Программа «Юный картингист-конструктор»

В современном мире занятия картингом приобретают все большую популярность. Карт – небольшой спортивный автомобиль, несложный по устройству, простой в управлении. Часто картинг ассоциируется с гонками на болидах Формулы-1, уменьшенной копией, которой он и является. В глазах ребенка это уже далеко не компьютерные игры, а серьезный, экстремальный и ответственный спорт.

 

Актуальность программы заключается в развитии мотивации учащихся к познанию, творчеству, труду, занятию спортом, ведению здорового образа жизни, личностному самоопределению и самореализации, что соответствует современным требованиям к общеобразовательным (общеразвивающим) программам дополнительного образования. 

 

Концептуальной идеей отличающей программу «Юный картингист-конструктор» от существующих программ является идея создания условий для комплексного освоения школьниками младшего и среднего возраста знаний и умений в сфере технического творчества, технических видов спорта, позволяющих им самостоятельно применять эти знания в различных сферах своей жизнедеятельности.

 

Авторский компонент программы заключается в авторской системе организации образовательного процесса, которая учитывает разные стартовые возможности учащихся и разновозрастной состав групп.

Педагоги

Артаев Анатолий Викторович - тренер-преподаватель первой квалификационной категории.

 

Анатолий Викторович - один из тех, кто 30 лет назад в "Картинг-клубе" при Новосибирском Дворце пионеров и школьников начал заниматься картингом под руководством своего тренера Строганцева Николая Владимировича. В 1979 году стал кандидатом в мастера спорта по картингу.

 

Анатолий Викторович известен далеко за пределами области. Его воспитанники привезли с областных, окружных, региональных, краевых и других статусных соревнований тонны медалей и сотни кубков.

 

Свою любовь к автоспорту и преданность профессии теперь он передает своим воспитанникам.

Содержание программы

Учебный план стартового уровня подготовки (1 этап)

  • Водное занятие. История картинга (6ч)
  • Техника безопасности на занятиях и соревнованиях (18ч)
  • Национальные спортивные правила по картингу. Классификация и технические требования к гоночным автомобилям «карт» (18ч)
  • Устройство современной гоночной техники (18ч)
  • Правила дорожного движения (18ч)
  • Техническое обслуживание микроавтомобиля «карт» (54ч)
  • Учебно-тренировочное вождение (82ч)
  • Правила соревнований по автоспорту (12ч)
  • ОФП и СФП (20ч)
  • Основы оказания первой помощи (12ч)
  • Основы технического конструирования (41ч)
  • Контрольно-переводные соревнования, текущая и промежуточная аттестация (4ч)
  • Итоговое занятие (3ч)

Учебный план стартового уровня подготовки (2 этап)

  • Вводное занятие (6ч)
  • Техника безопасности на занятиях и во время соревнований (18ч)
  • Общее устройство двигателя (27ч)
  • Подготовка спортивной техники к соревнованиям. Проект «Совершенствование агрегатов и механизмов карта» (66ч)
  • Элементы теории движения автомобилей (18ч)
  • Тактическая  и психологическая подготовка (27ч)
  • Правила дорожного движения (18ч)
  • Общая и специальная физическая подготовка. Основы оказания первой помощи (18ч)
  • Спортивно-тренировочное вождение. Управление спортивным автомобилем в экстремальных условиях (99ч)
  • Правила организации и проведения соревнований. Участие в соревновательном событии (18ч)
  • Контрольно-переводные соревнования, текущий контроль и промежуточная аттестация (6ч)
  • Итоговое занятие (3ч)

Учебно-тематический план базового уровня подготовки (1 этап)

  • Вводное занятие (6ч)
    18
    54
    41
    24
    25
    18
    18
    83 
  • 24
    4
    6
    3
  • Техника безопасности на занятиях и во время соревнований (18ч)
  • Подготовка спортивной техники к тренировкам и соревнованиям. Двухтактные двигатели внутреннего сгорания (54ч)
  • Проект «Совершенствование агрегатов и механизмов карта» (41ч)
  • Тактическая  и психологическая подготовка (24ч)
  • Учебно-исследовательская и рационализаторская работа (25ч)
  • Правила дорожного движения (18ч)
  • Общая и специальная физическая подготовка. Основы оказания первой помощи (18ч)
  • Спортивно-тренировочное вождение. Управление спортивным автомобилем в экстремальных условиях (83ч)
  • Правила организации и проведения соревнований. Участие в соревновательном событии (24ч)
  • Техническая учебно-исследовательская конференция (4ч)
  • Контрольно-переводные соревнования, текущий контроль и промежуточная аттестация (6ч)
  • Итоговое занятие

Цели программы

Цель: создание условий для развития творческих способностей и самореализации детей и молодежи в сфере технического творчества, технических видов спорта через занятия картингом.

