Программа «Очумелые ручки»

Современное общество испытывает дефицит людей инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению любых задач. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает решение проблемы развития детской творческой активности в процессе художественного творчества.

 

Особое значение для развития личности имеют дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается фундамент личности. Интенсивно в этот период детства формируются социально значимые качества, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром.

 

Творческая активность детей может рассматриваться как устойчивое интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интересов и действий, проявляющееся в осознанном поиске творческих ситуаций. Структура творческой активности включает единство мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

 

Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования происходит эффективно при реализации таких педагогических условий как: вариативность содержания образования, адекватный содержанию отбор форм и методов работы с детьми, творчество педагога дополнительного образования, позитивное отношение семьи к творчеству ребенка.

 

Креативные качества (умения) формируются в процессе различных видов деятельности. Рисование, лепка, аппликация, квиллинг, создание различных конструкций из природных материалов относятся к художественно-творческой деятельности и дарят детям радость познания.

Педагоги

Косырева Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования, стаж педагогической работы 10 лет.

Содержание программы

1. Знакомство с детьми – 12 часов (правила поведения в объединении, основные теоретические понятия, основные направления работы на занятиях, инструктаж по техники безопасности, азбука дорожного движения).

2. Соленое тесто −12 часов (история, приготовление, окрашивание, обработка; инструменты, приспособления и дополнительные материалы).

3. Предметная лепка – 12 часов (кошка, зайчик, подсвечник, медальон, каравай).

4. Раскрашивание готовых изделий – 12 часов (материалы, способы):

- основные теоретические понятия (кисть и виды кистей, палитра, цветовая палитра, живопись, жанр, портрет, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический, исторический, гуашь, акварель, фон (холодный и теплый), оттенок).

5. Оформление работ – 12 часов:

- основные теоретические понятия (декупаж, торцевание, рамка, передний и задний план, гофрированный картон, бархатная бумага, паетка, тесьма).

6. Изготовление сувениров к праздникам – 12 часов:

- историческое происхождение праздников, традиции праздников, как дарить подарки, сделанные своими руками.

7. Объёмный квиллинг - 12 часов (из гофрированного картона):

- изготовление животных в технике квиллинг.

8. Изготовление открыток к дню святого Валентина, 23 февраля, 8 марта - 12 часов. (выполнение на картоне открыток по темам с ажурными рамками).

9. Изготовление объемных птиц, насекомых в технике квиллинг - 12 часов:

- беседа о птицах (птицы наших лесов, водоплавающие птицы, подбор бумаги соответствующего цвета, изготовление основных деталей).

10. Композиции на весеннюю тему - 12 часов:

- основные теоретические понятия (названия деревьев, их строения).

11.Выполнение работ к 1 мая и Дню победы - 12 часов:

- выполнение работ посвящённых 1 мая и победе в Великой отечественной войне, проведение беседы с детьми на эту тему формирует патриотизм и гордость за наших предков.

12. Оформление готовых работ - 12 часов.

Цели программы

Цель программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, с учетом их индивидуальных особенностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций посредством тестопластики и квиллинга.

 

Задачи

Предметные:

  • пробудить интерес к лепке из соленого теста;
  • познакомить с историей возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;
  • дать необходимые знания о лепке из соленого теста;
  • обучить доступным техническим приемам и способам лепки из соленого теста, умениям выполнять простые и состоящие из нескольких элементов предметы, передавать их характерные особенности, пропорции частей и выразительность образа поделки;
  • знакомить с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
  • обучать различными приемами работы с бумагой;
  • формировать умения следовать устным инструкциям;
  • создавать композиции выполненными в технике квиллинг;
  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Личностные:

  • развить творческое воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук;
  • развить сенсорную чувствительность, то есть, способность к тонкому восприятию формы, величины, фактуры, цвета, пластики;
  • развивать внимание, память.

Метапредметные:

  • воспитать эстетическое восприятие предмета;
  • воспитать усидчивость, трудолюбие, навыки аккуратной работы с соленым тестом;
  • воспитывать интерес к искусству квиллинга;
  • воспитать отзывчивость, доброту, желание помогать друг другу, гуманное отношение к природе, живым организмам;
  • воспитать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

Результат программы

В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к декоративно- прикладному творчеству, а в частности к таким видам творчества как: лепка из соленого теста, квиллинг;
  • чувства прекрасного и эстетические чувства;
  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
  • основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к взрослым и сверстникам.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся будут уметь:

  • определять и формулировать цель выполнения заданий на занятии, под руководством педагога;
  • понимать смысл инструкции педагога и принимать учебную задачу;
  • определять план выполнения задания под руководством педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
  • решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  • адекватно воспринимать оценку своих работ;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять контроль по результату и способу действия;
  • самостоятельно и с помощью педагога оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

  • различать изученные формы квиллинга; инструменты и способы изготовления из соленного теста;
  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
  • осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и форм, применяемых в технике квиллинг; последовательность изготовления поделок из соленого теста;
  • художественно-образному, эстетическому оформлению работ.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
  • более углубленному освоению понравившейся технике.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

  • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и педагогом;
  • формировать собственное мнение и позицию.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве собственные позиции и сверстников;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Особые условия проведения

Особых условий не требуется, только заинтересованность детей.

Материально-техническая база

Материально-техническое оснащение:

  • учебные столы и стулья, выставочные стеллажи, раковина с горячей и холодной водой;
  • ноутбук или компьютер для демонстрации видео и аудио-записи;
  • тематические иллюстрации, тематические фотографии, фотографии готовых образцов, тематические карточки;
  • мука, соль, вода, соленое тесто, соленое тесто разноцветное, доска для лепки или клеенка, стека, ножницы, скалка, формочки для печенья, салфетка для рук, стакан – непроливайка, кисть, гуашь, акварель, палитра, чесночная давилка, расческа, картон для эскиза, простой карандаш, цветные карандаши, белая и цветная бумага, бархатная бумага, линейки, клей – клей ПВА, «Титан», горячий клей для склеивания поделки и основы, отпечатки;
  • двухсторонняя цветная бумага, картон (для создания основного фона картины), любая бумага с красивой фактурой, приспособления для закручивания бумажных лент, клей ПВА, клей-карандаш, универсальный клей, зубочистки (используются для нанесения клея), ножницы, пинцет, линейка трафаретная с круглыми отверстиями различного диаметра, доска или коврик, на котором можно резать, металлическая линейка, канцелярский нож, фигурный дырокол, карандаши, фломастеры, кисточки, салфетки, скрепки канцелярские, картон обычный и гофрированный, самоклеющаяся бумага;
  • бросовый материал: зубочистка, палочки для коктейля, ватные палочки, красивые нитки для подвески, нити для вязания,фольга,стаканчик из-под сметаны или йогурта, жестяные банки, полиэтилен, тарелки пластиковые или бумажные для составления композиций;
  • природный материал:семена тыквы, арбуза, ракушки, камешки, горох, приправа гвоздики и черный горошек;
  • образцы работ;
  • видеоматериал: видеофильм «Мудрые сказки тетушки Совы. Грибы», отрывок из мультфильма «Фиксики». Мультфильм о Рождестве Христове «Православные истории для детей», мультфильм «Смешарики»;
  • аудиозаписи: русские народные песни “Вальс-шутка”, “Камаринские”, “Барыня”, детская песня«Чунга-чанга» автор слов – Энтин Ю., композитор – Шаинский В.