", 2014 г.

 

Воспитанники Игоря Олеговича одни их тех, кто во всех областных соревнованиях занимают призовые места.

Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения

  • Вводное занятие. История развития мотоспорта.
  • Техника безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях.
  • Основы технических знаний и мотоконструирования. Общее устройство мотоцикла и двигателя.
  • Техническое обслуживание и ремонт мототехники.
  • Учебно-тренировочное вождение.
  • Культура труда.
  • Правила дорожного движения.
  • Общая и специальная физическая подготовка.
  • Основы медицинских знаний.
  • Организация и проведения соревнований.
  • Промежуточная и итоговая аттестация.
  • Заключительное занятие.

Учебно-тематический план второго года обучения

  • Вводное занятие.
  • Меры безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях.
  • Подготовка ходовой части и двигателя мотоцикла к тренировке и соревнованиям.
  • Культура труда.
  • Рационализаторская и конструкторская работа.
  • Спортивно-тренировочное вождение.
  • Правила соревнований по мотомногоборью и скийорингу.
  • Правила дорожного движения.
  • Общая и специальная физическая и психологическая подготовка.
  • Первая медицинская помощь.
  • Промежуточная и итоговая аттестация.
  • Заключительное занятие.

Учебно-тематический план третьего года обучения

  • Вводное занятие.
  • Меры безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях.
  • Культура труда.
  • Ремонт и обслуживание мототехники.
  • Спортивно-тренировочное вождение.
  • Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность.
  • Первая медицинская помощь.
  • Промежуточная и итоговая аттестация.
  • Заключительное занятие.

Цели программы

Цель программы: формирование готовности подростков к творческой и трудовой самореализации посредством освоения теории и практики технического обслуживания и вождения мототехники.

 

Задачи

Обучающие:

  • формирование базовых знаний об устройстве мототехники;
  • Формирование базовых знаний в области мотоконструирования;
  • формирование умений в сфере обслуживания и ремонта мототехники;
  • формирование базовых компетенций в области вождения мототехники;
  • формирование навыков использования различных инструментов;
  • формирование базовых  знаний по правилам дорожного движения и оказанию первой доврачебной помощи.

Воспитательные:

  • воспитание сознательного и ответственного отношения к труду, уважения людям труда;
  • совершенствование таких качеств, как самостоятельность, честность, готовность прийти на помощь;
  • воспитание морально-волевых и нравственных качеств личности.

Развивающие:

  • развитие основ технического мышления и мотоконструирования;
  • развитие коммуникативных умений и навыков работы в команде, коллективе;
  • развитие познавательной активности и способности к самообразованию.

Результат программы

Предметные результаты освоения программы

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • знание теории и практики в сфере технического обслуживания и вождения таких транспортных средств, как мотоцикл, квадроцикл, мини-багги, скутер;
  • владение методами и приемами технического обслуживания и ремонта транспортного средства, знание технологии соревновательной деятельности;
  • знание основ техники безопасности и охраны труда.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основ здорового образа жизни;
  • умение моделировать индивидуальную стратегию поведения в нестандартных дорожно-транспортных ситуациях;
  • сформированное стремление к соблюдению технологической дисциплины.

В сфере трудовой деятельности:

  • навыки безопасного поведения на дороге;
  • умения применять различные виды инструментов;
  • умение организовать рабочее место;
  • умение найти наиболее эффективный способ решения практической задачи.

 

Метапредметные результаты освоение программы

Личностные универсальные учебные действия:

  • готовность к творческому и жизненному самоопределению;
  • стремление к получению новых знаний и развитие эмоционально-волевой сферы.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение планировать свою деятельность, последовательность действий с учетом планирования конечного и промежуточный результатов;
  • коррекция своего поведения и способов действий;
  • владение приемами оценки и самооценки результатов своей деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • сформированность навыков управления своим поведением, готовность к планированию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, владение диалогической и монологической формами речи.

Общеучебные универсальные действия:

  • готовность самостоятельно выделять и формировать познавательную цель;
  • сформированность умений поиска и выделения необходимой информации;
  • развитие способности к моделированию и преобразованию модели с помощью выявления общих законов;
  • развитие умений и навыков структурирования знаний и выбора наиболее эффективных способов решения.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение и учебно-тренировочные площадки:

- учебный класс, для проведения теоретических занятий, оборудованный школьной доской аудио- и видеоаппаратурой;

- помещение для ремонта и технического обслуживания мототехники, организации практических занятий;

- помещение для хранения мототехники;

- автодром.

 

Оргтехника:

- компьютер;

- принтер;

- телевизор;

- ДВД-проигрыватель.

 

Специальное оборудование:

- сверлильные и заточные станки;

- компрессор;

- электроинструменты;

- сварочная аппаратура;

- стеллаж для инструмента и оборудования;

- набор слесарных инструментов;

- конструктор металлический.

 

Мототехника:

- мотоцикл LIFAN – 156 FMI-2, 125 см;

- мотоцикл Иж П-5, 350 см;

- мотоцикл Восход 3М, 175 см;

- мотоцикл собственной конструкции на базе Минск, 110 см;

- спортивный мотоцикл XVQH-806W-110 см;

- скутер Хонда;

- квадроцикл, 110 см;

- мини-багга.

 

Методическая литература, наглядные пособия, диагностические материалы.