 

Задачи

Личностные:

- познакомить с миром технических профессий, их социальной значимостью и содержанием, формировать познавательный интерес к техническим специальностям;

- развивать мотивацию к познанию и творчеству;

- развивать способности оценивать себя, свои возможности и способности; оценивать свое поведение и поступки, соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами;

- учить проявлять уважение и быть сопричастным к делам своей страны, ее истории и культуре;

- формировать навыки здорового и безопасного образа жизни.

 

Метапредметные:

Регулятивные:

- учить организовывать свою учебно-познавательную деятельность:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • выстраивать алгоритм действий;
  • выбирать наиболее эффективные пути решения;
  • осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
  • оценивать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать  качество усвоения;

- формировать у учащихся способность к саморегуляции.

Коммуникативные:

- формировать умение:

  • слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать и аргументировать свое мнение;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, как на учебных занятиях, так и в соревновательной деятельности;
  • работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты с учетом интересов сторон.

Познавательные:

- формировать умение:

  • осуществлять поиск информации;
  • выделять главное при работе с информацией, знако-символическими средствами, учебными моделями;

- развивать логические приемы мышления: анализ, сравнение, классификация, обобщение.

Образовательные (предметные)

Изучить:

  • историю картинга;
  • правила дорожного движения;
  • основы оказания первой помощи;
  • теоретические основы управления картом;
  • правила безопасности на занятиях и во время соревнований;
  • правила организации и проведения соревнований.

Научить:

  • приемам тактики и техники ведения гонки;
  • способам технического обслуживания, ремонту и подготовке к соревнованиям гоночной техники;
  • сборке и форсированию двигателя;
  • монтажу и демонтажу различных узлов и систем, их регулировку;
  • приемам и технологии изготовления простейших моделей технических объектов.

Способствовать формированию:

  • базовых навыков конструирования;
  • навыков работы с чертежно-измерительным, слесарным инструментом и станочным оборудованием;
  • основ безопасной модели поведения на дороге.

 

 

Результат программы

Предметные результаты освоения программы

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- знание теории и практики в сфере технического обслуживания и вождения карта;

- владение методами и приемами технического обслуживания и ремонта транспортного средства;

- знание технологии соревновательной деятельности.

 

В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основ здорового образа жизни;

- умение моделировать индивидуальную стратегию поведения в нестандартных дорожно-транспортных ситуациях;

- навыки безопасного поведения на дороге;

- умения в сфере применения различных видов инструментов.

 

Метапредметные результаты освоения программы

Личностные универсальные учебные действия:

- готовность к творческому и жизненному самоопределению;

- стремление к получению новых знаний и развитие эмоционально-волевой сферы.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

- умение планировать свою деятельность, последовательность действий с учетом планирования коечного и промежуточных результатов;

- коррекция своего поведения и способов действий;

- владение приемами оценки и самооценки результатов своей деятельности.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- сформированность навыков управления своим поведением;

- готовность к планированию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

- владение диалогической и монологической формами речи;

- готовность самостоятельно выделять и формировать познавательную цель;

- сформированность умений поиска и выделения необходимой информации;

- развитие способности к моделированию и преобразованию модели с помощью выявления общих законов.

Материально-техническая база

Методическое обеспечение программы

  1. Учебный класс.
  2. Бокс для хранения и ремонта картов.
  3. Магнитная доска.
  4. ПК с программным обеспечением.
  5. ТВ аппаратура.
  6. Нормативно-правовые документы.
  7. Нормативно-правовые документы РАФ.
  8. Инструменты оборудование.
  9. Видеофильмы.
  10. Билеты по ПДД.
  11. Микроавтомобили «карт» (прокатные, Р-85, Р-120).

Так же имеется картодром для проведения учебного и спортивного вождения.